Найти в Дзене
Огромное место в наших отношениях с Богом занимают… люди. Можно смело утверждать, что человеческий фактор имеет в данном вопросе колоссальное значение. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» и «возлюби ближнего твоего, как самого себя» — это не просто две заповеди, на которых «утверждается весь закон и пророки». Это заповеди, теснейшим образом связанные друг с другом – настолько, что выполнение одной невозможно без другой. «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?». Отрывок из книги «Не заблудиться на пути ко Христу. О сути религиозной жизни» можно прочитать по ссылке: https://graph.org/Ogromnoe-mesto-v-nashih-otnosheniyah-s-Bogom-zanimayut-12-11 Приобрести книгу с автографом автора можно в магазине «Хороших людей»: https://horoshieludi.shop/knigi-igumena-nektariya/tproduct/678206516-371780579552-ne-zabluditsya-na-puti-ko-hristu-o-suti Также книгу можно приобрести на OZON: https://ozon.ru/t/brMw8WQ
19 часов назад
Для всех, кто зависим от чужого мнения, страдает от чувства выученной вины, большой проблемой является общение с людьми, привыкшими «давить», то есть давать директивные указания и убеждать в том, что их обязательно необходимо исполнить, причем даже в тех случаях, когда речь идет о ситуациях сугубо личного характера. Соглашаться не хочется, есть ощущение абсурдности происходящего, но… Но как же отказаться, как выразить несогласие, если давящий сердится, если он уходит раздосадованным, ведь получает, что это ты виноват в его неудовольствии? Нет, виноват в этом не подвергающийся давлению, а давление оказывающий. Никто ни у кого не имеет право отнимать свободу. И если кто-то хочет руководить вами просто потому, что он по какой-то причине уверен, что ему это можно, и расстраивается, «вдруг» узнав, что на самом деле нельзя, то это лишь его собственная проблема. Он волен распоряжаться своей жизнью, но не волен – вашей. Если же вы дадите ему такое право, то вашей она быть перестанет. И ни к чему хорошему это не приведет: никто из стремящихся тотально подчинить себе кого-либо, не берет при этом на себя полной ответственности за этого человека. И даже если бы захотел взять, то ничего бы из этого не вышло: кто бы ни старался отвечать за нас, в конечном итоге отвечать придется нам самим – по крайней мере, перед Богом. Поэтому так важно не верить в такой ситуации в свою виновность, даже если чувства обманывают нас. Не расстраиваться из-за того, что конкретно этот человек или кто-то еще «разочаруется» в нас (разочаруется – потому что мы, оказывается, люди, а не послушные, лишенные воли игрушки). И учиться отвечать на давление корректно и вместе с тем твердо. Например, так: «Для меня очень важно ваше мнение, спасибо за него, я подумаю и обязательно приму решение». «Большое спасибо за вашу заботу, но я решил поступить иначе». «Мне было очень интересно узнать, что вы думаете по этому поводу, но мой личный опыт заставляет меня действовать по-другому». Если же человек продолжает настаивать, то можно перевести разговор на другую тему или вовсе прекратить его. Спорить, оправдываться, что-то доказывать точно не нужно – это все тоже свидетельствует о зависимой позиции и «закрепляет» ее. Способность говорить как «да», так и «нет» твердо и определенно безмерно важна для того, кто хочет быть собой, не предавать себя и не предавать Бога.
21 час назад
Очень часто люди болезненно не уверены в своем праве иметь собственное мнение. И, наверное, удивляться этому не стоит: слишком многими факторами, слишком многими историческими обстоятельствами обусловлена подобная неуверенность. Особая категория в этом ряду – те верующие люди, которые также сомневаются в том, что иметь собственное мнение «по-христиански». Но нужно точно знать, что собственное мнение – это не что-то частное, это во многом то, что и делает человека человеком, выделяет его из общей массы, превращает в личность из винтика, элемента, булыжника в мостовой. Готовность иметь, а также отстаивать свое мнение – то, без чего невозможно поступать по совести, делать нравственный выбор, совершать личный подвиг. У массы, конструкции нет совести, нет нравственности, это все глубоко индивидуально. Также индивидуально, как и наши отношения с Богом, которые у каждого свои – неповторимые, исключительные, как и мы сами – по Его удивительному, прекрасному замыслу. Отказываясь от «права на мнение» человек отказывается во многом и от этих отношений, причем, что страшнее всего, он может этого и не осознавать. На личный вопрос Бога, звучащий в его совести, он будет отвечать от лица большинства, сообщества, группы с убежденностью в том, что это нормально, правильно, даже хорошо. Но на самом деле свой нравственный выбор, главные решения каждый принимает в одиночку, повторюсь, лично. Или не принимает. И именно эти решения определяют судьбу человека – временную и вечную. А потому иметь свое мнение – все же не право, это обязанность. И согласиться с ней или игнорировать ее – это тоже, конечно, выбор, тоже решение. Главное – чтобы оно было осознанным.
1 день назад
Какое место в наших отношениях с Богом занимает Церковь и занимает ли вообще? Вопрос совсем не лишний и не праздный. И, пожалуй, лишь все более актуализирующийся со временем. Мы уже говорили о том, что можно являтьсячеловеком воцерковленным, то есть регулярно посещающим храм и участвующим в Таинствах, и при этом оставаться по отношению к Богу человеком совершенно внешним и быть христианином лишь номинальным. Так бывает – и нередко. Но это ни в коем случае не означает, что Церковь мешает человеку жить с Богом и в Боге. И что она человеку в принципе для этого не нужна. Думаю, что в поисках ответа нам нужно обращаться в первую очередь не к анализу наличного состояния Церкви, не к критике ее человеческой составляющей и даже не к примерам того, как люди получали в Церкви представления о жизни христианской превратные (а таковых, увы, не мало). Ответ все же правильнее искать вообще не у людей, пусть Церковь видимым образом и представляющих, а у Того, Кто ее «стяжал честною Своею Кровию»: только Его голос здесь имеет непререкаемый авторитет. И даже не голос, а собственно вся Его земная жизнь. Он оставил Церковь на земле как прибежище для всех, ищущих Его. И это не есть одна из форм жизни с Ним, это — условие такой жизни. Отрывок из книги «Не заблудиться на пути ко Христу. О сути религиозной жизни» можно прочитать по ссылке: https://graph.org/Kakoe-mesto-v-nashih-otnosheniyah-s-Bogom-zanimaet-Cerkov-12-09 Приобрести книгу с автографом автора можно в магазине «Хороших людей»: https://horoshieludi.shop/knigi-igumena-nektariya/tproduct/678206516-371780579552-ne-zabluditsya-na-puti-ko-hristu-o-suti Также книгу можно приобрести на OZON: https://ozon.ru/t/brMw8WQ
2 дня назад
Мы все делаем ошибки. И все находимся перед сложным выбором: сожалеть о них или же... находить в них что-то хорошее. Очень часто приходится видеть, как люди с убежденностью отстаивают правильность первого варианта, не веря, что второй также заслуживает, по крайней мере, уважительного рассмотрения. Нет никакого сомнения в том, что ошибки бывают болезненными, иногда трагическими, иногда просто страшными. Более того, многие наши ошибки являются самыми настоящими грехами (тут действует такое правило: любой грех - ошибка, но не не любая ошибка - грех). И горевать по поводу них, их оплакивать, вроде бы совершенно логично. Но вот беда: скорбная концентрация на ошибках не избавляет от ошибок новых. Не даёт измениться действительно глубоко. Не пускает вперед, к лучшей жизни и к лучшему себе. И - к Богу. Это если говорить о варианте первом. И это - повод задуматься о втором. Что в ошибках хорошего? Прежде всего, знание того, что они - ошибки. Опыт. Понимание того, чего делать больше не надо. Возможность проанализировать: что к той или иной ошибке привело, как можно и нужно было поступить иначе, что для этого было необхоимо. Познание своего несовершенства, смирение, но вместе с тем надежда на то, что, потрудившись, мы можем стать лучше. А главное - ощущение милости Божией: ведь Господь терпит нас, ждет, дает время для изменения - точно дает. И точно хочет, чтобы мы постепенно начали ошибаться меньше. Или вовсе ошибаться перестали (если такое, конечно, вообще возможно). Мне самому это рассуждение помогает - не унывать, не застревать на том, что хотелось бы оставить позади, а главное - чтобы это "оставляемое" не воспроизводить вновь. Делюсь: надеюсь, что кому-то это тоже поможет.
2 дня назад
Поездка в Сербию и Черногорию была очень насыщенной, очень интересной, радостной, но напряженной. Еще никогда мне не приходилось проводить 5 презентаций за 10 дней (это с учетом презентации до и презентации после поездки). И, конечно, чувствуется серьезная эмоциональная и интеллектуальная усталость, тем более что все время «между» было наполнено встречами и общением с людьми и, все равно, несмотря на путешествие, разными делами. Однако главное: я очень рад, что сейчас уже дома (хотя и не хватает глазу моря, гор и радующих его пейзажей с такими симпатичными домиками из белого камня и красными черепичными крышами, что в каждый хочется зайти) и могу вернуться в полном объеме к обычной жизни и обычным обязанностям. В том числе – к работе над постами для канала и над новой книгой. Простите, если редко отвечал на ваши комментарии или оставил без ответа чьи-то вопросы. Очередной раз думаю о том, как много хочется успеть, как жалко, что на все не хватает времени и сил. И о том, как хорошо, что есть на что тратить то и другое, не жалея о потраченном. Слава Богу. P.S. Думаю, что к каким-то впечатлениям от поездки я еще вернусь в постах: есть то, что осталось за кадром – важные разговоры, важные вещи, которые можно было не только увидеть, но и обсудить там. Постараюсь хотя бы чем-то из этого поделиться.
3 дня назад
Есть люди, для которых их зависть к кому-то становится язвой, разъедающей сердце, не дающей жить полной жизнью, не говорю уже, быть счастливым. Такие люди страдают от собственной страсти, становятся ее жертвами, ее своего рода «мучениками». И есть другие, чья зависть разрушает уже не их собственную, а чужую жизнь. Как правило, так бывают, когда у этих завистников есть власть, средства, какой-то личный ресурс (а им в подобном случае может стать ненависть вкупе с коварством). И здесь уже не они жертвы и мученики, а объекты их зависти - без вины виноватые, заложники чужой ущербности, ищущей компенсации в уничтожении того, что подчеркивает и обнажает ее. Первые и вторые – порой одни и те же, но все-таки далеко не всегда. Завидующий и страдающий от этого, может понимать, что зависть – грех, что с ней нельзя примиряться, что с ней обязательно нужно бороться, что все, сделанное под ее влиянием, будет отравлено и испорчено с самого начала. И, руководствуясь этим пониманием, подвизаясь против страсти, он постепенно изживает ее или, по крайней мере, ослабляет в себе ее действие, так что она становится не такой опасной для него и совсем не опасной для окружающих. А вторые… Вторые не борются с завистью, не стыдятся ее, не считают ее чем-то греховным, тем паче недопустимым. И служат ей, приносят ей жертвы – в зависимости от того, насколько она сильна и насколько велики их возможности. Эти люди очень страшны, очень опасны и их, к сожалению, много. Но, конечно, не стоит их бояться: все равно надо всем Господь. Нужно просто внимательно следить, чтобы, не дай Бог, не стать хотя бы на какое-то время одним из них. Отрывок из книги «Право на радость» Приобрести книгу можно в магазине «Хороших людей»: https://horoshieludi.shop/tproduct/545711067-502765594081-pravo-na-radost Или на OZON: https://ozon.ru/t/7Xkdl3V
4 дня назад
Друзья, видеозапись с презентации книги «Что нам нужно для счастья. Как не прожить чужую жизнь» в «Покровских воротах» можно посмотреть на YouTube: https://youtu.be/Snl8LOuRE58?si=SkuslNTrwVwA3Gyl Или в ВК: https://vkvideo.ru/video300641983_456241957
4 дня назад
Друзья, рад поделиться с вами отзывами на мою книгу «Что нам нужно для счастья. Как не прожить чужую жизнь». Жду вас сегодня на презентации книги в «Покровских воротах» в 19:00 по адресу: ул. Покровка, 27, стр. 1 Приобрести книгу «Что нам нужно для счастья. Как не прожить чужую жизнь» можно в магазине нашего фонда «Хорошие люди»: https://horoshieludi.shop/tproduct/678170931-460477160572-chto-nam-nuzhno-dlya-schastya-kak-ne-pro И на Озоне: https://www.ozon.ru/product/chto-nam-nuzhno-dlya-schastya-kak-ne-prozhit-chuzhuyu-zhizn-morozov-igumen-nektariy-3117907527/?oos_search=false «Жизнь — это уникальный дар и шанс, а главное мерило ее качества — счастье. Счастье становится возможным, когда человек берет ответственность за свою жизнь, перестает жить чужими сценариями, осознает и проясняет собственные желания, исцеляет травмы и ограничивающие убеждения, выстраивает смысл (вплоть до понимания фразы «быть с Богом») и учится радоваться жизни» Напоминаю, что совершая покупки в магазине фонда «Хорошие люди», вы поддерживаете подопечных фонда☀️ Ваша покупка — это помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации!
4 дня назад
«А не гордость ли это — претендовать на личные отношения с Богом? Кто Он и кто я?!». Но то-то и оно, что не смиренный, а псевдосмиренный. И в основе его – желание уклониться от той близости, того общения, которое на многое в нашей жизни может пролить свет, в том числе и на то, что мы на свет выводить никак не желаем. «Радость Моя с сынами человеческими»,— эти слова книги Премудрости Соломоновой преподобный Никодим Святогорец толкует как откровение Божие о том, что Господь хочет быть с нами и хочет, чтобы мы были с Ним. Опять же, по единой только любви Своей. И когда мы уклоняемся от общения с Ним, Он не уклоняется от общения с нами. Можно сказать, что Он постоянно с нами общается: через жизнь и ее обстоятельства, через других людей, через те благие помыслы, которые посещают нас и побуждают уклоняться от зла и творить благо. А главное —посредством Своей Божественной благодати: «Святым Духом всяка душа живится». Не нас ли представляет Христос в виде заблудившейся овцы или пропавшей драхмы? И не о Себе ли Он говорит как о Том, Кто отправляется на поиски — с такой решимостью и ревностью, как если бы овца эта или драхма была единственной во всем мире? Не Он ли зовет, обращаясь ко всем: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас»? Не Он ли говорит, обращаясь к ученикам, а в их лице и ко всем, кто также захочет стать Его учеником: «Пребудьте во Мне, и Я в вас»? И не Он ли устанавливает Таинство Евхаристии для того, чтобы мы совершали ее в Его воспоминание и в ней соединялись с Ним мистически, таинственно и при том совершенно реально? «Сие есть Тело Мое… сия есть Кровь Моя…». Где здесь повод усомниться в том, что наше общение, наши отношения с Ним — не только право, не только возможность, но, по сути, и долг наш? Долг соответствия тому, чем мы должны быть. И выше —долг любви. А что до гордости, то вот она — безумная и наказания достойная и сама в себе наказание заключающая: не замечать Бога и не откликаться на Его шаги навстречу нам. Не совершать шагов ответных.Отвечать на каждый Его шаг к нам – шагом от Него. Отрывок из книги «Не заблудиться на пути ко Христу. О сути религиозной жизни» Приобрести книгу с автографом автора можно в магазине «Хороших людей»: https://horoshieludi.shop/tproduct/678170931-371780579552-ne-zabluditsya-na-puti-ko-hristu-o-suti Также книгу можно приобрести на OZON: https://ozon.ru/t/brMw8WQ
1 неделю назад
Иногда кажется, что обстоятельства, внешние условия, люди создают для нас настолько жесткие и узкие рамки, что совершенно непонятно становится, где внутри этих рамок остается место для реализации дара свободы. Свобода есть, она неотъемлема. Но ее как бы и нет: она кажется нереализумой. Да, возможность занять позицию по отношению к тому положению, в котором ты оказался, присутствует всегда. И это само по себе крайне важно. Но есть ли шанс на что-то большое? Я думаю, что он тоже наличествует практически в любой ситуации. Его нам дает также дарованная нам Богом способность к творчеству. Ведь творчество - это не только занятия живописью, литературой, музыкой. Это и изменение, преображение как внешних обстоятельств, так и своего внутреннего устроения. Способность к творчеству, правильно оцениваемая и должным образом развиваемая позволяет человеку находить совершенно нестандартные, неожиданные решения, пути, открывать поразительные "коридоры возможностей". Навык к творчеству - прежде всего в жизни глубинносердечной, христианской - позволяет видеть мир максимально объемно, устранять мешающие схемы и шаблоны. И расширяет для нас пространство свободы. Точнее же - пространство ее реализации. Когда я однажды вдруг осознал это, многое изменилось в моем понимании жизни и в моем понимании себя. Это был очень важный и в каком-то смысле поворотный для меня момент.
1 неделю назад
Есть у преподобного Исаака Сирина такие слова: "Никто не восходил на небо, живя прохладно", то есть, если говорить проще и понятнее - без подвига, без труда. А значит - и без искушений и испытаний. Ни того, ни другого - ни искушений, ни испытаний - не нужно искать, просить у Бога, тем более создавать искусственно. Жизнь и так изобилует ими. Необходимо другое: изменить отношение к ним. Перестать видеть в них что-то исключительно болезненное, неприятное, нежелательное. Научиться воспринимать их как точки роста, стимулы к изменению и внутреннему преображению. Именно искушения, и испытания дают нам возможность сделать выбор: оказаться меньше и слабее, чем они - наши противники. Или же с Божией помощью перерасти их, стать благодаря им больше и сильнее, чем прежде. Это возможно - правда! Но это легче дается тому, кто не избегает посильного, хотя бы самого малого подвига в течение своей повседневной жизни. Такой человек подходит к очередной потенциальной точке роста (или, что то же, к искушению) более подготовленным. И уровень переживаемого стресса оказывается куда ниже. А движение вперед - стабильнее и успешнее.
1 неделю назад