Найти в Дзене
МЕТОД ФЕЛЬДЕНКРАЙЗА ДЛЯ КОУЧЕЙ
С октября прошлого года со своим учебным курсом по бодинамике участвовал в обучении группы телесно-ориентированных психологов. За полгода в быстром темпе в онлайн-оффлайн форматах прошли все семь структур характера. К каждой структуре были подобраны и уроки соматического движения — на включение, осознавание и проработку мышц, соответствующих той или иной структуре. И один из вопросов, который возник после обучения — вот уроки соматического движения, они прекрасны, но можно ли как-то адаптировать...
1 год назад
ГДЕ НАХОДИТСЯ УМ? ТОЧНО НЕ В МОЗГЕ!
Так ли уж необходим мозг? «Глядя на губчатое тело асцидии, трудно поверить в то, что это существо относится к типу хордовых, который включает в себя представителей животного мира со спинным мозгом, таких как рыбы, птицы, пресмыкающиеся и люди. Но, в отличии от других животных своего типа, асцидии не сохраняют свой головной и спинной мозг навсегда. Они „держат“ их лишь когда они нужны» Так начинается одна из глав в книге С. Бейлок «Мозг и тело». Свой жизненный путь асцидия начинает с формы личинки...
1 год назад
О МЕТОДЕ ФЕЛЬДЕНКРАЙЗА
О методе Фельденкрайза (из книги The Feldenkrais Method for Executive Coaches, Managers, and Business Leaders: Moving in All Directions). Метод Фельденкрайза получил свое название в честь его создателя — ученого доктора Моше Фельденкрайза (1904−1984). Метод сформировался под влиянием его опыта в физике, инженерном деле и дзюдо. Метод основан на надежных механических и неврологических принципах, которые легко доступны с помощью простых практических занятий. Благодаря своему акценту на практическом...
1 год назад
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЫЩЦ ЧЕЛЮСТИ. ЧАСТЬ 3.
Медиальные крыловидные мышцы (pterygoideus medialis) С боковых сторон черепа расположены парные мышцы, смещающие нижнюю челюсть в левую или правую сторону, а также выдвигающие нижнюю челюсть в горизонтальной плоскости. Это медиальные крыловидные мышцы. Если они напрягаются одновременно — то челюсть выдвигается вперед. Если напрягается одна из них — то челюсть смещается в сторону. Вот как эта мышца включается при развитии ребенка The child is practicing chewing; begins making grinding movement back...
1 год назад
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЫШЦ ЧЕЛЮСТИ. ЧАСТЬ 2.
Двубрюшная мышца (Digastricus) Какие мышцы являются антагонистами рассмотренных в ч.1 Массетеру и Темпоралису (капитальные таки названия, право, типа Гильденстерн и Розенкранц)? Это двубрюшная мышца с не менее впечатляющим названием Digastricus (дигастрикус). Двубрюшная мышца соединяет основание черепа с челюстью через подъязычную кость. Эта мышца примечательна тем, что две её части (брюшки) имеют различное эмбриологическое происхождение и контролируются разными нервами. К жевательной мускулатуре относится только переднее брюшко...
1 год назад
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ МЫШЦ ЧЕЛЮСТИ. ЧАСТЬ 1.
Многие из нас очень сильно сжимают челюсти, и скрежещут ими во сне. Это говорит о высоком уровне стресса и вредно для зубов. За поднятие нижней челюсти (жевание, сжатие челюсти, закрывание рта) отвечают две мышцы — Жевательная (Masseter) и Височная (Temporalis). Бодинамическая теория подтверждает вывод о том, что причиной сильного напряжения этих мышц является сильная психологическая или когнитивная нагрузка. Ниже приведены описание психологических значений этих мышц (из книги Body Encyclopedia:...
1 год назад
ПОТОК «ЗАЗЕМЛЕНИЕ: опора, устойчивость, баланс»
В марте 2024 – ПОТОК «ЗАЗЕМЛЕНИЕ: опора, устойчивость, баланс» Мы стоим, используя для опоры кости скелета. Голова опирается на позвоночник, позвоночник – на таз, таз – на колени, а колени – на стопы. В идеальном варианте удержание равновесия не требует мышечных усилий и позволяет легко и свободно двигаться, чувствуя опору на землю. Хорошая опора позволяет выпрямиться в полный рост. Но по ряду причин мы привыкаем использовать для опоры не кости, а свои напряженные мышцы. Там, где могла бы быть реакция опоры/костей – действуют напряженные мышцы...
1 год назад
ДВИЖЕНИЕ С НАМЕРЕНИЕМ
Движение это жизнь. Практики осознанного движения помогают избавиться от напряжения, легче дышать, обучают нас не напрягаться без нужды и легко получать то, что нам нужно, с любовью и вниманием относиться к себе и другим. И так далее — польза для тела бесконечна. Но этого мало. Практики осознанного движения могут принести гораздо больше, если использовать их с намерением. Если вы идете в спортзал, то вы хотите стать сильнее? Или просто сбросить калории и стать суше? Или вам нужно просто убить время...
1 год назад
МОДЕЛЬ СОЗНАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ - ЧТО В НЕЙ НЕ ТАК?
Недавно был на методическом семинаре по улучшению навыков обучения онлайн. Там нам показали ролик о том, как обучаются взрослые люди (https://youtu.be/taKd3bZ10BM?si=rUNzaA4NyOet9daY). В ролике собраны все методические основания, на которых ныне покоится андрагогика. Какой же образ обучающегося «взрослого» вырисовывается? «Взрослые не терпят критики и поглощены результативностью» «Обучение не должно угрожать личности обучаемого» «Обучаемому важно не потерять авторитет» «Для взрослых важно избежать...
1 год назад
Интересная статья про выгорание (vc.ru/...n..) и то, как с ним справляться. Автор пишет, что исследовал этот вопрос, посмотрел разные вебинары, но ответа на вопрос, как выходить из выгорания, не получил. «К сожалению, все они про понимание "как там что работает". Но в режиме "выгорел" понимание - это самая бесполезная инвестиция времени. Понималка, все равно, не работает. Кто-то берет модель Бека, кто-то модель мозга с нейромедиаторами. Но это не валидные модели. Там нет кнопки, чтобы включить нейромедиаторы или отключить обезьянку сиюминутного удовольствия, потому, что нужны не новые привычки, а стирание старых» Как я понимаю, «Стирание старых привычек» - это перестать делать всё в стремлении получить результат. «Выгорание наступает, когда мы очень много вкладываем сил в "липовую" цель. Или в цель выше наших способностей. Или это чужая цель, на которую нас кто-то замотивировал» «Оттуда (из выгорания) нет самостоятельного выхода. Для преодоления потенциального барьера нужна энергия, а ее нет» Где брать энергию? Чтобы получить энергию надо ничего не делать. И, согласно автору статьи, рабочий механизм выхода (из выгорания) – это медитация + телесная практика. Цигун большое дерево - Чжан чжуан. И дальше автор описывает чудесные результаты этой практики. С тезисом «чтобы получить энергию, надо ничего не делать (ради чужого результата)» в целом согласен. А в плане практик мне больше нравится вариант «лежать и медленно шевелиться» (соматическое движение). Интересно, что автор затрагивает и механизмы восстановления энергии, в частности пишет про дыхание. «Верхнее дыхание у большинства людей заблокировано. Чтобы оно заработало, надо открыть грудь, почувствовать как двигается грудная клетка, поднимаются ключицы. Это вторая ступень цигун» На самом деле чтобы верхнее дыхание ощутилось и включилось (а также нижнее и среднее), не обязательно годами заниматься цигун, добиваясь второй ступени. Достаточно одного урока соматического движения, который называется «Дыхательные объемы». А в Потоке «Дыхание» не только этот урок, а еще плюс пять уроков соматического движения с обучением различным дыхательным практикам для саморегуляции, снятия стресса и профилактики выгорания, улучшения жизненного потенциала за счет увеличения жизненного объема легких. Два занятия уже доступны в записи, впереди еще четыре занятия, которые можно будет сделать с группой. Присоединяйтесь! Подробности по ссылке (somanautica.ru/...e..)
1 год назад
Генри Форд сказал: «Бедность в значительной степени происходит от перетаскивания мертвых грузов». Бедность – это не только про нехватку средств для жизни. Это и про неспособность отвлечься от борьбы за выживание и посмотреть на жизнь шире. Мертвые грузы – это не только ненужные, бесполезные вещи, транспортировка и хранение которых обходится значительно дороже их самих. Это также наши стереотипы, убеждения, мысли, взгляды, человеческие связи, которые себя исчерпали, но к которым мы сохраняем привязанность и привычку. А если применить эту мысль к телу? Слабость в значительной степени происходит от перетаскивания мертвых грузов (мышц?)
1 год назад
Про эффективность практик соматического движения Меня иногда спрашивают про эффективность практик соматического движения по методу Фельденкрайза. Вот один из моих способов отвечать на этот вопрос. Есть два вида деятельности — процессы и проекты. Проекты имеют конечную длительность и должны принести в конце запланированный результат. Процессы связаны с деятельностью, не имеющей запланированного срока окончания и явно выраженного результата. Вот например человеческая жизнь для самого человека — это проект или процесс? Для кого-то это проект — вот началась, вот через несколько десятков лет закончится. При таком подходе будешь хотеть получить от жизни по максимуму за отведённое тебе скромное время. Для кого-то его жизнь это процесс — позади много жизней, впереди много жизней… Если душа бессмертна, то какой смысл торопиться?! Воспитание детей? Для кого-то это проект, в котором надо побыстрее получить возврат инвестиций. Для других это процесс, в котором роли навсегда распределены (я родитель, ты ребенок) и дрейфуем по жизни с таким раскладом. Искусство жизни заключается в том, чтобы определить для себя, что для меня процесс, а что — проект. Где и что я делаю быстро и для результата, но трачу энергию. А где — медленно и не задумываясь о результате, обращая внимание на процесс — и получаю энергию. Изучение английского языка? Если нужно сдать экзамен, то включается проектный подход- есть дедлайн, есть нужный результат. Человек напрягается, всё сдаёт — но достигнутый уровень (без должной практики) достаточно быстро теряется. А вот если сделать английский язык частью образа жизни (процессом) — то уровень будет сохраняться и повышаться. Снижение веса? 10 кг за три месяца? Легко! А через шесть месяцев какой будет вес? Ответ неопределенный. Может сохраниться, но обычно после усилий по достижению цели и получению результата идет расслабление (и это понятно — воля как мышца — устаёт и нуждается в отдыхе) и прежний вес у многих возвращается. Чтение книг? Общение с людьми? Занятия спортом? В каждой деятельности можно культивировать как процессный, так и проектный подходы. Проектный подход — я делаю это для достижения внешней цели и трачу себя. Процессный подход — я делаю это для себя, наполняя и развивая себя. Мое глубокое убеждение в том, что занятия соматическим движением требуют процессного подхода. Это повседневная практика, ценность которой измеряется не только и не столько ее результатами. А результат является не целью, а приятным побочным эффектом правильно организованной практики.
1 год назад