Найти в Дзене
Хочу сделать сегодня дополнение к последнему посту – о выученном чувстве вины. Дополнение небольшое, но, на мой взгляд, очень важное. Есть разновидность чувства вины: «вина неясная» или «вина во всем». Дело в том, что ребенка в детстве могут часто ругать, критиковать и наказывать, но за что-то конкретное – за то, что ребенок способен понять и оценить, как нечто, само по себе нехорошее или неудачное (хотя для ребенка почти всегда однозначно простительное; впрочем, не с точки зрения его родителей). А могут ругать… за все. В том числе и за вещи прямо друг другу противоположные. Например, сначала за то, что он «где-то болтается, вместо того, чтобы уроки делать», а в следующий раз – за то, «что все время дома сидит, а не гуляет, как нормальные дети». И в целом – что бы ни делал ребенок, им все время недовольны – так, что он проявления этого недовольства отслеживает и постоянно на них реагирует: сердце сжимается, плечи сутулятся, лицо хмурится и т.д. Или просто – на душе все время нехорошо и тревожно. Потом, вырастая, взрослея, человек, чье детство было таким, невольно ощущает эту «неясную виновность», которая особенно плоха тем, что непонятно, что с ней делать: он же с самых ранних лет «выучил»: что бы он ни делал, все не так. Кто-то в итоге начинает действовать хаотично и зачастую бессмысленно, кто-то, наоборот, боится сделать что-то «лишнее» и «неудачное». И, конечно, это состояние очень тягостно и представляется безысходным, «прекрасно» соединяясь с уже упоминавшимся состоянием выученной беспомощности. О чем бы ни шла речь – о работе, социальных контактах или личной жизни, данная «программа» представляет собой существенную проблему. Которую обязательно нужно решать. И, пожалуй, на следующей неделе я опишу еще пару выученных состояний, а после напишу обстоятельный пост (или тоже пару) о том, как с выученными состояниями работать или, что то же, как себя перепрограммировать: как бы страшно или, наоборот, претенциозно это ни звучало, речь идет о действиях вполне естественных и отнюдь не невозможных.
12 часов назад
Еще одно выученное чувство, мучающее человека, мешающее ему жить и даже правильно воспринимать реальность, это чувство вины. Как оно проявляется? Что бы ни происходило, человек во всем ищет (и находит – даже если на самом деле ее нет) свою вину. И нет, это не смирение и не рациональное исследование: есть ли здесь хоть какая-то доля моей вины и могу ли я, следовательно, что-то исправить, изменить, сделать лучше для себя и для других. Это болезненное переживание, каждый раз вызывающее у человека стресс, парализующее волю, блокирующее возможность думать, анализировать, делать разумные выводы. Не полностью парализующее и не полностью блокирующее – но в очень значительной степени. Откуда оно родом, это состояние? Как и большинство подобных ему, практически всегда из детства (есть условия, в которых у человека также могут совершено «полноценно» сформироваться такие же программы, например, у узника концентрационного лагеря, у заключенного в местах лишения свободы, у человека, живущего в тоталитарном государстве в режиме жесточайшего контроля и подавления: зависимость, внешняя несвобода, ощущение своей мизерности перед лицом власти, близкой к абсолютной, созданию подобных программ в нашем мозге весьма способствуют; но перечень возможных ситуаций все же не полон). Самый простой способ взрастить в ребенке чувство вины – постоянно говорить ему, что он виноват, или уже указывать на это самыми различными способами: наказаниями (телесными или связанными с лишением чего-либо), изменением тона, выражением лица, прекращением общения или сменой общения теплого на холодное или даже враждебное, насмешками и уничижительной критикой. Инструментов много и взрослые используют их, зачастую абсолютно не задумываясь, что они таким образом делают с ребенком и какой «задел» на несчастливое будущее ему создают. Безусловно, многое зависит от совокупности факторов и от особенностей темперамента самого ребенка: пассивный ребенок послушно адаптируется и очень быстро становится «всегда виноватым», активный противится, борется, отстаивает себя, однако и в том, и в другом случае «программа виновности» формируется, просто возникает существенное отличие в ее характеристиках и типах реагирования на импульс «обвинения». Если в одном варианте это может быть безоговорочное принятие «вины» и возникающая в связи с этим тревога (или страх, или упоминавшееся уже ранее ощущение беспомощности), то во втором это будет, например, гнев, агрессия, переход от обороны к нападению. Но основа и там, и там одна: та самая программа, которая «пишется» регулярными обвинениями и необходимостью для ребенка их выслушивать: ведь деться ему чаще всего некуда. Тот, в ком эта программа действует, наверняка очень хорошо понимает, о чем я говорю, и не понаслышке знает, как нелегко с ней жить и жить счастливо и полноценно. Но повторю то, о чем уже писал и о чем писать еще буду: тот факт, что эта программа в нас «встроилась», не означает, что она должна подчинять нас себе вечно. Мы можем с ней расстаться, как и практически со всем, что мешает нам и что на самом деле не наше.
1 день назад
Кто несет ответственность за свободу, дарованную человеку Богом? Бог или человек? Посмотреть запись со встречи можно в ВК: https://vkvideo.ru/video300641983_456241873 Или на YouTube: https://youtu.be/-rK8t7Thx5U?feature=shared
2 дня назад
Пожалуй, самое известное выученное чувство (или, что то же, состояние), которое у всех на слуху, это чувство выученной беспомощности. Прекрасной и во всех отношениях «исторической» иллюстрацией к нему являются опыты Мартина Селигмана с собаками. Если вкратце, то суть их заключалась в следующем. Собаку помещали в клетку, по которой пускали ток (Селигману это не нравилось, страдания собак, очевидно, его беспокоили, а в какой-то момент его самого тоже ударило током, так что он отчасти разделил с испытуемыми болезненную сторону исследования). В той же клетке была педаль, нажав на которую (очевидно, в первый раз случайно), собака могла остановить подачу тока. В какой-то момент собака выявляла закономерность и нажимала на педаль уже намеренно, добиваясь освобождения от беспокоящих ее разрядов. Таким образом получалось, что она могла до известной степени управлять ситуацией, влиять на нее. Затем эту же собаку пересаживали в пространство, обнесенное невысокой загородкой, внутри которой также пускали ток. Что делала собака? Перемахивала загородку и освобождалась от неприятных ощущений. Других собак помещали в клетку с током, которая отличалась от первой тем, что педали там не было. И сколько бы собака ни металась по ней, избавление не приходило. В резултьтате собака «делала вывод», что повлиять на происходящее она не может никак. О «выводе» свидетельствовало продолжение опыта – та же невысокая загородка и ток внутри. Что происходило в данном случае – с собакой, в клетке у которой не было педали и которая не могла блокировать подачу тока? Собака не перепрыгивала (!) загородку, а оставалась внутри, невзирая на очевидную легкость избавления от страданий. Почему? По одной причине: ее мозг успевал сформировать эту самую «программу беспомощности», «убеждающую» ее в том, что она ни на что не может повлиять. Аналогичная программа формируется в мозге ребенка, который в ранние годы своей жизни регулярно оказывается в ситуации, в которой он, в силу именно детского возраста и отсутствия необходимых ресурсов, знаний, опыта и т.д., не может ни на что повлиять. Таких ситуаций может быть множество и практически все они создаются взрослыми, спектр вариантов очень широк – от физического насилия до пресечения любой инициативы, обусловленного гиперопекой. К такому результату – к созданию и закреплению программы выученной беспомощности – может привести практически все, что убеждает ребенка в том, что он всего лишь объект, на который оказывается воздействие, но ни в коем случае не действующий субъект. Естественно, что в реальности дело не так часто доходит до ощущения именно полной беспомощности, масштаб проблемы может быть различен, данная «программа» может активироваться избирательно, в зависимости от наличия триггеров, а может быть вполне универсальной, вариантов много. Здесь я говорю о самом существе – как она вообще возникает. Слава Богу, в отличие от собак, человек все же в состоянии сам или с помощью специалиста опознать в себе действие подобной программы, разобраться, как ее «деактивировать» и какую программу «написать» взамен ее. На это и должна быть направлена работа в случае, если человек попал в ограничивающую его зависимость от этого или иного выученного состояния. Я обязательно напишу пост (возможно, не один) о том, как эта работа может осуществляться, точнее, на каком принципе она основывается и как строится. А в ближайшие дни опишу еще пару похожих «программ» для наглядности и лучшего понимания. P.S. Прекрасная иллюстрация к разговору о программе выученной беспомощности старый фильм Тиля Швайгера «Босиком по мостовой» (2005, Германия, США. Режиссер Тиль Швайгер). И поскольку давно не было кинорекомендаций, то вот и она – в таком сжатом формате. #игумен_Нектарий_рекомендации_фильмы
2 дня назад
Феномен фарисейства и всего того, что копирует его, тесно примыкает к нему, в нашей нынешней, уже не ветхо-, а новозаветной жизни, на этом и основан. На стремлении сформировать некий свод правил, которые дают возможность исполнять их внешним образом, без участия сердца, и успокаивать себя: вот, ты сделал все, что должен был сделать. И ты молодец. И чего тебе остается ждать? Лишь одного — награды. Это приносит удовлетворение. Это дает возможность хорошо думать о себе и плохо о «других», тех, кто «правил не соблюдает». Это усыпляет совесть и питает гордыню. И, как принято говорить, «растит внутреннего фарисея». Отрывок из книги «Не заблудиться на пути ко Христу. О сути религиозной жизни» можно прочитать по ссылке: https://graph.org/Ne-zabluditsya-na-puti-ko-Hristu-09-02 Приобрести книгу с автографом автора можно в магазине «Хороших людей»: https://horoshieludi.shop/tproduct/678170931-371780579552-ne-zabluditsya-na-puti-ko-hristu-o-suti Также книгу можно приобрести на OZON: https://ozon.ru/t/brMw8WQ
3 дня назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала