Найти в Дзене
Аполлоническое ограничение и дионисийское излишество: расскрытие «Тайной истории» Донны Тартт (часть 4)
1. Дионисийская мания величия: инаковость группы По Ницше, искусство – это то, что облегчает человеческие страдания и придаёт смысл существованию. Однако пренебрежение к традиции со стороны людей, оптимистично верящих, что всё можно объяснить логикой (или наукой), разрушило тайну богов, затмило её привлекательность и погубило греческую трагедию. Более того, эта одержимость истиной парадоксальным образом связана с манией величия самонадеянных людей – подобное отношение встречается у главных героев романа (и в произведениях молодого Ницше)...
2 недели назад
Авторская интерпретация буддизма в стихотворении «Горный дух» Гэри Снайдера.
Во всех пьесах Но: место действия четко определено. Также важно отметить, что практически в каждой пьесе Но: мы видим путешествие к конкретному поименованному месту. Так, местом действия пьесы «Ямамба» является горная деревня. Хякума Ямамба, знаменитая танцовщица из столицы и «изящная дама», пересекает горную деревню вместе с монахами-странниками, чтобы совершить паломничество в горный храм Дзэнкодзи. Девушка прославилась исполнением танца горной ведьмы, которая является мифической фигурой, «воплощением горного духа»...
2 недели назад
Эстетика театра Но как основа недуалистических взглядов Гэри Снайдера
Японский театр Но играет одну немаловажную роль в творчестве Гэри Снайдера. Согласно книге Анариной Н.Г. о театре Но, «возникновение театра Но принято относить к последней четверти XIV века. Считается, что развитие Но, как высокого театрального искусства получило начало в 1375 году в городе Нара, в храме Касуга с благословения и поддержки молодого сёгуна Японии Асикаги Ёсимицу. Родоначальниками этого вида театральных представлений считаются Канъами Киёцугу (1333-1385) и его приемник Дзеами Мотокиё (1363-1443)...
2 недели назад
Эстетическая программа и художественная практика «Сан-францисского Ренессанса»
Итак, именно в Сан-Франциско зародился «Ренессанс Нового времени». Поэтическая группа стала собираться в старом пансионате под названием «Трокмортон мэнор», где в темной столовой они обсуждали таких писателей, как Лорка, Лоуренс, Аполлинер, Джойс и многих других. Интерес к группе молодых поэтов стал расти в геометрической прогрессии, и вскоре поэтические чтения стали проходить по всему Беркли по пятничным вечерам: то в доме Леонарда и Патриции Вулф, то в художественных галереях или книжных магазинах...
3 недели назад
Странствие женщины к самости через материнский комплекс: юнгианское прочтение романа Сильвии Плат «Под стеклянным колпаком» (часть 2)
Метафоры и символизм романа «Под стеклянным колпаком» под углом юнгианского прочтения Роман Сильвии Плат «Под стеклянным колпаком» изображает «обряд посвещения» Эстер, стремление главной героини к взрослению и просветлению. Место действия романа начинается в Нью-Йорке, оттуда продвигается в дом матери, а потом в психиатрическую лечебницу. Повествование является стандартным в том смысле, что за раскрытием кризиса/перелома, следуют попытки преодолеть препятствия и поиск решения проблемы. Роман обращает...
3 недели назад
Генезис школы «Сан-францисского Ренессанса»
Термин «Сан-францисский Ренессанс» используется в качестве определения для обозначения поэтической деятельности, сконцентрированной в городе Сан-Франциско, который известен как центр авангардной американской поэзии второй половины XX века. Однако, некоторые исследователи, такие как Алан Уотс и Ральф Джей Глисон говорили, что «Сан-францисский Ренессанс» был гораздо более широким явлением и его надо рассматривать не только в контексте поэтического искусства, но и визуального, исполнительного и философского...
3 недели назад
Аполлоническое ограничение и дионисийское излишество: расскрытие «Тайной истории» Донны Тартт (часть 3)
1. Забава Богов «Греки всё ещё очень близки нам. Даже этот странный ритуал жертвоприношения… который казался воплощением „инаковости“, столь чуждой нашим мыслям и чувствам, находит отклик в нашем мире» - Бернард Нокс С момента зарождения греческой цивилизации мистические элементы божественной тайны были широко распространены в жизни полиса. Одним из ярких свидетельств этой сверхъестественной связи является постоянное присутствие пророков и оракулов в греческих пьесах. Однако Нокс подчёркивает, что во второй половине V века до н...
3 недели назад
Аполлоническое ограничение и дионисийское излишество: расскрытие «Тайной истории» Донны Тартт (часть 2)
Исходя из аргументов Ницше, я рассматриваю аполлоническое как искусственное, а дионисийское как естественное: аполлоническое представление есть отрицание животного «я», предшествующее цивилизации, предшествующее даже построению «я», поскольку дионисийское — это состояние единения, в котором личность сливается со всем космосом. Следовательно, человек – это баланс этих сил, но обычно кажется, что аполлоническое предшествует дионисийскому и подавляет его. В христианском обществе нет места такому явлению,...
3 недели назад
Проблема личностной идентичности в романе Давида Албахари «Приманка».
Давид Албахари – сербский писатель, эмигрировавший в Канаду. Албахари покинул страну в 1993, и с 1995 по 1997 он написал три книги, которые формируются в его «канадский цикл»: «Снежный человек» (1995), «Приманка» (1996) и «Мрак» (1997). Эти романы отличаются от его ранней прозы: метапроза, доминирующая в его творчестве в 1970х – 1980х годах, сменилась на постмодернистскую историческую прозу. Первый роман из «канадского цикла», «Снежный человек», знакомит читателя с дезориентированным героем, который после распада Югославии приезжает в канадский университет в качестве приглашенного лектора...
3 недели назад
Роль китайской поэзии и философии в творчестве Гэри Снайдера на примере стихотворения «Середина августа на смотровой площадке горы Сурду»
Одна из важнейших составляющих эстетической программы Г. Снайдера – взаимозависимость, взаимосвязь и взаимопроникновение американской и других культур. На примере его произведений хорошо прослеживаются тенденции, присущие американской литературе 2-й пол. XX столетия, а именно – интерес к историческому прошлому и национальной культуре, протест против «массового общества» и «военного террора», культ природы. Важное место в его творчестве занимают не только идеи энвайронментализма (экологическое движение,...
3 недели назад
Роль китайской живописи и философии в творчестве Гэри Снайдера на примере стихотворения «Бесконечные Потоки и Горы»
Гэри Снайдер на протяжении уже полувека является ключевой фигурой в американском искусстве и литературе, будучи одним из лидеров «Сан-Францисского Ренессанса» – культурного расцвета на западном побережье Америки в 1950-х годах. Его первый сборник стихов «Каменная отсыпь» был опубликован в 1959 году, затем в 1960 – «Мифы и тексты». В последующие годы были изданы такие сборники, как «Нахлынувшая волна», «Топорища», «Оставлен под дождем», «Горы и реки без конца», «Опасность на вершинах» и др. В 1974-м...
3 недели назад
Аполлоническое ограничение и дионисийское излишество: расскрытие «Тайной истории» Донны Тартт (часть 1)
Что общего у Фридриха Ницше и Ричарда Пэйпена, спросите вы? Возможно, болезненная тяга к живописному. И тут, когда величайшая опасность подстерегает волю, приближается к нему спасительная и целящая волшебница — это искусство; одно оно способно перегнуть мысли об ужасе и абсурдности существования, обратив их в представления, с которыми можно жить: таковы - возвышенное, художественное обуздание ужасного - и комическое: художественное опростание от мерзости абсурда — Фридрих Ницше, «Рождение трагедии»...
1 год назад