Найти в Дзене
Кто нападал на Златоуста и почему?
Полупелагианский «сдержанный оптимизм» в оценке последствий первородного греха, свойственный антропологии антиохийской, каппадокийской и александрийской (оригенической или евагрианской) богословских школ, которые в сумме и составляют святоотеческую традицию исторического православия, хорошо виден в толковании представителями этих школ стиха Гал 5:16, в котором Апостол противопоставляет новую природу души христианина, «рожденной от Духа» (Ин 3:6) в Таинстве крещения, и ветхую природу тела (и после...
2 дня назад
Ангелология блаженного Августина
Как мы уже знаем, в ходе полемики с пелагианами обнажились ошибочные мнения Августина его раннего периода, только последовательный отказ от которых позволял ему встать на принципиально отличную позицию апостольского Христианства, где не было уже ничего общего с пелагианским волюнтаризмом и гуманизмом (антропологическим идеализмом). То же самое должны были сделать и все остальные в Церкви, чтобы де-факто (а не только де-юре) осудить пелагианство и полностью отказаться от его ложных идей. Что в должной...
1 неделю назад
Православие или религия полумер?
«В П. отрицается учение о грехе первородном и его влиянии на человеческую природу; необходимость для спасения подаваемой от Бога каждому христианину освящающей благодати либо полностью отвергается, либо роль такой благодати считается вторичной и вспомогательной; решающее значение в деле спасения приписывается свободной воле каждого человека, его природным способностям и личным нравственным усилиям, а также использованию одинаково доступных для всех христиан спасительных средств» (Смирнов Д. Пелагианство / Православная энциклопедия...
2 недели назад
«Филокалия» головного мозга
Сам факт того, что осужденный на 5-м Вселенском соборе за оригенизм Евагрий Понтийский был учеником великих каппадокийцев, на самом деле, является колоссальной проблемой для глаголемой «чистоты православия». Единственным приемлемым объяснением этой прискорбной реальности было бы то, если бы Евагрий грубо исказил то, чему ему научили его выдающиеся наставники, противостал той святой вере, которую получил, и пошел против нее; или если бы, на худой конец, он сделал это невольно, как говорится, «не ведая, что творит»...
4 недели назад
Ильич против Апостолов
Как учение о «предопределении ко спасению избранных» – это учение св. ап. Павла, а не блж. Августина, так и учение о «первородном грехе» – это учение того же Апостола, а не Августина. Толкование Августина лишь блестяще раскрывает содержание той и другой божественной истины о человеке и тайне его спасения, содержащихся в Посланиях Павла. И дремучее невежество или наглая ложь так называемого «православия» заключается в том, что оно (в лице того или иного австралопитека теологии) атрибутирует эти учения Августину, а не Апостолу...
1 месяц назад
«Апостолы» Плотина
Евангельское выражение «весь мир лежит во зле» (1Ин 5:19) следует рассматривать как яркий пример того, что в восточной богословской традиции, склонной к диалектическим и синкретическим концепциям («синергии», «царского пути» и т.п.), называется «крайностью». «С того времени, когда первозданный человек был изгнан из рая и утратил непосредственное, внутреннее ведение Бога и сотворенных Им существ, включая самого себя, его стали волновать вопросы: кто я? зачем существую, с какой целью? что ждет меня...
1 месяц назад
«…будучи частицей Бога»
Во второй главе «Амбигвов к Иоанну» преп. Максим делает толкование известных слов свт. Григория Богослова (Назианзина) о том, что душа является «частицей Бога», т.е. пытается православно интерпретировать этот очевидный атавизм неоплатонизма у прославленного Учителя Церкви. Потому что идиомой «частица Бога» (или «часть Божества») у великого каппадокийца выражалась креационистическая теория происхождения души непосредственно из божественного «дыхания», о чем, как он считал, говорится в 7-м стихе 2-й...
2 месяца назад
«По чину Мелхиседека…»
1. Предисловие «Христос – это единственное лекарство для спасения и исцеления человека» (митр. Иерофей Влахос. Православная духовность. Цит. по изд.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра (СТСЛ), 2009. – 135 с.). В поэтике это называется метафорический разнобой: лекарство нужно для исцеления, а для спасения «лекарство» – это неточное сравнение, неподходящее слово. Ибо мертвого, или погибшего, уже поздно лечить. Как мы уже знаем, обусловлена такая нестыковка (т.е. богословское недомыслие) тем, что «православная...
2 месяца назад
Казус Вершилло, или Срамная часть души
Как мы уже знаем, одно св. отцы писали от Духа Истины, а другое – «от ветра головы», причем даже не «своея», но от ветра в головах Плотина, Оригена и им подобных учителей от плоти (т.е. от помраченного ума «ветхого» человека, не просвещенного благодатью Духа Истины). Поэтому все те церковные авторы, воззрения которых исторически сложились путем такого рода идеологического микса, или (выражаясь книжно) «патристического синтеза», как правило, православно учили о Боге (на основании Священного Писания) и неправославно о человеке (на основании философии эллинизма)...
3 месяца назад
Казус Влахоса
У профессиональных музыкантов есть такой вульгарный термин для внутреннего употребления, как «срач», которым обозначаются различные погрешности звукоизвлечения, когда вместо одного звука исполнитель производит несколько: либо задевает соседние струны, либо неправильно зажимает, создавая дополнительную вибрацию и т.д. Чем больше такой сопутствующей звуковой грязи, тем больше «срач». Нечто подобное происходит в богословской литературе в случае смешения христианских истин с ложным философско-религиозным знанием «мира сего»...
3 месяца назад
Иван Васильевич меняет конфессию
Сочинения патролога Ивана Васильевича Попова (1867-1938), профессора Московской Духовной Академии, причисленного к лику святых РПЦ в 2003 г. как новомученик, как и богословские работы других авторов, близких к направлению «нравственного монизма» архиеп. Антония (Храповицкого), обращают на себя внимание ярко выраженным лжехристианским учением о природе человека и его спасении. Если в Священном Писании Бог является Создателем первозданного человека по Своему образу (Быт 1:26) и «нового творения во...
3 месяца назад
Августин и Юстиниан, Пелагий и Несторий…
Гидра язычества в христианской овчине. Часть 3 То, о чем мы постоянно говорим как о «православном оригенизме» и «ортодоксальном полупелагианстве», представляет собой совокупность идей, исторически сложившуюся в святоотеческой литературе в вопросах антропологии и сотериологии под влиянием инородных Церкви религиозно-философских учений поздней античности путем смешения их с верой апостолов. И такая характеристика не является нашим частным мнением (как некоторые пытаются представить и, тем самым, успокоить свою церковную совесть), но находит подтверждение в Предании Церкви...
3 месяца назад