Найти в Дзене
Космогония (часть 2)
Предсуществующая материя, виднеющаяся на отдаленном плане библейской космогонии, как реликтовое облако, не может обрести значимой роли в этой системе. А в языческом мифе, тем не менее, как раз эта сфера исконно сущего вещества является необходимейшим условием для возникновения богов. Божественные силы и существа должны из чего-то выводиться — в духе более поздней философской формулы: ex nihilo nihil fit (из ничего и выйдет ничего — лат.) Поскольку в Библии вообще отсутствует всякая теогония, для нее нет нужды и в предсуществующей материи...
6 лет назад
Космогония (часть 1)
Сотворение мира ex nihilo считалось в позднем иудаизме одной из существеннейших доктрин, отличавших религию Израиля от язычества. Как бы там ни было, этот принцип не выражен в Библии с окончательной ясностью. Повествование в 1 главе Бытия дает tohu wabohu (включающую в себя водные глубины, тьму и землю) как своего рода исходную материю, из которой Бог сформировал мир. Растительность и животные возникли из земли, морские твари из вод, так словно эти субстанции сами по себе содержали жизнедательные семена...
6 лет назад
Чудеса библейские и чудеса чародеев (часть 2)
Чудеса, осуществляемые в Библии людьми Божьими, напоминают техническую магию египтян. Налицо множество аллюзий на магическую силу известных предметов, жестов, чисел, слов и т.н. Неожиданное волшебное преображение является важной характеристикой этих рассказов. Жезлы Моисея и Аарона, брошенные наземь, превращаются в змей; воды Нила обращаются в кровь, пыль земная — в мошек. Слово Илии чудесным образом делает неистощимыми хлеб и масло: Елисей очищает воды Иерихона солью, а куском дерева заставляет...
6 лет назад
Чудеса библейские и чудеса чародеев (часть 1)
Среди изучающих иудаизм широко распространено мнение, что хотя эта религия формально и воспрещала магию, Библия все же содержит важные элементы магизма, которые по сути схожи с языческими. На их взгляд, нет никакой подлинной разницы между библейским и языческим отношением к магии, как нет ее и в практике чудес между человеком Божиим и языческим волхвом, и все дело сводится к тому, что боги, демоны и духи были замещены библейским Богом. Рассматривая такой подход к этому вопросу, нам следует помнить,...
6 лет назад
Отделение. Иудейская версия (часть 1)
Предваряя традиционную формулу о правлении Рехавама и повествование о его «делах», девтерономист представляет слушателям / читателям иудейского правителя историей о неудачной попытке «провозглашения царем» в Шехеме. Рехавам сразу упомянут как наследник империи Соломона, готовый взять на себя роль лидера и хранителя империи, после смерти отца. Спокойствие, с которым царь приезжает в Шехем может свидетельствовать либо о внутренней уверенности молодого царя, но скорее он наивности новоиспеченного правителя...
6 лет назад
Отделение. Иудейская версия (часть 2)
Есть разные мнения о возрасте царя и его советников. Исходя из данных масоретского текста / Еврейской Библии, Рехаваму к моменту совета в Шехеме, стукнул 41 год, а следовательно молодые советники, которых в итоге послушался иудейский царь, были его ровесниками и могли дать царю верный совет, но они выступают полной противоположностью старикам. Уточнение, которое дает при характеристике этой группы девтерономист говорит о презрительном к ним отношении «молодые придворные, … ровесники» (1 Цар 12.8)...
6 лет назад
Хадад. Враг Соломона (часть 3)
Повествование об Иеровоаме более развернуто во времена правления Соломона. История как он поднялся благодаря своему таланту и «поднял руку на царя», вторая же часть повествования о Хададе словно стерта из истории. Исследователи делают разные предположения о том, почему нет никаких сообщений о столкновениях Хадада и Соломона. Все вышеизложенное оставляет несколько вопросов. Почему в израильско-иудейской среде помнили о Хададе? Сохранились эти воспоминания среди простого люда или у дворцовой элиты?...
6 лет назад
Хадад. Враг Соломона (часть 2)
Кейт Боднер в своей недавней работе сравнивает сообщения этой главы со скандалом из мира звезд, в котором вскрываются не самые лучшие эпизоды из жизни известной личности. Повествование о Хададе III по признанию историков имеет в основе исторические события, которые сохранились в памяти, тем более, что большая часть этого рассказа изложена в виде воспоминания о событиях в прошлом. Подобная форма историографии позволяет нам сегодня без зазрения совести говорить и анализировать воспоминания, которые описаны как воспоминания...
117 читали · 6 лет назад
Хадад. Враг Соломона (часть 1)
После рассказа о помазании на царство Соломона, создатель древней истории сообщает, что новоявленный царь хвастливо заявляет Хираму, царю Тира, «теперь, по воле Господа, моего Бога, вокруг полный покой: нет ни врагов, ни напастей» (5:4, здесь и далее цитируем библейские тексты по переводу РБО, 2011.), но ближе к финалу биографии великого царя мы узнаем, что это было не более чем бахвальство царя. Даже без этого разоблачения сегодня трудно было бы принять на веру эти слова о мире и полном покое,...
6 лет назад