Найти в Дзене
Хочу сделать сегодня дополнение к последнему посту – о выученном чувстве вины. Дополнение небольшое, но, на мой взгляд, очень важное. Есть разновидность чувства вины: «вина неясная» или «вина во всем». Дело в том, что ребенка в детстве могут часто ругать, критиковать и наказывать, но за что-то конкретное – за то, что ребенок способен понять и оценить, как нечто, само по себе нехорошее или неудачное (хотя для ребенка почти всегда однозначно простительное; впрочем, не с точки зрения его родителей). А могут ругать… за все. В том числе и за вещи прямо друг другу противоположные. Например, сначала за то, что он «где-то болтается, вместо того, чтобы уроки делать», а в следующий раз – за то, «что все время дома сидит, а не гуляет, как нормальные дети». И в целом – что бы ни делал ребенок, им все время недовольны – так, что он проявления этого недовольства отслеживает и постоянно на них реагирует: сердце сжимается, плечи сутулятся, лицо хмурится и т.д. Или просто – на душе все время нехорошо и тревожно. Потом, вырастая, взрослея, человек, чье детство было таким, невольно ощущает эту «неясную виновность», которая особенно плоха тем, что непонятно, что с ней делать: он же с самых ранних лет «выучил»: что бы он ни делал, все не так. Кто-то в итоге начинает действовать хаотично и зачастую бессмысленно, кто-то, наоборот, боится сделать что-то «лишнее» и «неудачное». И, конечно, это состояние очень тягостно и представляется безысходным, «прекрасно» соединяясь с уже упоминавшимся состоянием выученной беспомощности. О чем бы ни шла речь – о работе, социальных контактах или личной жизни, данная «программа» представляет собой существенную проблему. Которую обязательно нужно решать. И, пожалуй, на следующей неделе я опишу еще пару выученных состояний, а после напишу обстоятельный пост (или тоже пару) о том, как с выученными состояниями работать или, что то же, как себя перепрограммировать: как бы страшно или, наоборот, претенциозно это ни звучало, речь идет о действиях вполне естественных и отнюдь не невозможных.
10 часов назад
Еще одно выученное чувство, мучающее человека, мешающее ему жить и даже правильно воспринимать реальность, это чувство вины. Как оно проявляется? Что бы ни происходило, человек во всем ищет (и находит – даже если на самом деле ее нет) свою вину. И нет, это не смирение и не рациональное исследование: есть ли здесь хоть какая-то доля моей вины и могу ли я, следовательно, что-то исправить, изменить, сделать лучше для себя и для других. Это болезненное переживание, каждый раз вызывающее у человека стресс, парализующее волю, блокирующее возможность думать, анализировать, делать разумные выводы. Не полностью парализующее и не полностью блокирующее – но в очень значительной степени. Откуда оно родом, это состояние? Как и большинство подобных ему, практически всегда из детства (есть условия, в которых у человека также могут совершено «полноценно» сформироваться такие же программы, например, у узника концентрационного лагеря, у заключенного в местах лишения свободы, у человека, живущего в тоталитарном государстве в режиме жесточайшего контроля и подавления: зависимость, внешняя несвобода, ощущение своей мизерности перед лицом власти, близкой к абсолютной, созданию подобных программ в нашем мозге весьма способствуют; но перечень возможных ситуаций все же не полон). Самый простой способ взрастить в ребенке чувство вины – постоянно говорить ему, что он виноват, или уже указывать на это самыми различными способами: наказаниями (телесными или связанными с лишением чего-либо), изменением тона, выражением лица, прекращением общения или сменой общения теплого на холодное или даже враждебное, насмешками и уничижительной критикой. Инструментов много и взрослые используют их, зачастую абсолютно не задумываясь, что они таким образом делают с ребенком и какой «задел» на несчастливое будущее ему создают. Безусловно, многое зависит от совокупности факторов и от особенностей темперамента самого ребенка: пассивный ребенок послушно адаптируется и очень быстро становится «всегда виноватым», активный противится, борется, отстаивает себя, однако и в том, и в другом случае «программа виновности» формируется, просто возникает существенное отличие в ее характеристиках и типах реагирования на импульс «обвинения». Если в одном варианте это может быть безоговорочное принятие «вины» и возникающая в связи с этим тревога (или страх, или упоминавшееся уже ранее ощущение беспомощности), то во втором это будет, например, гнев, агрессия, переход от обороны к нападению. Но основа и там, и там одна: та самая программа, которая «пишется» регулярными обвинениями и необходимостью для ребенка их выслушивать: ведь деться ему чаще всего некуда. Тот, в ком эта программа действует, наверняка очень хорошо понимает, о чем я говорю, и не понаслышке знает, как нелегко с ней жить и жить счастливо и полноценно. Но повторю то, о чем уже писал и о чем писать еще буду: тот факт, что эта программа в нас «встроилась», не означает, что она должна подчинять нас себе вечно. Мы можем с ней расстаться, как и практически со всем, что мешает нам и что на самом деле не наше.
1 день назад
Кто несет ответственность за свободу, дарованную человеку Богом? Бог или человек? Посмотреть запись со встречи можно в ВК: https://vkvideo.ru/video300641983_456241873 Или на YouTube: https://youtu.be/-rK8t7Thx5U?feature=shared
2 дня назад
Пожалуй, самое известное выученное чувство (или, что то же, состояние), которое у всех на слуху, это чувство выученной беспомощности. Прекрасной и во всех отношениях «исторической» иллюстрацией к нему являются опыты Мартина Селигмана с собаками. Если вкратце, то суть их заключалась в следующем. Собаку помещали в клетку, по которой пускали ток (Селигману это не нравилось, страдания собак, очевидно, его беспокоили, а в какой-то момент его самого тоже ударило током, так что он отчасти разделил с испытуемыми болезненную сторону исследования). В той же клетке была педаль, нажав на которую (очевидно, в первый раз случайно), собака могла остановить подачу тока. В какой-то момент собака выявляла закономерность и нажимала на педаль уже намеренно, добиваясь освобождения от беспокоящих ее разрядов. Таким образом получалось, что она могла до известной степени управлять ситуацией, влиять на нее. Затем эту же собаку пересаживали в пространство, обнесенное невысокой загородкой, внутри которой также пускали ток. Что делала собака? Перемахивала загородку и освобождалась от неприятных ощущений. Других собак помещали в клетку с током, которая отличалась от первой тем, что педали там не было. И сколько бы собака ни металась по ней, избавление не приходило. В резултьтате собака «делала вывод», что повлиять на происходящее она не может никак. О «выводе» свидетельствовало продолжение опыта – та же невысокая загородка и ток внутри. Что происходило в данном случае – с собакой, в клетке у которой не было педали и которая не могла блокировать подачу тока? Собака не перепрыгивала (!) загородку, а оставалась внутри, невзирая на очевидную легкость избавления от страданий. Почему? По одной причине: ее мозг успевал сформировать эту самую «программу беспомощности», «убеждающую» ее в том, что она ни на что не может повлиять. Аналогичная программа формируется в мозге ребенка, который в ранние годы своей жизни регулярно оказывается в ситуации, в которой он, в силу именно детского возраста и отсутствия необходимых ресурсов, знаний, опыта и т.д., не может ни на что повлиять. Таких ситуаций может быть множество и практически все они создаются взрослыми, спектр вариантов очень широк – от физического насилия до пресечения любой инициативы, обусловленного гиперопекой. К такому результату – к созданию и закреплению программы выученной беспомощности – может привести практически все, что убеждает ребенка в том, что он всего лишь объект, на который оказывается воздействие, но ни в коем случае не действующий субъект. Естественно, что в реальности дело не так часто доходит до ощущения именно полной беспомощности, масштаб проблемы может быть различен, данная «программа» может активироваться избирательно, в зависимости от наличия триггеров, а может быть вполне универсальной, вариантов много. Здесь я говорю о самом существе – как она вообще возникает. Слава Богу, в отличие от собак, человек все же в состоянии сам или с помощью специалиста опознать в себе действие подобной программы, разобраться, как ее «деактивировать» и какую программу «написать» взамен ее. На это и должна быть направлена работа в случае, если человек попал в ограничивающую его зависимость от этого или иного выученного состояния. Я обязательно напишу пост (возможно, не один) о том, как эта работа может осуществляться, точнее, на каком принципе она основывается и как строится. А в ближайшие дни опишу еще пару похожих «программ» для наглядности и лучшего понимания. P.S. Прекрасная иллюстрация к разговору о программе выученной беспомощности старый фильм Тиля Швайгера «Босиком по мостовой» (2005, Германия, США. Режиссер Тиль Швайгер). И поскольку давно не было кинорекомендаций, то вот и она – в таком сжатом формате. #игумен_Нектарий_рекомендации_фильмы
2 дня назад
Феномен фарисейства и всего того, что копирует его, тесно примыкает к нему, в нашей нынешней, уже не ветхо-, а новозаветной жизни, на этом и основан. На стремлении сформировать некий свод правил, которые дают возможность исполнять их внешним образом, без участия сердца, и успокаивать себя: вот, ты сделал все, что должен был сделать. И ты молодец. И чего тебе остается ждать? Лишь одного — награды. Это приносит удовлетворение. Это дает возможность хорошо думать о себе и плохо о «других», тех, кто «правил не соблюдает». Это усыпляет совесть и питает гордыню. И, как принято говорить, «растит внутреннего фарисея». Отрывок из книги «Не заблудиться на пути ко Христу. О сути религиозной жизни» можно прочитать по ссылке: https://graph.org/Ne-zabluditsya-na-puti-ko-Hristu-09-02 Приобрести книгу с автографом автора можно в магазине «Хороших людей»: https://horoshieludi.shop/tproduct/678170931-371780579552-ne-zabluditsya-na-puti-ko-hristu-o-suti Также книгу можно приобрести на OZON: https://ozon.ru/t/brMw8WQ
3 дня назад
Что вообще нужно понимать под "программой" или под "выученным состоянием"? Наш мозг непрестанно занимается строительством новых нейронных связей на протяжении всей нашей жизни, именно они и образуют упомянутые выше "программы". Однако в разные периоды степень интенсивности строительства отличается. Например, в первые два года жизни ребенка она носит максимальный характер. Также высока она и в период обучения в школе, затем в вузе - учёба естественным образом стимулирует данный процесс. Но обучение - это не только уроки или лекции, не только приобретение тех или иных полезных навыков и умений. Обучение - это и выработка определённых типов реагирования, способов адаптации, что происходит во многом под влиянием той среды, в которой находится ребенок, тех людей, которые с ним взаимодействуют. И в этом случае далеко не все программы, не все состояния, заучиваемые мозгом, не все нейронные связи бывают для ребёнка полезны. Почему? Потому что, к примеру, ходить ребенок учится сам. Эта программа - прямохождения - совершенно естественна и жизненно необходима. Полезна программа чтения, правописания, счета и т.д. Но вот полезна ли программа, заставляющая ребёнка сжиматься в комок, увидев нахмуренные брови отца или сжатые в ниточку губы матери? Краснеть и бледнеть, стоя у доски? Заикаться, когда нужно дать ответ на какой-то важный (или совсем не важный) вопрос? Конечно, нет. А между тем такие программы формируются у многих из нас - в обстоятельствах далеко не благоприятных, неправильных, неестественных, но весьма распространённых в нашей несовершенной жизни. Это плохая - не новость, а данность. Но есть и хорошая: существует такой принцип, как принцип нейропластичности, то есть способность нашего мозга к изменениям. Я сказал выше, что наиболее интенсивными эти изменения бывают в то время, когда человек учится чему-то новому. И это правда. Однако учиться мы можем не только в детстве, учиться мы можем всю жизнь. А значит, наш мозг может создавать новые нейронные связи, формировать новые программы - и не только "случайным" образом, но и по нашему "заказу". Об этом я ещё напишу чуть позже. А в ближайших постах приведу примеры тех выученных состояний, которые однозначно многим окажутся хорошо, порой даже до боли знакомыми. И с которыми, повторюсь, при желании все же можно расстаться. При желании и при соответствующем усердии.
3 дня назад
Есть немало "выученных" состояний, которые мешают человеку жить полноценной, счастливой, своей жизнью. "Выученных" - в полном смысле этого слова, поскольку их, словно некий (крайне вредный) урок выучивает наш мозг, превращая постепенно в "программу", которая запускается раз за разом при определённых активирующих её обстоятельствах. Порой же программа эта действует буквально непрерывно, без остановки или же с минимальными паузами. "Программа" искажает восприятие человеком реальности, своего места в ней, самого себя и других людей. И, по сути, во многом подчиняет себе человека и его жизнь, управляет ею, причём самым варварским, жестоким образом, рождая огромную массу боли, лишая множества возможностей, отнимая право на самореализацию и такую необходимую нам радость. И что хуже всего в этих выученных состояниях, так это то, что человек воспринимает их как данность, как что-то совершенно объективное и правдивое. И часто даже не помышляет о том, насколько они лживы и противоестественны. Между тем любое подобное состояние можно изменить и даже аннулировать, деактивируя лежащую в его основе программу, и таким образом освободиться, начать жить не навязанную извне, а свою собственную - хорошую и здоровую жизнь. Тема эта очень важная, очень болезненная и вместе с тем ресурсная. И я думаю, что пришла пора посветить ей несколько постов с тем, чтобы дать ориентиры: как распознать в себе то или иное (или даже не одно) выученное состояние и как с ним вслед за тем работать, стремясь к свободе и самодостаточности. К той свободе, которую нам изначально дал Господь. Думаю, что это точно будет не лишним.
4 дня назад
Меня не раз спрашивали, есть ли у Церкви какое-то представление о жизни супругов в вечности. Об этом невозможно говорить, на самом деле, потому что всё, что мы представляем себе о вечности, от подлинной вечности отстоит бесконечно далеко. Отрывок из книги игумена Нектария (Морозова) «Таинство длиною в жизнь» можно прочитать по ссылке⬇️ https://graph.org/Suprugi-v-vechnosti-08-31 Приобрести книгу можно на сайте: https://horoshieludi.shop/tproduct/545711067-851644793111-tainstvo-dlinoyu-v-zhizn Или на OZON: https://www.ozon.ru/product/tainstvo-dlinoyu-v-zhizn-kak-nayti-svoyu-lyubov-i-semeynoe-schaste-2432580158/?at=mqtkVYk7whkDZBNVhPmPyE0Uo6MpYXUmAqEXAiRw13j2
5 дней назад
Снова и снова: разговоры с людьми, сегодняшняя жизнь которых наполнена сожалением о том, что было сделано не так в прошлом. Не так, как было нужно им, не так, как хотелось бы, опять же, сегодня, не так, как учат нас евангельские заповеди. И кажется, что это сожаление законно и даже похвально: мы ведь находим у святых отцов наставления о необходимости оплакивать совершенные нами грехи до самого исхода из этой жизни. Приносить в них покаяние Богу, не смущаясь их давностью. Однако... Однако далеко не все понимают, что приносить покаяние и буквально утопать в этих самых сожалениях - совершенно не одно и то же. «Утопание» характерно состоянием подавленности, уныния, бесконечным, раз за разом повторением одного и того же вопроса: «Что теперь с этим делать?». Звучит этот вопрос, а в глазах – тоска. Говоришь в ответ: «С этим ничего сделать уже нельзя, кроме как, раскаявшись, попросить у Бога прощения и стараться в настоящее время жить иначе, чтобы позже не раскаиваться в том, что все снова было не так». И видишь: в глазах – та же самая тоска. Отчего так? Оттого, что нет у человека самого главного: желания жить по-другому отныне, готовности меняться, становиться лучше, чище, смиреннее и мужественнее. И нет осознания того, что именно в таком изменении и заключается покаяние, а не в повторении, словно какого-то заклинания, этой фразы: «Что же теперь с этим делать?..». Между тем, осознать эту истину решительно необходимо.
1 неделю назад
«То, что нас не убивает, делает нас сильнее», — скорее всего, эти слова Ницше знакомы всем или почти всем. И как бы там ни было, но стоит сказать ему спасибо за них – это утверждение гениального и несчастного богоборца свидетельствует о ценности и полезности всего, что трудно, что больно, что заставляет нас страдать. А мы так нуждаемся в этом осознании: ведь, хочешь не хочешь, а покушающегося нас убить в окружающей жизни хоть отбавляй. Но я бы все же рискнул немного отредактировать известную цитату. Если быть точным, то нет, далеко не всегда испытание, не уничтожившее нас, помогает нам стать сильнее. Иногда человек ломается, иногда он, пережив кризис, дальше продолжает движение, постоянно оглядываясь на него, ожидая повторения и страшась его. Правильнее было бы сказать так: «То, что не убивает нас, может сделать нас сильнее». Может, если мы захотим так использовать этот опыт, если будем разумны и скажем себе: «Со мной случилось такое… Однако я не погиб, а значит, я настолько прочен, что сломать меня совсем не легко. Теперь я знаю, как много по милости Божией могу, и потому стоит ли мне бояться того, чего я боялся прежде?». Или, еще правильнее: «То, что не убивает, не только может, но и должно сделать нас сильнее». Страдая, мы платим за приобретаемый нами опыт, платим дорого. Есть ли у нас право пренебрегать этим? Я думаю, что нет. И это – испытание – тоже дар Божий, поэтому не стоит его недооценивать или, что еще хуже, не замечать. Чем больше мы переживаем, чем больше боли испытываем, чем больше страдаем, тем сильнее в итоге мы должны становиться – только так и ни в коем случае не наоборот. Кому должны? Не кому-то, себе самим. Нам это решительно необходимо. Отрывок из книги «Право на радость» Приобрести книгу можно в магазине «Хороших людей»: https://horoshieludi.shop/tproduct/545711067-502765594081-pravo-na-radost Или на OZON: https://ozon.ru/t/7Xkdl3V
1 неделю назад
Когда смерть становится праздником Смотреть проповедь на YouTube: https://youtu.be/1cOlTPZfW7s Смотреть проповедь в ВК: https://vk.com/video300641983_456241875
1 неделю назад
Что пугает человека более всего? Можно предложить разные ответы: смерть, боль, страдание - собственное и близких, дорогих его сердцу людей. Но на самом деле ничто не страшит нас настолько сильно, как неизвестность. Страх силен именно фантазией, наполняющей и взращивающей его. Об известном - что фантазировать... А вот неизвестное мы додумываем так, что только диву можно даваться, какие "творческие" способности кроются в нас. Способности, благодаря которым на свет рождаются ужаснейшие страхи и отвратительнейшие фобии. Благодаря которым мы лишаемся свободы жить так, как, может быть, хотели бы - если бы хотеть не боялись. Поэтому... Поэтому очень важно всё-таки шаг за шагом и день за днем узнавать мир, в котором мы находимся. В мире, наполненном неизвестностью, по сказанному выше, страшно. В мире узнаваемом страх минимизируется, освобождая нас, позволяя идти туда, куда решим, или оставаться на своём месте - действительно на своём - не сжимаясь при этом в комок, чтобы сделаться как можно меньше и незаметней. Быть открытым миру и позволять ему открываться для нас - куда более выгодная стратегия, нежели прятаться и закрываться от него. Быть охотником и исследователем намного лучше, чем оставаться дичью и жертвой... Хотя, конечно, самое главное в отношениях с миром - не исследование как таковое, не изучение: в конце концов, все узнать и все исследовать просто невозможно. Важнее понять принципы, по которым существует мир, его "механизмы", его логику. Вместе с этим пониманием приходит ясность. И уходит страх. По крайней мере, тот, который порождает неизвестность.
1 неделю назад