Найти в Дзене
Межкультурное взаимодействие 3. Оценка: от прямой отрицательной обратной связи до косвенной. В России или Германии высказывают критику прямо и откровенно. Американцы предпочитают подслащивать горькую пилюлю, подчёркивая и положительные моменты. В то время как в Китае или Узбекистане не рекомендуется открыто критиковать ваших новых партнеров, особенно представителю другой культуры. Максимум недовольства, которое представитель Запада хотел бы высказать представителю восточной культуры по поводу, скажем подготовленного текста соглашения, это «последние две страницы отлично написаны», намекая, что в основной части Вас не всё устраивает, переходя к Вашим пожеланиям и уточнениям. Если хотите, чтобы с вашей оценкой вообще считались, то установите сначала отношения с, как называют на Западе, лидерами общественного мнения или теми, кто является «патриархами» для вашего потенциального партнера. Тогда и разговор будет совсем другим.
1 год назад
Межкультурное взаимодействие 2. Управление: от эгалитарного до иерархического. Страны, на которых Римская империя повлияла больше всего, в том числе Испания, Италия и отчасти Франция, более иерархичны, чем остальная Европа. Россия тоже принадлежит к иерархичной культуре в силу своих исторических особенностей. В то время как в Северной Европе было сильно влияние викингов, предпочитавших не иерархичность, а эгалитарность: решения принимались коллективно. В восточных культурах лидер — патриарх, решения которого не обсуждаются, а авторитет безграничен. Но этот авторитет надо заслужить. Назначение на высокую должность совсем не означает, что у руководителя автоматически появляется авторитет. Иерархия в Узбекистане, в идеальном выражении, не упоение своей властью над бессловесными рабами, а огромная ответственность, которая лежит на лидере. Он или она защищает своих подчинённых и заботится о них.
1 год назад
Межкультурное взаимодействие 1. Коммуникация: от низкого контекста до высокого. Представители низкоконтекстных культур, то есть стремящиеся выражаться ясно и прямо, не всегда умеют читать между строк, что часто приводит к недоразумениям в общении с представителями стран Востока. В высококонтекстных культурах говорят намёками. В Японии, Индии, Китае, Узбекистане и других восточных странах люди с детства учатся улавливать эти намеки. В японской культуре это называется «слушать воздух». Для чтения между строк нужно понимать контекст и намерение собеседника – не демонстрируемое, а настоящее, внутреннее намерение.
1 год назад
Биполярочка: диалог с самим собой В публичном выступлении не часто применяемый, но эффективный и завораживающий прием — представить, что говоришь с другом за бокальчиком или самим собой на расслабоне, выстраивая неформальный диалог, насыщенный интересными историями. Эта технология называется «диалог с самим собой». Любая часть выступления — должна быть или вопросом (возражением) — или ответом на этот вопрос (возражение). Простое вещание полностью отсутствует. И получается диалог — только без непристойностей и нецензурных слов. 🥂И без друга. Если правильно построить — может стать блокбастером.
1 год назад
Острый ответы на острый эмоциональный вопрос Стандартная рекомендация на медиатренинге: «Используйте острый вопрос как возможность «перекинуть мостик» к Вашим ключевым сообщениям…». Если же мы хотим получить нетривиальное решение, то есть один интересный прием, которому несложно научиться: выбираем наиболее эмоциально заряженное слово или фразу в вопросе и используем его в ответе, но совсем в другом, неожиданном свете. Пример Вопрос: "Как Вы относитесь к инициативе правительства ужесточить экологическое законодательство? Разве это справедливо, сначала говорить о том, что мы не будем увеличивать нагрузку на бизнес, а потом принимать такие решения?" Ответ: "А разве справедливо заставлять налогоплательщиков платить за экологическую безответственность отдельных не очень ответственных компаний? Наша компания всегда со всей серьезностью относилась к охране окружающей среды. И поддерживает решение правительства".
1 год назад
«Как выступить ни о чём?» Вопрос серьезный. Можно, конечно, съязвить. Выступайте, как обычно, и всё получится. Но, во-первых, если применить reverse thinking (думай наоборот), то можно быстрее не только достучаться до тех, кто думает, что всё норм, но и сподвигнуть на изменения (трудно менять привычки). Во-вторых, иногда реально так задача и стоит: выступить так, чтобы никто ничего не запомнил, чтобы потом с меня не спросили (от чиновников такие запросы реально бывают, не удивляйтесь). Давайте отнесемся к этой задаче серьезно. Допустим, вы ведете какой-то проект, результатов ждете через полгода, знаете, что не получится ничего, а выступать надо уже сейчас. Что делать? 1. Использовать штук сорок+ слайдов. Максимально загруженными информацией, с большим количеством буллет-поинтов. 2. Сказать, что это очень важный для организации проект, который приведет к существенным изменениям. В этот момент все спокойно уткнутся в телефоны 3. Сослаться на руководство, не называя имен: намекнуть, работаем по поручению «руководства». Или, ещё лучше -- «во исполнение принятого решения». Все успокоятся, и не будут задавать лишних вопросов. И займутся в головах более важными делами, пропуская всё, что вы скажете, мимо ушей. 4. Сказать обязательно, что всё идет по плану. 5. Не забыть (вот тут искренне) поблагодарить всех за внимание, и сказать, что результатами проекта вы поделитесь со всеми. Как только, вот так прям сразу. Если вдруг конкретные вопросы, тогда говорим, мол, все детали индивидуально. Обязательно обсудим, заходите завтра. Если на английском, то вот руководство к действию: как гениально презентовать ничего. Буквально. Nothing. Рекомендую, очень поучительно. https://www.youtube.com/watch?v=8S0FDjFBj8o
1 год назад
О новом ландшафте консалтинга в России. Одна из моих ключевых идей — появление новых игроков в стратегическом консалтинге из... IT. Потанинский Рексофт — яркий тому пример. https://trends.rbc.ru/trends/futurology/659e4e349a794712d98c102e А вот как передаёт суть статьи YandexGPT (основную зашифрованную идею — см. выше — GPT не уловил): • Уход западных консалтинговых компаний привел к изменениям в отрасли. • Российские компании сталкиваются с проблемами кадров, воспроизводства и потери брендов. • Переход специалистов среднего уровня в индустрию и другие профильные отрасли. • Российский консалтинг теряет привычный лоск и сталкивается с проблемами построения бренда. • Закупщикам компаний трудно оценить подрядчика в консалтинге из-за отсутствия полного рейтинга. • Консалтинговые компании сталкиваются с проблемами финансовой стабильности и накопления знаний. • Многие компании учатся жить в российских условиях и нуждаются во внешних консультантах для разработки комплексных стратегий.
1 год назад
О новом ландшафте консалтинга в России. Одна из моих ключевых идей — появление новых игроков в стратегическом консалтинге из... IT. Потанинский Рексофт — яркий тому пример. https://trends.rbc.ru/trends/futurology/659e4e349a794712d98c102e А вот как передаёт суть статьи YandexGPT (основную зашифрованную идею — см. выше — GPT не уловил): • Уход западных консалтинговых компаний привел к изменениям в отрасли. • Российские компании сталкиваются с проблемами кадров, воспроизводства и потери брендов. • Переход специалистов среднего уровня в индустрию и другие профильные отрасли. • Российский консалтинг теряет привычный лоск и сталкивается с проблемами построения бренда. • Закупщикам компаний трудно оценить подрядчика в консалтинге из-за отсутствия полного рейтинга. • Консалтинговые компании сталкиваются с проблемами финансовой стабильности и накопления знаний. • Многие компании учатся жить в российских условиях и нуждаются во внешних консультантах для разработки комплексных стратегий.
1 год назад
О национальной идее Петр Васильевич Палиевский, доктор филологических наук, долгие годы занимавший пост заместителя директора ИМЛИ, специалист по русской и западной литературе, мог мастерски показать характер и суть русского человека через художественные образы в русской литературе. «Канон как нечто раз навсегда установленное и подлежащее только толкованию — это типично западная, рационалистическая точка зрения... А художественное сознание для русской культуры — очень важная вещь, возможно, более важная, чем для западной, потому что на Западе гораздо раньше, чем в России, развилась философия, социология, политика, а в России XIX века всё это шло через художественный образ. Художественный образ в русской культуре есть не просто художественное украшение каких-то идей, а, напротив, выражение самих этих идей, еще не расчлененных в рациональных категориях, не превращенных в какой-то там канон. Это движущаяся центральная истина мира», говорил Палиевский в своем последнем интервью. Я интерпретирую эту мысль для себя следующим образом. Безмерная широта русского человека (по Достоевскому) не оставляет шансов для формулирования национальной идеи в каком-то законченном виде. Нельзя затолкать национальную идентичность русского человека в рамки. Национальная идея будет объединяющей пока она формулируется. Как только очередная «национальная идея» сформулирована и озвучена, она моментально перестает быть объединяющей. Национальная идентичность зашифрована в литературных художественных образах, которые сами по себе могут быть цельными, но нет и не может быть ни одного универсального художественного образа. Когда мы говорим о художественных образах, воплощающих оттенки национальной идентичности русского человека на новой высоте (гегелевском Aufhebung, которое обычно переводят как снятие противоречий на новой высоте), то мы сразу вспоминаем творчество Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Достоевского и Чехова. Когда же мы вспоминаем советский период, то здесь нет такого единодушия. Интересен взгляд Петра Васильевича на собирательные образы литературы прошлого века: «Алексей Николаевич Толстой... Это великий художник, он, конечно, вечных ценностей не создал, но его художественные ценности — мирового значения. Возьмем, например, его совершенно сегодня забытую «Аэлиту» — это по-настоящему высокохудожественное произведение. Или «Буратино». Хотя он и проходит у нас по разряду детской литературы, там множество точных отсылов к важнейшим явлениям современности, и сделано это очень тонко, без нажима, без торчащей идеи. Достаточно вспомнить, как два жулика, Алиса и Базилио, соблазняют Буратино зарыть свои денежки в землю и ждать, когда вырастет денежное дерево. Это же замечательная аллегория банковского жульничества! Кстати, я недавно обнаружил, что Булгаков взял своего кота во многом из «Буратино». Хотя, конечно, булгаковский кот получился гораздо выше. А какая глубокая антитехнократическая антиутопия «Гиперболоид инженера Гарина»! Это высокохудожественное постижение технократических мозгов, которым абсолютно чужда, непонятна мораль, которых интересует только власть над миром. Помните, как луч Гарина, направленный на заводы «Анилиновой компании», уничтожает случайно залетевшую птицу! Это достойное продолжение великих фантастических романов Уэллса». А вот «современный человек выложен шаблонами, которые ему навязали средства массовой информации, и эти шаблоны, эти клише принимаются писателями за реальность, и они их описывают», считал Палиевский. Трудно с этим не согласится. #круг
1 год назад
Хабермас уже не тот Открытая дискуссия, критика действий власти, полная подотчетность, гласность и независимость действующих лиц от экономических интересов и контроля государства. И будет нам счастье. Это краткий пересказ концепции публичной сферы (нем. die Öffentlichkeit) Юргена Хабермаса, которая до сих пор является доминирующей в кругах социологов и политологов англосаксонского мира. Именно англосаксонского, не германского. По одной простой причине: концепция публичной сферы «доказывает» живучесть и перспективность демократии капитализма. Честно говоря, я в свое время тоже был очарован идеей достижения общенационального консенсуса в ходе рационального диалога лидеров общественного мнения. Оказалось, это утопия чистой воды. Почему достижение консенсуса возможно только при насаждении точки зрения меньшинства (что возможно вполне «демократическими» методами) и невозможно путем неконтролируемого общественного дискурса, предельно четко сформулировал Леон Фистингер, автор популярного ныне термина когнитивный диссонанс, еще в 1956 году: “Человек, который в чем-то твердо убежден, трудно меняет свои убеждения. Скажи ему, что ты с ним не согласен — он отвернется. Покажи ему факты или цифры, и он поставит под сомнение источник, откуда они взяты. Апеллируй к логике — он не поймет, о чем ты.” За прошедшие полвека этот феномен мотивированного рассуждения получил много новых убедительных экспериментальных подтверждений. Да мы и сами понимаем, как трудно будет возразить ковид-диссидентам, фан-клубу Навального, ура-патриотам, экологическим активистам, консерваторами или либералами. Scientific American, вообще пришел к выводу, что у либералов и консерваторов по-разному "устроены мозги" на основе мотивированных убеждений. Но самое страшное в другом. Когда вы начинаете приводить факты или рассуждения, не совпадающие с мотивированными рассуждениями, органы чувств вашего оппонента передают сигналы в амигдалу, которые классифицируют ваши аргументы, как опасность. Амигдала выбирает вариант защитной реакции — страх или агрессию. Это явление называют “fight or flight reflex” — рефлекс “сражайся или беги”. Чаще всего выбор падает на «сражайся». В условиях возможности неограниченного общения с незнакомыми людьми в соцсетях и месседжерах нам гарантирован взрывной рост агрессии. Отсюда неизбежность все большего количества гражданских войн и локальных военных столкновений. Казалось бы, чем больше мы будем наслаждаться прекрасной солнечной погодой и меньше тратить энергии на переубеждение кого-бы то не было, тем меньше вероятность наступления столкновений, тем более военных. Но мы теперь с вами знаем, что глобальную цепочку событий все равно не изменить. Увы, но оптимизм – это недостаток информации. #круг
1 год назад
Народная мудрость: «Полковники не бегают. Бегущий полковник в мирное время вызывает смех, а в военное – панику» В выступлениях люди, уверенные в своих словах, говорят медленно, произносят слова отчетливо и выражают свои мысли уверенно. Не мельтешат, не торопятся. Делают паузы. Говоря медленнее, вы излучаете уверенность и придаете своей речи дополнительный вес. Вы начинаете звучать мощнее и авторитетнее. Отдельное внимание уделяем паузам. Пауза – не просто молчание, она имеет множество различных функций, что делает ее полноценным элементом речи. Зачем паузы: 1. Привлечение внимания. Паузу следует сделать в начале выступления, чтобы установить контакт с аудиторией. Выдержав паузу перед речью, вы можете добиться полного внимания слушателей. 2. Выделение важной информации, ключевых сообщений. До (!) и после фразы, в которой заключена ключевая для аудитории информация, необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли осмыслить сказанное. Также паузу можно выдержать перед важной информацией, что позволит акцентировать на ней внимание. 3. Пауза – возможность отдохнуть и "переварить" полученную информацию для аудитории. 4. Демонстрация уверенности. Пауза в конце речи перед уходом с трибуны позволит продемонстрировать уверенность в своих силах.
1 год назад
Народная мудрость: «Полковники не бегают. Бегущий полковник в мирное время вызывает смех, а в военное – панику» В выступлениях люди, уверенные в своих словах, говорят медленно, произносят слова отчетливо и выражают свои мысли уверенно. Не мельтешат, не торопятся. Делают паузы. Говоря медленнее, вы излучаете уверенность и придаете своей речи дополнительный вес. Вы начинаете звучать мощнее и авторитетнее. Отдельное внимание уделяем... паузам. Пауза – это не просто молчание, она имеет множество различных функций, что делает ее полноценным элементом речи. Зачем паузы: 1. Привлечение внимания. Паузу следует сделать в начале выступления, чтобы установить контакт с аудиторией. Выдержав паузу перед речью, вы можете добиться полного внимания слушателей. 2. Выделение важной информации, ключевых сообщений. До (!) и после фразы, в которой заключена ключевая для аудитории информация, необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли осмыслить сказанное. Также паузу можно выдержать перед важной информацией, что позволит акцентировать на ней внимание. Отдых. Пауза – это также возможность отдохнуть и подумать, как для аудитории, так и для самого оратора. Продолжительное слушание речи, не говоря уж о ее произнесении, может оказаться довольно утомительным занятием, поэтому без отдыха здесь не обойтись. Без возможности немного отвлечься публика быстро перестанет слушать выступающего с должным вниманием, особенно если информация в его речи сложна для восприятия. Разделение речи на части. В устной речи паузы соответствуют знакам препинания на письме. Большие паузы выдерживаются между абзацами, на двоеточиях и тире, маленькие – в конце предложений и на запятых. Также паузами следует разделять отдельные порции информации – так ее будет проще усвоить. Размер подобных порций необходимо варьировать: чем легче аудитория воспринимает сказанное, тем больше должны быть информационные блоки, и наоборот. Оптимальный размер – от трех до пяти слов, но допустимо и большее количество. Демонстрация уверенности. Пауза в конце речи перед уходом с трибуны позволит продемонстрировать уверенность оратора в своих силах. В случае если слушатели останутся довольны речью, они выразят свое одобрение аплодисментами, но даже если аплодисментов не будет, пауза даст время, чтобы оценить реакцию аудитории. Борьба со словами-паразитами. Паузы, как ни странно, помогают избавить речь от слов-паразитов и словесного мусора – тех самых «ну», «эээ» и «ммм», которыми начинающие ораторы пытаются заменить молчание. А делать этого как раз не следует – пусть паузы заменяют ненужные слова и звуки, и «мусор» из речи постепенно уйдет, избавив от необходимости постоянно контролировать его присутствие.
1 год назад