Найти в Дзене
Духовная жизнь
Об основных понятиях. Духовная жизнь -- это жизнь в Духе. Дух через рождение от Него открывает духовное зрение (слух и проч. --существует пять духовных чувств, как и пять обычных). Кроме того, Дух является Светом для умопостигаемого, духовного мира. Когда этот Свет действует (особенным образом)в человеке, он созерцает (в меру своей чистоты) Им и в Нем умопостигаемый мир. Когда не действует, даже если духовное зрение открыто, не созерцает. Умопостигаемый, духовный мир огромен -- это мир ангелов, энергий-логосов, энергий-имен Божиих, энергий-божественных качеств, замыслов Божиих и проч...
109 читали · 6 лет назад
Рождение от Духа
Прп. Симеон Новый Богослов (СНБ) о том, что крещение есть только образ истины -- рождения от Духа: ------------- "35. Как ночью мы видим чувственными очами только то место, которое освещаем светом лампы, а весь остальной мир для нас есть ночь, так для спящих во тьме грехов добрый Владыка, будучи Богом, невместимым для всего, становится малым светом, щадя нашу немощь. И тогда человек, внезапно взглянув и узрев природу существующего, как будто прежде никогда ее не видел, изумляется и без труда непроизвольно...
6 лет назад
О четырех иерархиях
Сочинение прп. Григория Синаита "О четырех иерархиях" (Богословский вестник № 16–17. 2015) и православная экклисиология. Если кратко,  Церковь по прп. Гр. Синаиту состоит из трех иерархий (четвертая не имеет прямого отношения к нашей теме): ангельской-монашеской-собственно церковной (и каждая состоит из, примерно, девяти чинов). Смысл крайних двух, более или менее, понятен. Но вот монашеская у Синаита -- это не монашеское (как можно было подумать) сословие, и ее иерархия -- это не архимандриты, игумены и проч...
451 читали · 6 лет назад
На деятельном этапе
Что нужно делать находящемуся на деятельном этапе. Разумеется, его (внешняя) цель перейти на созерцательный этап (внутренняя -- быть с Богом). Только на этом этапе возможно истинное покаяние -- в Духе. Прошу не судить строго -- тема обширная и хотя бы кратко затронуть все существенное трудно. +++положить себе некое ежедневное правило Иисусовой Молитвы Я думаю, что тут надо обозначить цель, для чего все это делается, и средства, какими эта цель достигается. Хорошо, что за нас это уже сделал прп. Серафим в Беседе с Мотовиловым...
6 лет назад
Прп. Максим о науке и искусствах
Интересно как прп. Максим Исповедник объясняет происхождение и роль науки и искусств. "1353С... ныне человек осуществляет движение либо вокруг бессловесных фантазий страстей по причине прельщения сластолюбием, либо вокруг логосов ремесел по причине вызванных обстоятельствами нужд, или вокруг природных логосов из [числа] законов природы ради научения, из которых ничто в начале, разумеется, не притягивало к себе человека силой необходимости, ибо он был выше всего этого... Ибо будучи по благодати...
6 лет назад
Зеркало сердца
Из обсуждения. +++Сердце орган вмещающий в себя (может даже) и всю вселенную. Мы мало что знаем о нём и когда оно расширяется как бы, там уже сложно с полной определённостью сказать где мир, где Господь, а где сердце. Локализация понятий становится затруднительной, потому что любящее сердце больше самого себя делается по Милости Христа. Да, это обширная и интересная тема, как это у отцов описывается. Сердце, действительно, расширяется, как это написано у ап. Павла: "Сердце наше расширено к вам, Коринфяне"...
6 лет назад
"Свет во тьме светит..."
"Ибо много таких, внутри которых, хотя соприсуща им действующая и упокоевающая благодать, пребывает и порок; и в одном сердце действуют два духа — света и тьмы. Но ты, конечно, скажешь мне: «Что общего у света с тьмою?» Или: «Какая совместность храма Божия с идолами?». Отвечу и я тебе: «Что общего у света со тьмою?». Или где омрачается и замутняется божественный свет? И нескверное и чистое в каком месте оскверняется? Ведь написано: «Свет во тьме светит, и тьма его не объят». Не надобно понимать вещи однообразно и односторонне...
6 лет назад
Тайна христианства
«Блаженный апостол Павел, строитель Церкви, всегда заботясь об истине и не желая, чтобы, по причине неведения, послушные Слову имели преткновение, явил отчетливее и яснее сущность истины и представил совершенную тайну христианства, заключающуюся в каждой верующей душе, так чтобы силою Божественного действия на самом опыте познать, что такое бывающее святым душам озарение Духа небесным светом в откровении и в силе, дабы кто, подумав, что просвещение Духа приходит только в результате знания, не лишился,...
6 лет назад
Знание и ведение
"Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом" (1 Кор.12:8-9). Здесь неточность (в синодальном переводе). Греч. слово γνώσεως (и славянское "разум" ) здесь должно переводиться как "ведение", а не как "знание", так в большинстве святоотеческих текстов. Гносис (понятие идущее еще от Евагрия) -- это опытное знание божественного, ведение, которое отличается от мудрости и обычного знания тем, что, во-первых, это знание самого по себе божественного (не сущности, которая непознаваема, а того, что по выражению прп...
157 читали · 6 лет назад
О божественном утешении
Прп. Паисий о том, что для духовного руководства важно "чтобы старец был другом безмолвия и молитвы и мог и тебя связать с Богом через молитву, для того чтобы ты обрел действительную радость божественного утешения, ибо эта небесная сладость перенесет твои ум и сердце из мира на небо". Прп. Паисий пишет об этом утешении просто. Более высоко пишут об этом другие отцы. Прп. Каллист Ангеликуд "Главы о рае": "Вышеестественная энергия Святого Духа, [действующая] в сердце, не имея происхождения ни от...
103 читали · 6 лет назад
Тайны творения
По поводу тайн творения (например, тайны спасения/неспасения всех). У отцов описаны чины созерцаний на трех степенях делания (телесной, душевной, духовной). На степени душевного состояния все созерцания касаются чувственного и ангельского миров, передаются по большей части через ангелов и отчасти вербализуемы. А вот на степени духовного состояния учителем созерцаний становится Сам Господь и Святой Дух. Эти тайны практически невербализуемы или вербализуемы, как откровения, с большим трудом. Тайна спасения/неспасения, как я думаю, относится к духовным тайнам...
6 лет назад
Евхаристия небесная и земная
Из обсуждения. По поводу Евхаристии, я думаю, что земная и небесная -- это одна та же Евхаристия, она совершается одновременно на небе и на земле, и кто не участвует сознательным образом в небесной Евхаристии, не участвует и в земной, то есть причащается недостойно. Это прп. Симеон Новый Богослов (СНБ) утверждал неоднократно (может, не такими именно словами, но смысл примерно такой). Вот СНБ пишет в 3-м богословском Слове: "Хлеб непорочной Плоти Его — Свет, Чаша драгоценной Крови Его — Свет". Это, как раз, как я думаю, о Евхаристии, совершаемой на небе, то есть в Небесном царстве...
6 лет назад