🤓 Что такое дебиторская задолженность? Зачем она нужна? Продолжаем рубрику #нюансы_отчетности Дебиторская задолженность возникает тогда, когда бизнес продаёт товары или оказывает услуги с отсрочкой платежа, или в кредит. В некоторых индустриях, например, IT или рекламе, дебиторская задолженность занимает значительную долю от общего числа активов компании. Иногда часть дебиторской задолженности становится проблемой — некоторые клиенты не могут оплатить предоставленные им товары или услуги. Допустим, компания получает выручку с отсрочкой платежа и через год становится понятно, что 10% дебиторской задолженности будет невозможно получить. Если списать долги и уменьшить прибыль второго года, по отчетности будет видно, что второй год компания отработала хуже, чем первый. Но ведь в реальности эти убытки — результат работы в первый год. Для того, чтобы не нарушать принцип соответствия при составлении финансовой отчетности: Компания должна признавать доходы и расходы, связанные с получением этих доходов в один и тот же отчетный период. Что такое резервы по сомнительной дебиторской задолженности? 🤔 Чтобы решить эту проблему, компании сразу же создают резервы по сомнительной задолженности. Определенная сумма сразу вычитается из прибыли компании и появляется на балансе в разделе с резервами. Для правильного расчета резервов по дебиторке используется три метода: — Метод процента от продаж (компания предполагает, что потенциальные невозвраты будут занимать определенный процент от ее выручки —> создает резервы) — Метод создания резервов по конкретным задолженностям (компания время от времени анализирует состояние дебиторской задолженности своих клиентов —> при сомнениях создает резервы) — Метод «старения» дебиторской задолженности (компания разбивает все задолженности по временным интервалам —> для каждого интервала оценивает ожидаемый процент невозврата —> создает резервы) К чему может привести отсутствие контроля задолженностей? 😕 Отличный пример приведен в книге «Финансовая отчетность» Алексея Герасименко. В 1990 году компания Oracle росла невероятно быстрыми темпами и потеряла контроль над получением денег от клиентов. Менеджеры Oracle получали комиссионные от продаж сразу же после регистрации продажи, а выручку компания регистрировала сразу после подписания контракта, а не после поставки ПО клиенту. И самое главное — условия платежей для клиентов практически не контролировались, из-за чего компания часто оставалась с пустыми карманами. В 1989 г. выручка Oracle составляла $583 млн, а дебиторская задолженность — $262 млн. Но в 1990 г. при выручке в $970 млн уже только просроченная дебиторская задолженность составляла $468 млн. Все вышеперечисленные факторы привели к обвалу цен на акции. Делаем выводы и следим за тем, чтобы карманы не оставались пустыми. А вот у кого карманы точно останутся пустыми, так это у акционеров компаний, про которые мы расскажем далее. Российские чемпионы по дебиторке 😢 Первое место отдаем дочкам Роснефти. Башнефть и Саратовский НПЗ имеют дебиторскую задолженность в 487 и 31 млрд рублей соответственно. При капитализации в 370 и 9,2 млрд рублей соответственно. Акционеров ждет самый настоящий золотой дождь, если материнская компания решит распоряжаться деньгами более справедливо по отношению к миноритариям. Второе место остается за дочками Мечела. Если в случае с Роснефтью все, что нам остается это смирение и надежда, в случае с Мечелом, у нас нет даже надежды на то, что ситуация может измениться. Надеемся, было полезно! Пишите, о чем еще хотите почитать. @harmful_investor
4 часа назад