Найти в Дзене
Балеты советского времени

Балеты советского времени

О балетах (не редакциях), впервые созданных в 1917-1991 гг. От "Ромео и Джульетты", "Бахчисарайского фонтана" к другим...
подборка · 24 материала
208 читали · 2 года назад
Даруем жизнь в балете Ромео и Джульетте! Каково?
Свой знаменитый балет Прокофьев поначалу (в 1935 г.) написал со счастливым концом: Джульетта просыпалась вовремя, Ромео не умирал; сцена заполнялась народом, вместе с оживающей Джульеттой начинал танцевать Ромео, музыка звучала светлая… Может показаться абсурдом? И покажется. Для чего это? Это театральное произведение. Что скажет зритель, увидев такой финал? Он же знает финал повести, которой нет печальнее на свете… Эту странную историю биографы композитора (например, И. Вишневецкий в книге серии ЖЗЛ) объясняют и просто и сложно одновременно...
164 читали · 3 года назад
Как нелегко создавался балет «Ромео и Джульетта»
В начале было слово. Сюжет. «Самая гениальная трагедия Шекспира, будучи механически перенесена на подмостки оперной или балетной сцены, окажется посредственным, а то и вовсе плохим либретто», – подмечал в 1940 году критик И. Соллертинский. Потому что драматургия балета и оперы имеет свои особые законы, отличающиеся от драматургии «словесного театра». Именно поэтому стоит обратить особое внимание на авторов балетного сценария, сделанного на основе трагедии В. Шекспира. В 1930-е годы в театрах Ленинграда работал режиссер Сергей Радлов...
330 читали · 3 года назад
Чем С. Прокофьев заслужил «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете»? И от кого?
Вот с такой познавательно-исследовательской темой я к вам сегодня, читатели мои, после некоторого перерыва. Строки книг говорят о рождении балета «Ромео и Джульетта» следующее. Музыка была написана С. С. Прокофьевым в 1935 году на первоначальный сценарий, у которого был не один автор. Он был даже не со смертельным концом, как известно. Заказ был лишь приблизительным: балет на серьезный сюжет из большой литературы. И вот «Не является тайной история первого прослушивания клавира «Ромео и Джульетты» в бетховенском зале Большого театра...
267 читали · 3 года назад
Слухи и факты о «Мастере и Маргарите» Ю. Григоровича. Почему он не поставил этот балет?
Для «разминки» я уже предлагала моим уважаемым читателям небольшой постик на эту тему. Актуальность обусловлена недавним появлением в репертуаре Большого театра балета по этому роману, но в постановке другого балетмейстера, Э. Клюга. И я решила развернуть несостоявшееся хореографическое полотно во всей возможной шири. Пришлось провести прямо исследовательскую работу, и даже почти без Интернета, он помог мало. Итак, «Мастер и Маргарита» – не поставленный балет Юрия Николаевича Григоровича, в представлениях не нуждающегося...
152 читали · 3 года назад
Мастер и Маргарита на балетной сцене, которых не было. В годы «перестройки» Юрий Николаевич Григорович собирался поставить в Большом театре балет по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» на музыку польского композитора К. Пендерецкого. Этот смелый проект не состоялся, перейдя в мир идей («а это могло бы быть!»). Сейчас, в связи с прошедшей 1 декабря в Большом премьерой балета «Мастер и Маргарита» румынского балетмейстера Эдварда Клюга, вопрос опять актуализировался.   О работе Григоровича над этим сюжетом почти ничего неизвестно, но я кое-что нашла. В интервью, вышедшем в январе 1987 года, Юрий Николаевич Григорович рассказывал: «Мы находимся в самом начале пути. Есть три варианта сценария, которые написали Пендерецкий, критик Александр Демидов и я. Окончательный выбор пока не сделан. Воплотить весь роман нет возможности, да это и не нужно. Хотя мы буквально разрываемся на части. Важна и тема магистра Воланда, тема любви и преданности, вечная тема творчества, линия Иешуа и Понтия Пилата… Многое будет зависеть от того, как наши совместные беседы повлияют на Кшиштофа, что он напишет. Балет все-таки начинается с музыки». P. S. Интересно, что Булгаков работал в Большом театре: литературным консультантом и либреттистом (с 1936 г.). Ни по одному из его либретто так и не был поставлен спектакль. Теперь театр отдал писателю долг. Я не смотрела балет, только читала рецензии и отзывы, но верю, что у Юрия Николаевича бы получилось несравнимо лучше. Но чего нет, того нет…
144 читали · 3 года назад
Раритет из 1950-х: фильм по балету Чабукиани «Синатле»
Недавно (в конце августа) любителей балетной старины и раритетов порадовал YouTube. Мне вот прямо сразу он прислал на смартфон приятное уведомление, что кое-что выложили. Только недавно перед этим я искала в Интернете фильм «Мастера грузинского балета» (1955), состоящий их двух фильмов-балетов Вахтанга Чабукиани с его участием – «Лауренсия» и «Синатле». Не находила, не было. И вот они, готовенькие! Огромное спасибо автору канала! Узнав, что я скоро посмотрю нечто вроде оригинала «Синатле» и «Лауренсии», я раздобыла для фактической базы книгу В...