Найти в Дзене
Андрей Платонов: мертвецы корябают землю
Рассказ Андрея Платонова «Никита» не относится к самым известным его произведениям. Он, скорее, проходит по ведомству детских рассказов, его даже читают в пятом классе в курсе литературы, а значит, он априори считается чем-то простым и не слишком серьёзным. Но так ли это на самом деле? Действительно ли по своему философскому содержанию он уступает платоновской классике? И что за философия скрыта за сюжетными перипетиями этого рассказа? В центре повествования — мальчик Никита, живущий с матерью в некой деревне...
2 недели назад
Нигредо: психоанализ как алхимия
Рождение нового требует смерти старого. Чтобы родилось новое вещество, прежние вещества должны предать себя смерти. Что такое смерть вещества? Это растворение его в некой безликой субстанции, которая содержит в себе элементы старого вещества в хаотическом порядке, уже не несущем в себе упорядоченной определённости, или, вернее, определённой упорядоченности прежнего вещества. Стало быть, после растворения вещества пребывают в хаосе распада, а затем обретают новую определённость. Но что такое растворённость как таковая? Это возможность нового, но никак не актуальность требуемого...
1 месяц назад
Метафизика русского слова: откровение и открытие
В русском языке есть замечательные примеры сосуществования двух языковых слоёв. Один восходит к церковнославянскому истоку, другой есть продукт обмирщения и постепенного становления современного языка, по сути своей светского, мирского, профанного. Один из таких примеров — слова «откровение» и «открытие». Они близки и похожи, но относятся к явлениям разной природы. В чём же заключается различие между ними? Понятием «откровение» мы обозначаем изъявление Богом человеку неких истин о мире либо своей воли...
1 месяц назад
Философские основания «Хроник Нарнии»
Обычно цикл произведений Клайва С. Льюиса о Нарнии считают своего рода религиозной проповедью, замаскированной под фэнтези. Спору нет, все христианские аллюзии здесь прочитываются очень легко, они лежат на поверхности, и никто их и не думал прятать. Уже сама центральная фигура «Хроник» — лев Аслан — вызывает однозначные ассоциации с Иисусом Христом. Однако достаточно ли такой трактовки? Нет ли в этом объёмном сочинении какого-либо иного, более глубинного, философского пласта? Есть, и его Льюис тоже не особо скрывает...
1 месяц назад
Анатомия ревности: о фильме «Любовь Свана» по роману Пруста
Взяться за экранизацию всей эпопеи «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста — задача для кинематографистов непосильная. По крайней мере, я делаю такой вывод из того, что соответствующей экранизации мы пока не видели; может, и слава Богу. Зато есть экранизация части первого тома, известной под названием «Любовь Свана». Фильм, выпущенный в 1984 году, носит то же название. «Любовь Свана» — это своего рода вставная новелла в романе Пруста, но достаточно объёмная и более связанная с основным действием, чем это обычно бывает со вставными новеллами...
5 месяцев назад
За вуалью повседневной лжи
Что ж, кажется, пришло время сорвать непроницаемую вуаль лжи и признаться как на духу: я — не тот, за кого вы меня принимали. Что вы думали обо мне всё это время? Что я скучный обыватель, погружённый в повседневное без остатка? Вы ошибались: я — один из немногих живущих на Земле, кто продолжает хранить тайны тысячелетий. За личиной рядового, ничем не выдающегося гражданина, на самом деле, прячется дух, посвящённый в извечную мудрость древних мистерий, что не должна быть явлена профанам, и потому...
8 месяцев назад
Очерки о Серебряном веке. Философия символизма
Начало Серебряного века в искусстве ознаменовано появлением символизма. Он пришёл на смену господствовавшему целые десятилетия реализму, питающемуся социал-демократическими установками на революционное преображение действительности. Почему стала возможной такая смена? Потому, что в дискурсивном господстве социал-демократизма была пробита брешь: первым её пробил, пожалуй, Владимир Соловьёв, а затем образовавшееся окно было расширено выходом сборника статей «Проблемы идеализма», в создании которого...
9 месяцев назад
Лесная философия Леонида Леонова
В чём главная трудность философского осмысления художественной литературы? В том, что идеи метафизического, онтологического, этического или эстетического характера приходится извлекать из-под спуда сугубо литературной «руды» — фабулы, характеров, художественных образов, особенностей стиля и прочего инструментария писателя, ведь писатель не ставит себе целью дать максимально сжатое и чёткое выражение некоего мировоззрения, он «размазывает» его по десяткам, сотням страниц, решая собственную, сугубо художественную задачу...
9 месяцев назад
Метафизика русского языка: целое и цель
Русский язык метафизичен. Что я имею в виду, говоря так? Во-первых, то, что из анализа внутренней структуры слова можно получить некое неочевидное знание о явлении или предмете, этим словом обозначаемом. А во-вторых, что связи между словами или даже внешняя похожесть слов способна отражать сущностную связь между обозначаемыми ими предметами и явлениями. Например, если два слова являются однокоренными, то связь между тем, что они обозначают, не только сугубо лингвистическая, но и сущностная. А иногда связь возникает даже между не однокоренными словами, и более того, имеющими разную этимологию...
10 месяцев назад
Вольтер, гений низвержений
Влияние, которое оказал Вольтер на русскую и мировую культуру, огромно. «Наперсник Государей, идол Европы, первый писатель своего века, предводитель умов и современного мнения», — так характеризует кумира своей юности Пушкин. И до сих пор многие считают Вольтера одним из творцов современного мира. Но каков его реальный вклад в сокровищницу человеческой мысли? Каким он был философом и какие идеи пропагандировал? Давайте попробуем приблизиться к ответам на эти вопросы, вчитавшись в его главное философское произведение — «Кандид, или Оптимизм»...
10 месяцев назад
Четыре лика панпсихизма
Панпсихизм – это выражение вечного стремления ума к метафизическому единству сущего, к преодолению трагической трещины между душой и миром, между сознанием и материей, между познающим субъектом и познаваемым объектом. Это борьба с дуалистическим разделением мира, когда осиротевший без ощущения родства с чем-то высшим и замёрзший в холодной пустыне материи разум ищет основания для реставрации единства субстанции мыслящей и субстанции протяжённой, для утверждения метафизического монизма. Сам по себе...
11 месяцев назад
Очерки о Серебряном веке. Универсализм как преодоление
Серебряный век — это выражение всеохватности и радикальной открытости русской культуры. Русь во все времена познавала себя, глядя в мировое зеркало, и хотя никогда не была бездушным слепком с чуждого образца, внося во всё собственный, весёлый в своей свободной самобытности вклад, всё же развивалась в глубоком диалоге с мировой культурой. Ведь что такое, например, принятие христианства, как не открытие себя идущей извне истине, но такое открытие, которое не изничтожает самость, а служит ей ступенькой...
1 год назад