Предание.ру
7601
подписчик
Пишем о том, что волнует православных сегодня и помогаем нуждающимся
Египет — подножие Голгофы для Ребенка
Наш рождественский цикл в этом году посвящен детским годам Иисуса Христа. Детство Иисуса прошло в Египте и Назарете. Об этих годах мы знаем очень мало. Матфей не говорит о них ни слова, а Лука весь период жизни Иисуса до достижения Им двенадцатилетнего возраста умещает в одну фразу: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем» (Лк 2:40). По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца...
Рильке: тот, кто подходит к краю невыразимого
Райнер Мария Рильке (1875–1926) На языке поэзии можно говорить то, что совершенно невозможно сказать на обычном языке. Райнер Мария Рильке, 150-летие со дня рождения которого мы отмечаем 4 декабря, дерзал подходить к самому краю возможностей поэтического искусства, рискуя говорить о невыразимом — о реальности Бога, веры, молитвы. Другая ирония Поэзия похожа на статую языческого скульптора, который, зная о невыразимости и неописуемости бога, говорит о нем на языке несуразного и даже смешного. «Рогатый...
Введение во храм Пресвятой Богородицы: педагогические уроки для родителей и духовников
Плод личных размышлений иеромонаха Агапия над событием праздника в контексте пастырской работы и общения с супружескими парами, родителями и детьми. Праздник Введения, по-видимому, не несет в себе такого богословского и сотериологического смысла, как, скажем, Рождество Христово. А предание, подробно описывающее это событие, звучит для многих почти как сказочное повествование. И все же Введение находит отклик в сердцах христиан, живущих спустя столетия с формирования гимнографии и художественной обработки апокрифических историй...
Современные книги о вере: короткий гид. От «Лавра» до «Кадавров»
Современная проза все чаще говорит на религиозные темы — сюжетно или на уровне интонаций. С доктором филологии Яниной Солдаткиной обсуждаем: откуда взялся запрос, почему авторы уходят в антиутопию и мистику, кто такой «грешный праведник» — он же «герой нашего времени» и как отличить подлинный нерв от симулякра. Попутно — короткий маршрут чтения «сложных» книг. — Есть ли сейчас запрос на разговор о вере в новой литературе? И кто его формирует: читатель, авторы или время? — Парадоксально, но при всей секулярности общества интерес к религиозному заметный...
От внимания к себе — к Богу: неизвестный философ хирург Пирогов
О великом человеке мы знаем обычно с памятниково-этикеточной стороны. Николай Иванович Пирогов — великий хирург-практик, ученый-медик и реформатор медицинской службы — в своих воспоминаниях и письмах предстает как яркий рассказчик, остроумный, принципиальный до упертости, но внимательный к людям; как любящий муж и отец. Но еще меньше Пирогов известен как оригинальный религиозный философ, который ставит вопросы о реальности нашего «я», о вере и свободе, о материи и духе, о вере и бессмертии. Именно...
От любви к себе — к любви Божьей: ответ на вызов дистеизма
В предыдущей статье я рассуждал о том, почему дистеизм представляет собой серьезный вызов для современного христианства. И осторожно заметил, что человек в действительности никогда не ищет равнодушного или враждебного Бога — напротив, ему нужен любящий и благосклонный. Сегодня я хотел бы показать, что христианское богословие не сводится к извлечению знаний о Боге исключительно из священных текстов. Более того, я утверждаю: священные тексты вторичны по отношению к той цели, ради которой мы их читаем...
Христианская рецепция наследия Льва Толстого
115 лет назад, 20 ноября 1910 г. почил Лев Толстой. Слишком известно, какого рода резко критические оценки его религиозно-философское наследие встретило с православно-христианской стороны. Тем более интересно узнать православно-христианские оценки противоположного толка: не с тем, разумеется, чтобы записать Толстого в православные богословы, но чтобы понять, что православная оценка его наследия носит более сложный, объемный, глубокий характер, чем то обычно думают. И главным прибытком здесь было...
Забота о себе: православно или не очень?
Православное христианство в первую очередь ассоциируется с аскетизмом, смирением, жертвенностью. Служить другим, забывая о себе, как кажется, намного более правильно, чем о себе заботиться. Однако разумная забота о себе, включающая программу саморазвития, не имеет никакого отношения к эгоизму и себялюбию. Об этом рассуждает и приводит конкретные примеры наш постоянный автор иеромонах Агапий (Голуб). Мы живем в обществе, где далеко не каждый человек может позволить позаботиться о себе — в силу социальных и экономических условий...
Света проснулась, но это не точно. Кино о тех, кто от него в зависимости
«Что такое кино, никто не знает, хотя мы всю жизнь им занимаемся», — говорит герой Кирилла Полухина в фильме Романа Михайлова «Отпуск в октябре». Шутка, за которой усталость и растерянность. Чем дольше находишься внутри этого мира, тем меньше понимаешь, что с тобой происходит. И почему ты все еще здесь. Для меня этот фильм стал серьезным триггером, хотя я уже давно не внутри. Две начинающие актрисы ходят на кастинги, снимаются в криминальных сериалах, живут в вечном ожидании шанса. И вот наконец им предлагают участие в грандиозном международном проекте...
Современное язычество: что мы ставим на место Бога
Идолы. Кажется, это что-то из древности — капища, жертвенники, мифы. А между тем они никуда не исчезли — просто обрели новые формы: успех, любовь, здоровье, самореализацию. Мы по-прежнему поклоняемся, только иначе. Мы — новые язычники. И христианство снова звучит как ответ: нужно вернуть Богу то место, которое заняли другие силы. Говорим об этом со священником Николаем Конюховым и психологом Мариной Филоник. Ольга Лебединская: Мы часто слышим: «Не сотвори себе кумира». Но что это значит сегодня?...
Болезнь — не кара Божья, а духовный тренажер
Когда мы или близкие болеем, общее место — сокрушаться и искать причины… Говорят: «Все болезни от нервов». А еще: «Всё по грехам». Но ведь и святые болели, да еще как! О том, как не впасть в уныние и сохранить здоровый дух даже в испытаниях, мы поговорили с протоиереем Андреем Битюковым, настоятелем храма при Институте детской гематологии, онкологии и трансплантологии при СПбГМУ им. Павлова. — Есть мнение, что болезнь — это кара за грехи. Так ли это? И на ком ответственность за наше здоровье? — Один священник, служивший в больнице, рассказал мне такую историю...
Мы делаем это каждый год
Мы, в смысле фонд Предание, делаем это каждый год. В каком-то смысле - каждый год оправдываем своё существование. Нет, работаем мы постоянно, и отчеты ежемесячно пополняются цифрами, за которыми стоят истории. Мы покупаем лекарства и инвалидные коляски, оплачиваем реабилитации и стройматериалы. Мы делаем что можем. Почти во всех этих случаях у нас нет дедлайнов - получит маленькая девочка удобную коляску в этом месяца или следующем, не так важно - это подарок на годы. Но в данном случае дедлайн есть...