Найти в Дзене
Двигатели истребителя F-14
В данной статье рассмотрим характеристики трёх разных типов двигателей истребителя F-14. Как известно, исходным типом двигателя истребителя F-14 был TF30-P-412A. В какой-то мере можно сказать, что TF30-P достался Томкету в "наследство" от программы разработки палубного истребителя-перехватчика F-111B, по сути это был двигатель для истребителя 3-го поколения, которым оснастили истребитель поколения 4-го. Но для остальных истребителей 4-го поколения стали разрабатывать и новое поколение двигателей - более мощных, легких и хорошо подходящих для полетов на больших углах атаки...
122 читали · 1 неделю назад
Истребители сотой серии (часть 4)
Продолжение обзора истребителей сотой серии (начало см. в первой, второй и третьей частях). Систематизация и группировка В состав сотой серии входит 12 самолетов, при этом 8 из них серийные, 1 опытный, и 3 не вышли из стадии проектов. В целом эти машины объединяют их скоростные качества (все машины сверхзвуковые) и то что все они являлись истребителями (истребители господства в воздухе, истребители-перехватчики, истребители-бомбардировщики и истребители, совмещающие все эти роли). Внутри сотой серии можно выделить основную линейку машин, и те машины, которые выбиваются из общего ряда...
2 недели назад
Аэродинамика F-4, F-15, F-16 и F-18
Интересно сравнить аэродинамику истребителей 4-го поколения "наглядно", с помощью сопоставления поляр, показывающих соотношение коэффициентов подъёмной силы Су и сопротивления Сх на разных режимах полета. На данный момент в открытом доступе имеются данные о полярах F-15, F-16 и F-18. К сожалению, некоторые вопросы есть по F-14 - хотя данных продувок по нему много, но точной балансировочной поляры, по которой считаются летные характеристики, пока найти не удалось. Не лишним для сравнения будет взять...
512 читали · 2 недели назад
X-31, F-16 и F-18
Интересная статья 1994 года про самолеты с управляемым вектором тяги - X-31, F-16 MATV, F18 HARV. В целом это интересный материал для изучения темы полета на больших углах атаки и эффективности управления при помощи вектора тяги, однако обратим внимание на отрывок текста, по которому можно сделать вывод о возможностях обычных серийных истребителей F-16 и F-18 на больших углах атаки: При оценке F-16 сказано, что он обладает худшей аэродинамикой в группе этих 3-х самолетов (следует понимать что оценка...
4 недели назад
YF-16 vs YF-17
YF-16 vs YF-17 - известное в авиационных кругах соревнование двух прототипов истребителей в рамках программы LWF. Не будет преувеличением сказать, что эти два самолёта до сих пор являются одними из самых маневренных в мире сверхзвуковых истребителей. YF-16, победивший в конкурсе, открыл дорогу для серийного производства чуть большего по размерам и площади крыла F-16. YF-17, несмотря на проигрыш в конкурсе, вызвал интерес у авиации флота, и на его базе был разработан палубный истребитель F-18, также отличающийся от исходного YF-17 большими размерами и площадью крыла...
1 месяц назад
Т-10 в сравнении с F-15A (часть 1)
Истребитель Т-10 - первоначальный вариант Су-27, который не смог достигнуть достаточных характеристик для конкуренции с F-15, вследствие чего проект был переработан в значительно более совершенный Т-10С, ставший в итоге широко известным Су-27. Казалось бы, в этой истории все итак понятно - исходный Т-10 не имел маневренной механизации крыла, оживальная форма крыла приводила к сильной тряске на маневре, конструкция и обводы Т-10 были не полностью оптимизированы. Очевидно что можно было создать лучший по всем параметрам вариант самолета, которым и стал Т-10С, и это было абсолютно верным решением...
138 читали · 3 года назад
Истребители сотой серии (часть 3)
Продолжение обзора истребителей сотой серии (начало см. в первой и второй частях). Во третьей части будут рассмотрены два нереализованных проекта (трехмаховый перехватчик и двухмаховый конвертоплан) и два серийных двухмаховых истребителя. Проект трехмахового высотного истребителя, предназначавшийся для перехвата бомбардировщиков и других воздушных целей, а также для сопровождения B-70. F-108 имел схожую с XB-70 компоновку, но не с пакетным подфюзеляжным воздухозаборником, а с боковыми клиновидными воздухозаборниками...
3 года назад
Истребители сотой серии (часть 2)
Продолжение обзора истребителей сотой серии (начало см. в предыдущей части). Во второй части будут рассмотрены четыре двухмаховых истребителя, три из которых являются серийными машинами. F-104 Starfighter (1954 XF-104, 1956 YF-104, Lockhed) Истребитель завоевания господства в воздухе, истребитель-перехватчик и истребитель-бомбардировщик. Приведены две даты первого полета разных прототипов. Прототип XF-104 был полуторамаховым самолетом с нерегулируемыми воздухозаборниками и более слабым "нештатным" двигателем J65...
242 читали · 6 лет назад
Истребители сотой серии (часть 1)
Послевоенная реактивная авиация отличалась особым разнообразием, большое количество типов самолетов, многие из которых и в кругах любителей авиации не особо то известны. Машины ВВС США конца 40-х возможно являются самым ярким примером разнообразия типов послевоенных истребителей, практически все индексы истребителей "F" от 80 до 97 заняты серийными или опытными истребителями того времени! При этом среди всех этих самолетов широко известен пожалуй только F-86. Остальные истребители того времени также...
467 читали · 6 лет назад
Площадь крыла истребителей
Для истребителя показатель площади крыла и напрямую связанной с ним нагрузки на крыло является важным фактором, позволяющим оценить маневренные возможности самолета. Площадь крыла, используемая в аэродинамических расчетах, включает в себя подфюзеляжную часть и как правило вычисляется по упрощенному контуру крыла, без учета всех особенностей его геометрии, что можно наглядно увидеть на этом изображении. В большинстве случаев расчетная площадь крыла близка к реальной площади крыла с учетом подфюзеляжной части...
277 читали · 6 лет назад
F-4 на больших углах атаки
В данной статье наглядно рассмотрим процессы, происходящие с F-4 по мере набора угла атаки, режимы, предшествующие сваливанию, и само сваливание. Для этого рассмотрим график коэффициента подъемной силы F-4 и фрагменты из видео испытаний самолета на срывных режимах. Данный график показывает не только изменение коэффициента по углу атаки, но и отображает, что происходит с самолетом при увеличении угла атаки. Как можно видеть на графике, примерно до 9-11 градусов угла атаки коэффициент подъемной силы самолета растёт линейно...
146 читали · 6 лет назад
Интерцепторы и дифференциальный стабилизатор на МиГ-23
На МиГ-23 для управления по крену используются интерцепторы и дифференциальное отклонение стабилизатора. Встречается мнение, что дифференциальный стабилизатор должен быть очень эффективен по крену, т.к. его площадь значительно больше, чем площадь элеронов или интерцепторов. Однако это мнение ошибочно, т.к. на дозвуковых скоростях интерцепторы и элероны, вследствие особенностей дозвукового обтекания, влияют на всю площадь крыла, соответствующую занимаемому ими размаху крыла. К тому же плечо до центра...
360 читали · 6 лет назад