Найти тему
Дисциплина убивает творчество (нет)
Однажды в Инстаграме увидел пост знакомой. Посыл предельно ясный: дисциплина убивает творчество. На мой взгляд, это заблуждение. Первостепенно — основанное на неком недопонимании собственной природы. Второстепенно — подкреплённое внешним одобрением инстаграмной публики. Попробуем разобраться, почему дисциплина, наоборот, способствует творчеству, обрамляет его. Во-первых, нужно понять, что такое творчество. Не стану лезть в лингвистические разборы, расскажу, как понимаю. Творчество — это преобразование окружающего или внутреннего, созидание чего-то нового. Это когда чего-то не было, а потом появилось, и стало лучше...
2 года назад
Не хочу
Когда ребёнок говорит «не хочу», мы спрашиваем «почему». Вопрос (чаще всего) провоцирует оправдания. Мы как бы учим и учимся разбирать «не хочу» на составляющие — абсолютно всегда. Далее следует проработка этих причин, их устранение и всё равно — действие. То есть «не хочу» в нашей системе исчисления нечто подвластное устранению. Убрав его, мы «рождаем» желание.  Но что, если «не хочу» — уже причина и ответ? Всё, нет ничего другого, не нужны тысячи вопросов. «Не хочу» — самодостаточно, не нуждается в пояснении...
2 года назад
Интересное наблюдение:
Многие подростки не знают, что такое профицит. Но про дефицит — знают все. Как-то рассказывал про марафон мастер-классов. Он опять начался, а с ним и наблюдение за разными детьми. И обозначилось интересное. У меня мастер-класс по финансовой грамотности. Там есть работа с карточками. На каждой карточке — понятие, которое относится к какой-то из тем финансовой грамотности (бюджет, планирование, риски, инвестиции). К бюджету относится профицит. И на каждом МК возникает вопрос: а что это? Начинаю объяснять от обратного...
2 года назад
Как общаться с детьми (без крика)
Если вы научились общаться с семилеткой, вы победили жизнь. Кто с ними работал, наверняка поймёт. Почти год я веду группу по английскому для первоклассников. Ничего прекрасней (и ужасней) пока в работе не случалось. И самое сложное — устанавливать границы, объяснять и обосновывать правила.  Легче всего это делать криком и навязанным авторитетом. Мол, ты сюда пришёл, ты ребёнок, я учитель. Только так неправильно. Это ломает, подавляет, пугает. Ребёнок замыкается и ждёт. Ждёт, чтоб взорваться и сломать карточный домик. Не хочется инициировать травмы, выученную беспомощность. Хочется общаться на равных, договариваться, учить взаимодействовать...
2 года назад
Много слов негодования: о мёртвых теориях и бездарных интерпретациях
Давеча был на Петербургском международном образовательном форуме. Послушал пару докладов, в который раз не нашёл ничего полезного, удостоверился в профанации отдельных лиц и пошёл писать этот пост.  А теперь подробнее.  Тематическая секция называлась так:  «Современные подходы к формированию компетенций обучающихся в дополнительном образовании».  Сразу думаешь о чём-то практическим важном. Но нет. На деле большая часть — скудна и посредственна.   Особо расстроили два момента. Оба случились на пленарке.  Первый. Доклад о цифровых компетенциях педагога. Если что, мы говорим о них последние два года...
2 года назад
Как сохранить свежесть формального образования
Поймал себя на мысли, что когда у педагога нет избыточных знаний, то работать с учениками ему интереснее. По крайней мере, у меня так. Я назвал это «эффектом новичка», но, как оказалось, название уже занято. И описывает оно вообще другой феномен. Не суть. Итак, подробнее. Я веду финансовую грамотность для подростков. У меня есть знания, квалификация, практический опыт, брокерский счёт. Многие вещи, о которых мы говорим на занятиях, я проживал и чувствовал. Но точек роста — по-прежнему много. Законодательство, всякие технические анализы и бизнес-процессы. Шорты, лонги и плечи (мб и нет такого)...
2 года назад
Одному работать — повеситься можно
В начале недели работал с 7–8–классиками. Проводил мастер-класс по финансовой грамотности. Помимо меня работали другие педагоги с другими МК. Процесс был такой: приходит два класса — классы делятся на подгруппы — получается четыре подгруппы — дальше подгруппы переходят с одного МК на другой (подряд, без перерывов) Получается, что один педагог работает два часа без передыху. Одна группа уходит, другая приходит. У тебя есть пять минут, чтобы подготовить рабочие места, сделать глоток воды и снова начать вещать. Тяжело. Нужно выдавать материал, ставить дисциплину, находить подход к разным детям. Кто-то легко контачит с педагогом, кому-то нужно время «привыкнуть»...
2 года назад
Пять правил для тех, кто работает в образовании (+ одно бонусное)
6 апреля 2021 года меня взяли на работу по специальности. Тружусь в дополнительном образовании: педагогом-организатором и педагогом дополнительного образования. Плюсом присутствует фриланс-занятость. За минувшие чуть больше года я что-то понял. О работе и жизни вообще. И решил как-то упаковать мыслишки. Всё, что будет дальше, я вывел или проверил на своём опыте. Быть может, через время я скажу всё по-другому или вообще скажу другое. Но пока так. Как устроена статья: Итак, погнали. 1. Обращаться с собой, как человеком, за которого я ответственен Допустим, близкий вам человек устал. Капитально так, основательно...
2 года назад