5 дней назад
Александр Лемешко
38
подписчиков
"Дух,душа, тело" - блог православного священника
Статьи
Мы не имеем права быть бедными!
С того времени как впервые я прочитал о том, что "трудно богатому войти в Царство Небесное" (Мф.19:16-26), я много размышлял на эту тему. И вот какие мысли я сейчас думаю. Бедность (от слова "беда") бывает двух видов: вынужденная и добровольная. К числу первых можно отнести те ситуации, когда, например, человек потерял здоровье и не может добыть себе хотя бы пропитание. В наше время в этой беде отчасти помогает социальная составляющая нашего Государства в виде пособий и пенсий. В этой нужде, с точки зрения Царства Небесного, нет ничего ни спасительного, ни погибельного. Если человек с терпением, молитвой и упованием на Бога переносит эти трудности, то он на пути спасения...
Что общего между крестом и воскресением?
"Рис", которое означает отрезок прямой линии, начерченный на осматриваемом предмете. Слово "Крес" ("к рису", "е" - тут преобразованное "и"), означало ребро, край, границу какого-либо предмета, а "Крест" - соединение двух предметов их краями в форме буквы "Х" или знака "+". Отсюда и до сих пор сохранившееся слово "окрест", "окрестность", что значит: около "креста", т.е. область, окружающая точку пересечения "рисов". Кстати, и "крестьянин" от "христианин" мне тоже не нравится. А почему не так: крестьянин - тот,кто живёт в окрестностях города, не в городе. Глагол "скрестить" поэтому означал соединять...
Теократия или монархия?
"16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. Церемония была подготовлена и проведена московским митрополитом Макарием, видным церковным и политическим деятелем середины XVI в. На Ивана IV были возложены знаки царского достоинства: крест Животворящего Древа, бармы и шапка Мономаха. После приобщения cвятых тайн Иван Васильевич был помазан миром." Это исторического события напомнило мне место в Писании о том, как появилась монархия и какая форма правления была самая богоугодная. Откроем в Ветхом Завете Первую...
Почему православные отмечают день обрезания Иисуса Христа?
Прежде чем начать рассказывать о том сюжете из жизни Иисуса Христа, которое Православная Церковь сегодня отмечает, приведу слова историка Николая Карамзина: "Не удивляемся жестокости Ольгиной: Вера и самые гражданские законы язычников оправдывали месть неумолимую; а мы должны судить о Героях Истории по обычаям и нравам их времени." Эти слова нужно всегда помнить рассуждая о событиях исторических и, особенно тех которые происходили за долго до Рождества Христова. Почему так? Да потому, что мы сейчас живём в обществе, которое воспитывалось последние 1000 лет в свете Нового Завета и заповеди Христовой о любви к человеку и даже к врагу...
Как мы ездили в Магнитогорск
Чем больше церковный праздник, тем больше народу и длиннее богослужения в храме. Говоря светским языком у батюшки работы прибавляется. В моём случае ещё по мимо основных служб на приходе, нужно было ещё помолиться и поздравить военнослужащих в нескольких батальонах. Поэтому, 6 и 7 января с учётом ночной службы оказались весьма утомительными. Это не отменяет моментов проживания радости о Рождестве Христовом, но всё же усталость никто не отменял. "Дух бодр, плоть немощна" (Мк.14:38). Так вот, этот...
"Хлеб всему голова" - это выражение слышал каждый. А выражение Христа: "Я есть Хлеб жизни" - знакомо каждому уважающему себя христианину. Для меня хлеб один из самых важных продуктов. Без хлеба я ем только хлеб и поэтому мне важно, чтобы он был качественный. К сожалению, я не нахожу в магазинах тот хлеб который бы я хотел есть каждый день. Ни по вкусу, ни тем более по составу. Углубившись в теорию я понял, что хлеб на пекарных дрожжах не полезен для организма. Дрожжи дают только пышность, но не делают самого главного. Дело в том, что в зерне содержится фитиновая кислота, которая препятствует усвоению питательных веществ из него. А учитывая, что почти весь хлеб делается из муки высшего сорта (по сути сплошной крахмал), то такой хлеб набивает только желудок и не более. Даже если на упаковке хлеба написано, что он из цельнозерновой муки, то в его составе всё равно есть не малая доля муки в/с и делается он на дрожжах. Чтобы нейтрализовать действие фитиновой кислоты нужно делать хлеб на закваске. Она не только её нейтрализует, но и наполовину перерабатывает зерно в легкоусвояемую форму под действием молочно-кислых бактерий. К слову сказать, всё что переквашено становится полезнее и легкоперевариваемым. Классический пример это квашенная капуста. Так вот если делать цельнозерновой хлеб на закваске, то он и вкуснее, и полезнее, и длительнее по сроку хранения, чем любой магазиный хлеб. Поэтому, с некоторых пор я возобновил его выпечку дома и есть планы по расширению производства. На таком хлебе можно сбрасывать вес и соблюдать диету. И даже, подозреваю, что можно долго протянуть только на нём. Напишите в комментариях, что вы думаете на эту тему. А я, немного позже опубликую свой рецепт вкуснейшего и полезнейшего хлеба🍞
Как воздержание в еде влияет на душу? Всякий человек по взгляду православной аскетической традиции является трехсоставным: дух, душа и тело. Про телесный пост достаточно много рекомендаций и у некоторых создаёт впечатление, что Богу важно то, что лежит у тебя в тарелке. Но, это не так. "Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся" (Ис. 58:6 - 7) - вот что для него важно. А для нас важно научиться управлять силами своей души, чтобы из злого, жадного и завистливого стать добрым, щедрым и благодарным. Поэтому воздержание в пище это первое, самое понятное для всех людей упражнение. Что же в душе? А душа (которая тоже условно-трехчастная) состоит из разума, воли и сердца, и им соответствует три силы мысли, желания и чувства, которые можно объеденить в одно понятие - помыслы. Потому, что когда появлется мысль (желание, чувство), то в работу включается и остальные две. Возникает напр. мысль "а не сделать ли ..." и тут же возникает некое сопутствующее чувство приятия/неприятия и желание или не желание это делать. Соотвтественно, чтобы устроить пост для души нужно начинать различать свои помыслы. Чтобы их проверить на правильность, нужно знание Священного Писания в котором изложена воля Божия. Напр. возникло желание иметь машину, а помысел говорит, что можно деньги стырить и купить желаемое. Тут надо бы вспомнить заповедь "не укради" и отбросить помысел. Но, не всё так бывает очевидно и помыслы порой намного сложносочинёные и лукавые. Как быть тут? У опытных "чувства навыком приучены к различению добра и зла" (Ев. 5:14) Т.е. сразу всё по полочкам не разложишь. Нужен личный опыт, нужен опыт тех кто прошёл этим путём (Церковь их называет святыми), нужно читать и вникать в смысл слов Бога изложенных в Ветхом и Новом Завете. Это первый этап. Второй этап это отсечение греховного помысла, если всё-таки удалось его выявить. Часто не так просто отказаться от помысла который уже вошёл в душу и успел ей понравиться. Т.е. если об этом не помышлять, то вроде и желания не возникает. А если уже погонял его в уме, то скорее всего этот помысел будет владеть тобой, а не ты им. И тут есть один верный способ для борьбы с любым помыслом на любой стадии его развития (об этих стадиях напишу позже). Это начать внимательно молиться. Многие помыслы всеваются лукавыми бесами, и так тонко, что человек с уверенностью принимает их за свои. в этом их (бесов) главное преимущество. Так вот начав молиться человек призывает в помощь Бога, Который посылает свою силу (благодать) и с Его помощью человек одерживает эту победу. Обычно для этой борьбы используют краткие молитвы произносимые часто, такую как например Молитва Иисусова: "Господи, Иисусе Христе, помилуй меня!" На ней проще сосредоточить своё внимание и не рассеятся в многих словах. Об этой технике отражения помыслов написанны целые тома книг и конечно эти книги пыляться на полках церковной библиотеки. Почему? Потому что это серьёзная борьба, требующая внимания, понимания и усердия. А вот прийти в храм и поставить свечку в случае необходимости это просто, и не требует душевного напряжения. Более того это не требует и нравственного усилия, и человек может пойти ограбить и убить и на обратном пути зайти в храм и поставить свечу за упокой убитого.
Вспоминая сегодня святого князя Александра Невского невольно проводишь параллели с современностью. В то время Князь не вступил в евросоюз, где его ждали только на правах покоренного и безвольного. Поэтому, когда они пошли на нас землю с желанием захватить народ и землю, Князь встал на защиту. Землю с её ресурсами хотели захватить, а православие заменить на латинство. Крестоносцы с которыми воевал Князь на Чудском озере были ни кем иным, как теми кто совершал крестовый поход на Русь. Их цель была окатоличить и привести русский народ по власть Римского Папы. Православных считали людьми второго сорта, нехристианами вовсе. А как иначе можно объяснить эти претензии? Прошли века, а история повторяется. Только условными "крестоносцами" выступали те, кто много лет внушал через СМИ людям живущим в России, что эта страна тоталитарная и в ней жить невыносимо. А есть светлые, демократические страны, где всё свободно и нет полицейского контроля и в них даже дышится легче, ведь свежие демократические молекулы воздуха лучше тоталитарных и ватных. Их мысли достаточно проросли в умы людей. Бывает настолько, что они упорно не хотят видеть то, что есть чтото хорошее тут и вожделенно, с грустью смотрят в прорубленное европейское окно. Это я к тому, что противостояние в обозримом будущем не закончится. Европе не нравится, что в России тоже оказывается люди живут и чтото могут, и могут хорошо. Они рассказывали нам про толерантность и терпимость. Вот как раз сейчас у них есть возможность поучится этому самим. Принять факт, что Россия живёт и живёт хорошо. И что мороз нас только закаляет, а трудности делают выносливее и изобретательнее. Только бы, суетясь о земном, веру не потерять. Как не терял её благоверный князь Александр Невский в самые трудные моменты своей жизни. Потому и признан святым.
Приходят новости о том, что некие подростки посмотрели сериал "Слово пацана" и, вдохновившись, совершили преступление. В связи с этим у меня дискуссионный вопрос. Первое. Кино это несомненно искусство и, в моём представлении, всякое искусство имеет нравственный посыл. Второе. Есть необходимость в передаче молодому поколению жизненного опыта, в том числе отрицательного. А как это сделать на словах? Реалии жизни категорически изменились и невозможно сытому объяснить что такое голод. Третье. Воспроизведение этого опыта как визуального нарратива неизбежно может привести к подражанию. Потому что подражают не только хорошему опыту, но и плохому. Четвертое. Романтизация образов неизбежна в любом случае т.к. автор всегда представляет своих героев с сильным эмоциональным посылом (иначе интереса не будет), а харизматичный герой привлекает внимание и влечёт к подражанию. Как быть? Мой ответ такой: надо быть в диалоге со своими детьми и, а) если они не видели, то не погружать; б) если видели, то обсудить. Реальность бывает более жестока, чем любой фильм, и задача родителей подготовить своё чадо ко встрече с ней. Интересно ваше мнение.
Когда появилось требование поститься в еде? Если сказать попросту, то от сотворения своего человек получил заповедь о воздержании: "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Бытие 2:16 - 17). Человек устроен как цельная система (о чем сейчас забыла медицина) и всё что происходит в одной сфере человеческой жизни неизбежно повлияет на всего человека. Так упражнение в воздержании в плане пищи даст возможность человеку быть более воздержанным в принципе. Это как базовые упражнения в спорте, которые дают основу для дальнейшего развития. И именно поэтому в пост много внимания уделяется диете. "Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом" (Лк. 16:10) Но, конечно же неверно сводить пост только к диете. И конечно нужно избегать другой крайности, сказать что главное что не то, что в тарелке главное, а главное это любовь и пр., что само по себе правда, и некоторые приводят в оправдание цитату:"Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем" (Кор 8:8). Но, если почитать контекст этой цитаты, то можно увидеть что она не про пост, а про отношение к пище которая предназначалась для приношения идолам. Но, если действительно подразумевать под словом "любовь" совокупность всех добродетелей "любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится" (Кор. 13:4 - 8), то можно увидеть что в любви обязательно долготерпение, а в терпении содержится воздержание т.е. пост в котором мы упражняемся.
Пост про пост
Пост это не про еду, а про войну. На посту стоит часовой и каждому приходящему задаёт вопрос: "стой! Кто идёт? Ваши документы? Что несёте с собой?" Так христианин должен допрашивать помыслы (мысли, желания, чувства) входящие в его ум. Для того, чтобы освоить этот навык Церковь предлагает простое упражнение: поставить фильтр на своих желаниях в потребляемой пище. Почему именно на пище? Потому, что это самое простое и самое наглядное. Научить воздерживаться в пище можно даже собаку. Ешь это и не ешь то. Прояви силу воли. Сила воли прокачивается как мышца одним упражнением и потом может работать и в других сферах жизни...
Апокриф или Писание?
Провел опрос у себя в телеграм-канале Думаю, что 78% опрошенных мною людей весьма удивились, что о событии введения в храм Пресвятой Девы Марии мы знаем из апокрифов, а не из канонических книг Священного Писания и даже не из святоотеческой литературы. Я объсняю это отчасти тем, что у нас мало распространена традиция вдумчиво и запоминая читать Писание, а тем более знать его наизусть. Иначе бы никто не указал в ответах Новый или Ветхий Завет. Отчасти это может быть из-за того, что само слово "апокриф" стигматизировано и в уме большинства является синонимом слова "подложный"...