Найти тему
Статьи
Пушкин и православие
Александр Сергеевич Пушкин — явление в жизни России. Он не просто гениальный русский поэт, которого любит и чтит вся Россия, он не просто поэт, без которого не состоялся бы "серебряный век" русской культуры. Пушкин оказал огромное влияние на самосознание народа. И если гениальность поэта была очевидна уже современникам, то значение Пушкина в выражении самосознания русского народа раскрывалось постепенно. Это видно, когда читаешь речи, посвященные памяти А. С. Пушкина (1-6). Чем дальше шли годы, тем резче и величественнее выступала роль Пушкина-мыслителя...
5 лет назад
О прорицании (и немного о питонах)
Случилось, что, когда мы шли в молитвенный дом, встретилась нам одна служанка, одержимая духом прорицательным, которая через прорицание доставляла большой доход господам своим. Идя за Павлом и за нами, она кричала, говоря: сии человеки — рабы Бога Всевышнего, которые возвещают нам путь спасения. Это она делала много дней. Павел, вознегодовав, обратился и сказал духу: именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее. И дух вышел в тот же час (Деян 16:16–18). При чтении этого отрывка может...
5 лет назад
Русская идея
Вечная Россия (Сто веков). Худ. Илья Глазунов. 1988. Русская идея — философский термин, введенный Вл.С.Соловьевым в 1887–1888 гг. Широко использовался русскими философами в кон. 19 и 20 в. (Е.Н.Трубецкой, В.В.Розанов, Вяч. Иванов, С.Л.Франк, Г.П.Федотов, И.А.Ильин, Л.П.Карсавин и др.) для интерпретации русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия и будущности, путей соединения народов и преображения человечества. ВВладимир Соловьев. Общий замысел...
5 лет назад
Святой Георгий в грузинской мифологии
Св. Георгий в тигровой шкуре. Грузинская икона. ММифологический образ Георгия. Георгий впитал черты языческого божества солнца, воскресающего и умирающего бога, бога-громовержца. В народных поверьях он выступает как мученик, воин, всадник, борец со злом, охотник, стреловержец (мегрельский Джеге Мисарони, Джеге Моисари — Георгий Стреловержец), громовержец, копьеносец (по-мегрельски Джеге Хангарами — Поражающий копьем), странник, гарант урожая и размножения скота, целитель, страж морали, судия; с...
5 лет назад
Биографические сведения об Иове Многострадальном
Септуагинта. В тексте Септуагинты стих Иов. 42:17 опущен и вместо него вставлена «биографическая» приписка, в которой со ссылкой на «сирийскую книгу»говорится, что первоначальное имя Иова — Иовав (сравните: Быт. 36:33), что родиной Иова была «страна Авситидийская», в пределах Идумеи и Аравии. Сообщается также, что его отца звали Зареф, «из сыновей Исава» (т. е. Иов в 5-м колене восходит через Исава к Аврааму), а мать — Восорра; женат он был на аравитянке, имел сына по имени Еннон. Родословие Иова от Исава, его брак с аравитянкой и отождествление с Иовавомиз Быт...
133 читали · 5 лет назад
За что Церковь «осуждала ученых»
В этой статье я бы хотел просто забавы ради вместе с вами прочитать тексты обвинений, которые предъявляли т.н. «ученым» церковные власти. Вы увидите, что интуитивно именно обвинители оказывались правы с научной точки зрения, когда как «жертвы» были чаще всего теми, кого сегодня принято называть экстрасенсами, магами, аферистами и колдунами. Ниже я просто собрал тексты из разных источников, к которым добавляю свой комментарий для размышления. ЧЧекко д’Асколи — флорентийский астролог и математик В...
5 лет назад
Свобода воли как предмет богословия
Ходят слухи, что христианское богословие зашло в тупик. Не в смысле, что оно себя исчерпало и не может ответить на какие-то вопросы, а в том, что оно вопросов-то никаких и не видит. Все пережёвывают по сто раз одни и те же проблемы папизма, икон и прочих вопросов из прошлого. И здесь всё относительно просто, бери и цитируй, выявляй исторический и культурный контекст цитат, кури герменевтику. И я уже молчу о том, что «всё уже украдено до нас». Я, конечно, с современным богословие знаком потольку-поскольку и ничего утверждать окончательно не могу...
5 лет назад
Никола Сарич: Причастие - наивысшее проявление любви Господа к человеку
Необычные цветовые решения, детали, выражения лиц... Абсолютно все это имеет свой стиль в иконах Николы Сарича. Круговая композиция придаёт сюжетам калейдоскопический вид, словно переплетая персонажей икон в руках Господа. Смесь византийского духовного искусства и современной живописи, вдохновленная духовностью и современной жизнью с её гаджетами, смартфонами... Все яркие моменты, которые мы переживаем, накладываются друг на друга через призму вечных слов Христа в иконах Николы Сарича. Он учился...
5 лет назад
О различии воззрений на образ и подобие Бога в восточной патристике
И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] подобию Нашему <...> И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1, 26-27). Итак, Откровение поведало нам эту тайну. Но что же такое образ Божий в человеке? Все святые Отцы видят в факте творения человека по образу и подобию Божию изначальную гармонию между существом человеческим и существом Божественным. Однако, если мы будем пытаться отыскать в святоотеческих творениях точное определение того, что именно соответствует в нас образу Божию, то нас ожидает легкое разочарование...
5 лет назад
Русский крест-голубец
Голубец [голбец] — крест с кровлеобразным покрытием; надгробие, напоминающее по форме дом. В научной литературе, как и в обиходе, не существует однозначного понятия голубца как креста или надгробия; объединяющей характеристикой такого рода сооружений и знаков является их форма — мотив дома. Термин «голубец» применим к намогильным столбикам, как правило с кровлеобразным покрытием, имеющим на передней грани иконку и/ или крест; к крестам с покрытием в виде кровли, иногда также несущим на себе киот...
489 читали · 5 лет назад
Православие в годы гражданской войны. Между народом и властью
Одним из дискуссионных аспектов проблемы социального кризиса и социальной катастрофы в России первой трети ХХ в. является характерный для трансформации местного общества феномен инверсионных (маятниковых) изменений в период так называемого «переходного» (кризисного) социального развития. В этот период времени, по мнению автора, начинает меняться тип социальности, формируется новая социокультурная структура общества, переосмысливаются и трансформируются традиционные институты и ценности, во всех сферах жизни возникает разрыв между традицией и новацией...
5 лет назад
«Ламаизм» или «тибетский буддизм»?
Тибетские ламы не изменяли буддизм и не сочетали его с какой-либо другой религией. Далай-лама подчеркивает, что в тибетских комментариях даже после краткого толкования учения цитируется источник, будь то речь самого Будды или другого индийского учителя, и только на этом основании утверждается каждое положение. Современные индийские ученые в области как буддийской, так и небуддийской философии отмечали, что даже тогда, когда положения Учения трудны для понимания, их смысл более ясен в тибетских переводах, сделанных много веков назад...
923 читали · 5 лет назад