Найти в Дзене
"Индейцы Руна, как и другие индейцы, живущие в Амазонии, относятся к ягуарам и ко многим другим нечеловекоподобным существам, как к обладающим душой. Все эти существа важны для Руна и обладают каждый своими намерениями. Они - это другие Я (selves). В этому смысле Руна - анимисты. (Анима - душа). Для них непохожие на человека существа одушевлены и являются личностями. Анимизм в его современном научном понимании ... препятствует и раскритиковывает западное механистическое отношение природе". (с) Эдуардо Кон, "Как мыслят леса". (современный американский антрополог, работает в нечеловекоцентристской парадигме Действительно, западные религии рьяно настаивают на том, что душой обладает только человек. Ну а мы жадно и бессознательно впитываем это отношение к живому миру. По сути западные религии и миропонимание конструюруют наши личности таким образом, что мы искренне убеждены, что по-настоящему живые и обладающие сознанием в этом мире только мы, и никто более. Только у нас души. Всё остальное скорее механистично. Оно не одушевлено и совершенно точно не так уж и живó, и тонкó, как мы сами. Однако стоит отдавать себе полный отчёт, что наделение мира за пределом человека механистичностью, но не одушевлённостью, вовсе не лично, свободно и осознанно выбираемый взгляд на мир. Такое отношение просто-напросто по инерции впечатывается доминантой культурой в картину мира человека, и так никогда и не поддаётся сомнению или минимальному осмыслению. Так кто здесь и по какому праву решает, кому обладать душой, а кому нет? #другаякультура
3 года назад
"Человеческий язык способен уходить от частного к общему, но именно это и делает нас нечувствительными к тонкостях и особенностям. (Описывая ученого Hugh Raffles) После того, как он изучил стольких насекомых, теперь он может на всё в природе смотреть с точки зрения насекомого. У него глаза мотылька: каждое дерево - это само по себе отдельный мир, каждый лист уникален. Насекомые научили его, что такие общие понятия как "насекомые", "деревья", "листья" и особенно понятие "природа" разрушают нашу чувствительность к нюансам и деталям. Они делают нас концептуально и даже физически жестокими. "А, насекомое", говорим мы и видим лишь категорию, но не само существо". (с) (с) Эдуардо Кон, "Как мыслят леса". (современный американский антрополог, работает в нечеловекоцентристской парадигме) Всё нам кажется, что мир таков, каким нам его представляют система языка, собственные культура, информационное поле, личность и опыт последней. В общем-то культура, которая взрастила и продолжает взращивать наши умы и чувства, обучает полному безразличию или даже жестокости к иным, нечеловечьим, точкам зрения на мир. Какое нам дело до внутренней организации, чувств и точки зрения на мир ворона? Для нас он просто общая незначительная категория - "птица", и всё тут. Не до ворона нам. Нет дела до его мыслей, чувств и потребностей. Ни до его знаний о мире. Не существует его в нашем внутрипсихическом пространстве. Он - почти что просто вещь на ветке. Так уж мы обучены: не признаём никого в мире кроме самих себя - людей и их точек зрения. (Переучиваю себя жить, видеть и чувствовать на другой манер) . (Фото: испанский разговорный клуб в вег-кафе) #антропологиявнечеловека #животныечувствуютвсё #другаякультура #спесишизм
3 года назад
"Самость или ощущение собственного Я не ограничивается лишь животными, у которых есть мозг. Растения также обладают чувством собственного Я (Self, самости). Самость, чувство Себя (selfhood), даже не ограничивается индивидуальным организмом. Оно может быть распределено между телами. Например, у участников одного и того же семинара, толпы или же колонии муравьёв, которые ведут себя, как единое Я. Самоощущение может даже присутствовать у одной из множественных частей тела. Например, каждая, клетка обладает некой минимальной самостью". (с) Эдуардо Кон, "Как мыслят леса". (современный американский антрополог, работает в нечеловекоцентристской парадигме) #антропологиявнечеловека #животныечувствуютвсё #другаякультура
3 года назад
"Мир за пределами человека не является бестолковым, где наш вид одаривает его смыслами. Напротив, смыслы, средства достижения, взаимоотношения, устремления, задачи, глобальные цели, намерения и значимость явлений - все они возникают в мире живых мыслей, которые существуют вне нашего вида. Эти живые мысли никак не могут быть ограничены людскими попытками дать им определение. Не поддаются они и нашему контролю. И если мысли существуют за пределами людей, тогда человек не являет собой единственное на планете Я. Это значит, что мы - не единственные Мы, которые существуют". (с) Странно, но культура обучила нас думать, что только мы на планете способны мыслить. Но тем, кто особенно внимателен совершенно ясно, что это не так. (с) Эдуардо Кон, "Как мыслят леса". (современный американский антрополог, работает в нечеловекоцентристской парадигме) #антропологиявнечеловека #животныечувствуютвсё #другаякультура
3 года назад
"Мы истребили 70 процентов всех живых видов на Земле за последни 45 лет". (с) Павел Пашков, русский исследователь и ярый защитник лесных экосистем и их существт. А я здесь, и всё, что я слышу - это бесконечные разговоры про благополучие, интересы и несчастья человека и человечества и только. Это матёрый злой человекоцентризм в наших умах и чувствах. #другаякультура
3 года назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала