Найти в Дзене
Святая Урсула и одиннадцать тысяч девственниц. Как из ничего создаются великие картины.
В данном случае - речь про цикл работ Витторе Карпаччо (да, именно в его честь назвали тонко нарезанное мяско), посвященный святой Урсуле и её спутницам. Да, одиннадцати тысячам. Девственниц. Одна из них - "Апофеоз святой Урсулы": Вся история мученичества - тоже на ней, на заднем плане. Еще обратите внимание на мужчину слева у колонны, который смотрит не на происходящее, а прямо на зрителя. Это "фирменная фишка" Карпаччо: один из персонажей, как бы говорит: присоединяйся. Это не где-то там давно происходило - это сейчас и с нами...
307 читали · 6 лет назад
Петер Кристус, "Богоматерь сухого дерева"
Один из самых необычных типов изображения Девы Марии с Младенцем в европейской художественной культуре. Тем более интересно, его разобрать. Кое-что нам подскажет биография художника (о котором известно собственно только то, что он, дожив до тридцати с лишним лет, решил переехать в бельгийский город Брюгге, и стать там художником - и дальше там жил и умер). В 1444 году клерк в ратуше города записал в бланк: "...Питер Кристус... купил гражданство, чтобы стать художником". Рисовать он, видимо, умел...
6 лет назад
Отличие европейской религиозной живописи от восточной иконописи.
Тема, как оказалось, важная: разница понятна не всем, а она есть и принципиальная. В итоге понимание и того, и другого страдает. Это дело поправимое - но придется потратить время и разобраться. Разбираться удобней всего на примере. А самый яркий пример - это две работы, одинаковых по сюжету и созданных с одной и той же целью: две "Богоматери Маэсты" ("Возвеличенной"). Культ Марии в Европе был много сильнее, чем на Востоке (скорее всего, это связано с тем, что образы женского природного божества в...
6 лет назад
Иероним Босх, "Искушение святого Антония". Часть четвертая, дополнительная: путеводитель по монстрам на картине.
Про всех, конечно, написать не получится. Во-первых, их слишком много. Во-вторых, Босх использовал очень разную символику. А какая-то часть его "жутких, но симпатичных" (и эксперты будут до скончания веков спорить: какая именно) была нарисована просто, чтобы напугать зрителей. Раннее Возрождение - это очень близко к позднему Средневековью, когда основной задачей таких изображений было заставить потенциального или реального грешника испугаться грядущей кары за грех. И этому были посвящены отнюдь не только сцены Страшного Суда...
322 читали · 6 лет назад
Иероним Босх, "Искушение святого Антония". Сюжет и символы. Часть третья.
Разобравшись с тем, что по бокам и с историей триптиха и его внешними створками - пора приступить и к самому "вкусному" - центральной части триптиха: Количество любопытных монстров на ней достигает максимума. И монстры эти (кое про кого буде отдельный рассказ в следующей части) - изрядно разнообразны. Как писал исследователь творчества художника Вальтер Бозинг об этой части триптиха: "... Со всем богатством вымысла изображая сложный облик разнообразных демонов, вьющихся вокруг святого, Босх превзошёл самого себя...
6 лет назад
Иероним Босх, "Искушение святого Антония". Сюжет и символы. Часть вторая.
Итак, створки распахиваются - и перед нами сам триптих (а начало, если пропустили - было здесь): Разберем его подробнее. Сначала левая створка: Она посвящена физическим мучениям святого. Его праведная жизнь вызвала недовольство самого Дьявола и он отправил полчища бесов, чтобы они мучали его. Но самые сильные муки не могли никак поколебать его веру. Тогда бесы схватили старца, подняли его в небеса и продолжили пытки там. А потом сбросили полуживого Антония вниз. Наверху левой створки, как раз и изображен этот момент: Святой, как мы видим, продолжает молиться...
6 лет назад
Иероним Босх, "Искушение святого Антония". Сюжет и символы. Часть первая.
От Иеронима Босха осталось немного - десяток картин и двенадцать рисунков. Но почти все из них настолько насыщены сложной символикой (а не только безудержными фантазиями художника), что без дополнительного разбора понять их полностью просто невозможно. Дополнительно все осложняется двумя обстоятельствами: Все это - первое приближение к тому, чтобы понять одну из самых значительных работ мастера: триптих "Искушение святого Антония". Именно к его жизни питал пристрастие и живописец, и многие его современники...
143 читали · 6 лет назад
Статуя Шивы в Мурудешваре - разбираем символику.
Про храмовый комплекс в индийском городе Мурудешвара (Мурдешвара) обычно упоминают, как о месте, где находится самая большая в мире статуя индуистского бога Шивы. Это не совсем так - местная статуя (новодел, кстати - хотя и выполненный по всем правилам) является второй в мире по высоте. Первая находится в Непале, в Кайлашнатхе. А вот что самое большое в мире, так это традиционная для индуистских храмов гопура - башня над воротами, ведущими в храмовый комплекс. Аж 75 метров. Несколько слов про сам храмовый комплекс - а потом перейдем к статуе...
404 читали · 6 лет назад
Православные иконы Сретения Господня - персонажи и символы.
Про один из важнейших двунадесятых (то есть, одного из двенадцати в году) православных праздников знают все. Хотя слово, которым он называется уже непонятно. Сретение - это буквально "встреча". Первая встреча людей с новорожденным Богочеловеком. Которого по иудейскому обычаю принесли в храм на сороковой день после рождения. Зачем принесли? Затем, чтобы воздать Иегове благодарственную жертву за первенца: ведь в тогдашнем религиозном обычае было поступать именно так. Корни этого обычая - в глубокой древности, когда было установлено не просто посвящение, но принесение первенца в жертву...
6 лет назад
Рафаэль Санти, "Мадонна дель Пополо" (с вуалью).
Она же - "Святое семейство". Изображений святого семейства (Дева Мария, младенец Иисус и Иосиф Обручник, с присутствующими иногда дополнительными персонажами) - сотни. Версий, где Богоматерь позволяет малышу играть со своей вуалью - десятки. Это, между прочим, не просто игра - земная история Иисуса здесь "закольцовывается": по преданию, именно этой вуалью, Богородица закутала голову своего сына после снятия с креста и перед погребением. Любопытно, что в католическом стиле изображений Девы, как правило "перепутаны цвета" (с точки зрения восточного христианства)...
6 лет назад