"Индейцы Руна, как и другие индейцы, живущие в Амазонии, относятся к ягуарам и ко многим другим нечеловекоподобным существам, как к обладающим душой. Все эти существа важны для Руна и обладают каждый своими намерениями. Они - это другие Я (selves). В этому смысле Руна - анимисты. (Анима - душа). Для них непохожие на человека существа одушевлены и являются личностями. Анимизм в его современном научном понимании ... препятствует и раскритиковывает западное механистическое отношение природе". (с) Эдуардо Кон, "Как мыслят леса". (современный американский антрополог, работает в нечеловекоцентристской парадигме Действительно, западные религии рьяно настаивают на том, что душой обладает только человек. Ну а мы жадно и бессознательно впитываем это отношение к живому миру. По сути западные религии и миропонимание конструюруют наши личности таким образом, что мы искренне убеждены, что по-настоящему живые и обладающие сознанием в этом мире только мы, и никто более. Только у нас души. Всё остальное скорее механистично. Оно не одушевлено и совершенно точно не так уж и живó, и тонкó, как мы сами. Однако стоит отдавать себе полный отчёт, что наделение мира за пределом человека механистичностью, но не одушевлённостью, вовсе не лично, свободно и осознанно выбираемый взгляд на мир. Такое отношение просто-напросто по инерции впечатывается доминантой культурой в картину мира человека, и так никогда и не поддаётся сомнению или минимальному осмыслению. Так кто здесь и по какому праву решает, кому обладать душой, а кому нет? #другаякультура
3 года назад