Найти тему
Статьи
CCCXV. Пальмовые ветви.
...людское море в восторге гудело, стенало и напирало на стоявших стражей оцепления: по широкой главной улице, через царские врата господа Ашшура в престольную Ниневию в золоте лучей заката въезжала колесница владыки мира и четырех сторон света. После разорения Суз долго ещё #Ашшурбанапал преследовал подлых арабских царьков и князей, и от моря Нижнего до моря Верхнего обрушивал свой гнев на предавших и обманувших его. И в трепетном ужасе замирали убоявшиеся, и словно от рыкающего льва разбегались слабые и нерешительные...
1 год назад
CCCXIV. Стон и зубовный скрежет эламский.
Чадящий дым заволакивает небеса, слышны стенания и плач, скрип колёс и мерный шаг многих ног: пал Элам, разорены до самого основания своего величественные Сузы. ...но могло ли всё быть не так? — ведь начинал когда-то царь Уртаки совсем иначе, пока внезапно всё не переменил, обрёкши и себя, и страну свою... Сколько царей и самопровозглашённых владык сменилось в Эламе за последние двадцать лет? — #Уртаки, #Те_Умман, Умманигаш, #Таммариту, Индабигаш, #Умманалдаш... — всех и не перечесть. И все они:...
1 год назад
CCCXIII. Араби.
Не возникают люди из ниоткуда. Не рождаются народы в песках. Аравийский полуостров был населён уже многие тысячелетия и были времена, когда он был истинно зелен. Но те семиты, кого звали в Ассирии "араби", были выходцами из других мест: из тех, откуда произошли и арамеи, и евреи — равнин и степей среднего Евфрата, что западнее земель черноголовых. Сложно и непросто жилось арабам с соседями и тяжела была длань ассирийских владык, желавших извечной верности и повиновения всех подданных своих. Не раз...
1 год назад
CCCXII.
В чадном дыму, в свой час роковой, вознесся под небо во граде великом его царь. #Тем_временем же, во граде другом, чья слава в мире только грядет, родится на свет царь иной. Застигли они на земле друг друга на миг? — пожалуй, неважно. Но каждый из них жил в ашшурбанапаловы дни, и каждый из них отпечаток его на себе получил...
1 год назад
CCCXI. Пепелище.
Солнце достигло венца лета 648 д.н.э. и неуклонно катилось к угасающему равноденствию, ко дню суда и последующему неизбежному мраку. Чего ждал, на что надеялся Шамашшумукин? — не оставалось у него больше ни сил, ни надежд. Не было их больше и в осаждённом городе. Трубно взвыл рог и где-то от вавилоновых врат поднялись клубы пыли: то ринулись на отчаянный прорыв дети степей #арабы — что им погибать в заперти? Вот, владыка Вавилона развёл огонь и, обреченно глядя в его пламя, запалил свой дворец. Жадно охватил пожар его занавесы, ковры, балки и с гулом и треском полез под крышу...
1 год назад
CCCX.
Карну — по-аккадски значит "рог". Если по слогам писать, то можно так 𒃼𒉡 (кар-ну) иль так 𒂵𒅈𒉡𒌝  (ка₂-ар-ну-ум). На шумерском языке знак тот и все то же было "си". #cka3ka cka3ok #древнее междуречье...
1 год назад
CCCIX. Мрачные знаки небес.
Для вавилонян VII в.д.н.э. — как и, пожалуй, для любого прочего жителя Междуречья — не было важнее и значимее обряда, чем ежегодное новогоднее Воцарение владыки. Обряд свершался в первой половине первого месяца года #нисану, когда после многодневного чтения молитв, при стечении многоликой толпы жрецы лишали царя знаков власти, он падал на колени, его били по щекам, он плакал и признавался во всех своих грехах. После чего, под сенью изваяния господа-Мардука и признавая только его одного, царя снова венчали высокой шапкой и возвращали все его знаки власти...
1 год назад
CCCVIII. Мольбы и стенания.
Скорбные строки по глине бренной плачем-молитвой запечатлел #Шамашшумукин. Эхом неверным обрывочно они пусть теперь прозвучат: "О, пресветлые Эа, #Шамаш и #Мардук ! В чем грех мой, что несчастье и горе постигло меня!? Рати мои оставили во твердыне меня, где узником стал я отныне.... ..как птице подрезаны крылья мои.... ..но в мольбе воздымаю я руки свои. Вознесшись, я пал. И стенаю теперь горлицей я беспрестанно И горькие слёзы текут из моих глаз. О, Солнцеликий провидец! смилуйся взором! И грехи...
1 год назад
CCCVII.
Так древен и молод мир, в котором мы живем... Что было до человека — тьму лет, тьму веков и тысячелетий назад? Безжизненное безмолвие во мраке? — нет. Две-три дюжины тысячелетий назад разбрелись люди по лику матери-Земли и стали слагать общества свои всё возрастающиеся и усложняющиеся, и много создавалось на месте разрушений и запустений. Мы мыслим образами и есть ли образ если нет имени ему? Чем будет "смелость" если нет слова для нее? — "отвагой"? "безумием"? Задумываемся ли мы, как и что говорили...
1 год назад
CCCVI.
Не наводи на меня свою хулу и сглаз! По-шумерски "хулу" — многозначное слово: завидовать, портить, злопыхать (нутром гнилым своим), клеветать; бросаться в глаза иль проморгать; а также моргать, подслеповато щурясь вокруг...
1 год назад
CCCV. Обрядовая чистота.
В древнем Междуречье точно понимали связь между чистотой и здравьем: нечистое тело — больное тело, нечистые помыслы — грешная душа. Только чистый и телом и душой может служить богам в их пречистых храмах. Жрецы не токмо о духовном пеклись, но и о телесном, являясь и врачевателями. Жрецы-заклинатели и жрецы-окропители входили в домы страждущих, окуривали и окропляли жилище, исполняя требу, изгоняли чтением молитв и заклятий нечисть как незримого духовного мира, так и помогая снадобьями телу избавиться...
1 год назад
CCCXIV. Град обреченный.
Что вы знаете о Жизни, не пережившие близкие смерти? Что вы знаете о смерти, не видав, как жизнь с криком появляется на свет, цепляется за существование, тянется к теплу и свету и угасает с широко открытыми невинными глазами? Выли ли в вас шакалы и волки тоски и горя от вида иссыхающих от глада матерей, чьи груди изливаются молоком ради детей своих, что всё равно не выживут!? Стоило ль чадам родиться, чтоб здесь умереть? — не лучше ли смерть в самом начале, зачем эти муки, зачем это видеть и всё испытать? С весны священный Вавилон в осаде...
1 год назад