Найти тему
Вот тут в персидском языке снова кое-что интересное всплыло. Но, начну, пожалуй, с другого. Все мы читали произведение Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». По крайней мере, я считаю, что прочесть его должен каждый. Каждый русскоговорящий, или даже больше – славяноговорящий. Ибо «Тарас Бульба» – кто бы чего ни говорил – во-первых, это часть нашей культуры. Во-вторых, это слепок той жизни, той эпохи, той местности и тех людей, запечатлённый в веках талантливым мастером слова. В этом произведении присутствовали такие слова, как: шаровары, чуб, люлька (курительная трубка), чубук. Ни для кого не секрет, что казаки ведут своё начало, в том числе и от тюркского корня. И, как бы, многие их слова оттуда (от тюрков) и происходят. В этом нет ничего удивительного, ибо и в классическом русском языке гигантский пласт слов тюркского корня. Ни для кого это не секрет, и все об этом знают. Башмак, кафтан, алтын, башка и т. д. Вернёмся к Тарасу Бульбе. Само прозвище Бульба означает, как я понимаю, картошка. Ага, ладно. Шаровары – есть персидский «шельвар». Ну, оно и в тюркских языках так будет. Чуб – на персидском это слово означает «палка», «доска», «бревно». В общем, нечто деревянное и прямое. А персидский «чебуг» будет – курительная трубка. У казаков времён Тараса Бульбы курительная трубка называлась люлькой. Люлька. У персов же слово «труба» обозначалось именно как «лулэ». Люлька, лулэ – суть, одно и то же. Лулэ – труба, люлька – трубка. Ну, и украинское слово «тютюн», то есть – табак. В персидском табак называется «тутун». А табак для кальяна – тембаку. Украинско-казацкий «тютюн» и персидский «тутун» – идентичны. Я к чему обо всём этом? Только мне кажется, что здесь прослеживается некая связь между вольными казаками и персами? Или же, все эти слова присутствовали и в тюркском языке, а оттуда они уже они перекочевали в казацкую речь? Если всё-таки связка персы-казаки существовала без посредства тюрок, то каким образом, то есть – через какие территории они контактировали между собой? Ответ на последний вопрос, как мне представляется, нужно искать, изучая «путешествия» Степана Разина. Особенно, его поход «за зипунами» на Каспий. Когда ему удалось даже «умыкнуть» каким-то образом персидскую княжну. Знать, дорога к «кизил-башам» (к персам) была знакома не только разбойникам Стеньки Разина. Хаживали туда в своё время и запорожцы, да.
4 дня назад
Опубликовано фото
4 дня назад
О Константине Седьмом Багрянородном хотел немного упомянуть. Ну, о его сочинении здесь, по-любому, придётся упоминать, так что будем иметь в уме этого персонажа. Вообще-то, это был император Восточно-Римской (или Ромейской) империи, которую многие сейчас называют Византийской. Что неправильно, ибо во времена её существования словосочетания «Византийская империя» не существовало. Ну, да ладно. Не об этом сейчас. Константин Багрянородный (Порфирогенетос) жил с 905 по 959 годы. Он являлся сыном императора Льва Шестого и его четвёртой (!) жены Зои Карбонопсины. Константин Багрянородный написал книгу «Об управлении Империей» и ещё кое-что. Русская княгиня Ольга приняла от него крещение и даже была его крестницей. Но я сейчас не о нём. О матери его. Точнее, о её имени-прозвище. Зоя Карбонопсина. Это не какая-то там псина, если что. Это – «с угольно-чёрными глазами». Угольно-черноглазая, да. Ну, есть ещё другая версия произношения её имени. Карвонопсида. То бишь, огненноглазая. Угли ведь горят, не правда ли? Карбон, как известно – уголь. Ага. А «карвон», значит – уже огненный? То есть, уголь горящий? А происхождение нашего слова «червонный» не оттуда ли? Червоноглазая – это, собственно, огненноокая и есть. Не знаю, каково происхождение слова « червонный». Даже искать не буду. Но вот, Зоя Карвонопсида жила в Ромейской империи. Огненноокая.
1 неделю назад
Константин VII, коронованный Христом, фрагмент таблички из слоновой кости.
1 неделю назад
Пора, наверное, упомянуть о вандалах. Было такое восточно-германское племя. Или народ? Это неважно, как мы их обзовём. В общем, вандалы в союзе с ираноязычными конниками-аланами, после длительных блужданий по задворкам Империи, обосновались-таки в самом тёплом её углу – в Африке. Основали там, значит, государство и жили в своё удовольствие. Вот реально, в своё удовольствие! Грабили соседние острова, земли, города. Даже Рим умудрились ощипать, как гуся! В подвластной им Африке они ущемляли в правах коренное латинское население, римскую католическую церковь тоже не гнушались гнобить. Сами при этом, являлись христианами, но арианского толка. Так что, всё по классике. Казалось бы – жизнь удалась. Живи, да радуйся жизни! Что они, в общем-то, и делали сто лет. Но через век вандалов, окончательно к тому времени впавших в «расслабон», изгнали из «их» страны войска восточно-римского императора Юстиниана. Немного отвлекусь. Есть версия, что первоначальное имя Юстиниана было Управда, а мать его звали Бегляница. Но, это не стопроцентно. Возможно, правда, а может – и нет. Далее. Само слово «вандалы» вызывает у меня некоторые сомнения. Венды и аланы – могут быть вендаланы? А потом, возможно, они укоротились и стали вандалами? Ага, вернёмся к Юстинианову походу. Войска его, двигавшиеся по морю, достигли предполагаемого места высадки. Мыс, именуемый тогда… Капут вада. Не Конец вода, не Капут вассер, и даже не Капут вато (вато – по-готски «вода»). Именно – Капут вада. Так, наверное, за столетие до этого кричали с кораблей – на которые им пришлось сесть первый раз в жизни – обрадованные воины Гейзериха. Конец воды, суша! Вожделенная Африка простиралась перед северными воинами. Африка, на целое столетие ставшая им домом. Войска Юстиниана без особого труда разгромили обленившихся вандалов и вернули империи её житницу, утраченную столетие назад. Вандалы, как народ, же канули в Лету. Кстати, многие исследователи считают вандалов славянами. Но я бы не стал этого утверждать. Вандалы были восточно-германским народом. Об этом говорят имена их правителей: Гунерих, Гензон, Гунтамунд, Тразамунд, Хильдерих, Гелимер. Да и… Капут, всё-таки, а не конец! Имеется в виду мыс Капут вада.
1 неделю назад
Вандалы грабят Рим. Слово "вандализм" - это про них!
1 неделю назад
Надо понимать, что в мире варваров, все государства – от микроскопического Ругиланда и ему подобных, до гигантской империи Аттилы – устраивались следующим образом. На какую-либо землю, обрабатываемую земледельцами (то есть, землю обитаемую и обжитую) приходил воинственный народ. Как тогда говорили – народ, зарабатывающий на жизнь не пОтом, но кровью. Такая себе, ЧВК тех времён. ЧВК семейного подряда – с жёнами и с детьми. Ну, или – если угодна терминология 90-х – то «крыша». И пришлые ЧВК-племена заключали договора с местными земледельцами. Именно с земледельцами, с осёдлыми людьми. Ибо с кочевником никаких договоров не заключишь. Кочевник, он – сегодня здесь, завтра – неизвестно где. И спросу с него – ноль. Возможно, договор назывался «ряд», или как-то, похоже. Содержание – что-то, типа следующего. Вы, земледельцы – как пахали себе землю, так и пашИте. ЖивИте, как жили, по своим законам и правилам. Мы, воины: не полезем к вам, не будем пытаться поменять вашу веру, не будем смещать ваших правителей. Одним словом, не полезем в вашу жизнь, от слова вообще. Мы, воины – обязуемся защищать земледельцев от лихих людей, от набегов чужестранцев, от грабителей, от разорителей и т. п. Вы же нам, за защиту, платите определённую мзду. Кстати, слово «мзда». По-готски будет – миздо. По-ирански – музд. Смысл один – вознаграждение. В общем, так и жили. Работяги-земледельцы работали, платили за «крышу» какой-то процент. Или налог, если угодно. ЧВК-племена их охраняли.Они, эти ЧВК-племена, вели между собой периодические войны. Выясняя, надо полагать – кто кого сильнее, и кто на кого имеет больше прав. Земледельцы этих войн не касались – то разборки воинов. Кстати, такие прото-государства называются вождествами. В них уже собираются налоги, но такие государственные институты, как: полиция, городское или сельское управление и т. п. – ещё не возникли. То есть, конечно же, что-то уже есть! И управление; и, какие-никакие, надзорные органы. Но они ещё не оплачиваемые. Не выросли ещё в полноценные государственные службы. Естественно, земледельцы были лично свободны. Закабалить свободных людей, додумался только Тишайший любитель Европы и всего европейского – аж в семнадцатом веке! Когда уже вся, собственно, Европа освободилась. За исключением, пожалуй, Польши. Кстати, в империи Аттилы налогов вообще не было. Но, полагаю, там был другой налог. Налог кровью – скорее всего, часть мужчин-земледельцев призывалась в армию. И, думается мне, строгого кастового разделения между мердами и воинами не существовало. По желанию, можно было уйти – хоть туда, хоть сюда. Народы-воины окончательно истекли кровью в пятом и шестом веках. Где, у кого им было искать подпитку? Только у «славанов» – молчащих. Тех, с которыми давно уже породнились многие их соплеменники.
2 недели назад
Приготовление нивы для посева льна в Вологодской губернии. Художник И. М. Прянишников. Подсечно-огневой способ земледелия.
2 недели назад
Пожалуй, хотя бы на сегодня, нужно отложить в сторону словари. Конечно, ещё слов интересных – что там, что тут – пруд пруди. Но… давайте, всё-таки, покопаемся немного в истории. Пороемся в деталях. Был такой восточно-германский народ (или племя, если хотите) – руги. Кое-что нам про этих ругов известно. Из повествования о житии (или о житие?) Северина Норикского. Руги, под предводительством Флакцитея (Плаксита?) пришли на средний Дунай во второй половине пятого века. Поселились они не очень далеко от нынешней Вены, на северном (варварском) берегу и основали там своё, так сказать, микро-государство – Ругиланд. У Флакцитея были два сына – Фелетей (возможно, какой-нибудь Телета) и Фердорух (Твердо-руг?). Там много чего было, обо всём писать здесь нет смысла. Если коротко, то: 1. Руги враждовали с готами. 2. Руги старались не жениться на посторонних, а брали себе спутников жизни из своего же племени. Хотя, тот же Фелетей взял себе в жёны готиянку Гизо. Возможно, этот частный случай, то есть женитьба знатного руга на «иностранке», явился следствием политики Аттилы, стремившегося подобным образом скреплять союзы между различными, подчас враждебными друг к другу, народами? 3. Прежде руги жили где-то на побережье Балтийского моря, но были потеснены оттуда готами. Это случилось приблизительно в 1 веке н.э. Руги упоминались, как одни из лучших, вернейших вассалов Аттилы, стойких и храбрых воинов. 4. Флакцитей (Плаксита) очень боялся готов, стремился избегать встречи с ними любой ценой. Само слово «плакхан» означает в готском языке «бояться», «страшиться». 5. После смерти Флакцитея правил его сын Фелетей. Сын Фелетея Фредо убил своего дядю Фердоруха. Через пять лет после этого Одоакр, правивший тогда ЗРИ, пришёл в Ругиланд и разорил его, якобы за убийство Фердоруха. Однако истинной причиной нападения, скорее всего, было постепенное сближение ругов с готами Теодориха, угрожавшими власти Одоакра. Фелетей и Гизо были казнены. Фредо смог скрыться (надо полагать, что с большим количеством воинов). Ругиланд же перестал существовать. Со времени первого появления ругов на Дунае прошло лет 35-40. 6. Во время войны между готами Теодориха и войсками Одоакра, руги принимали сторону то первых, то вторых. Однако, в конце концов, они встали на сторону готов. В этой войне победил Теодорих. 7. Следы ругов, вроде как, теряются. Но, на карте Европы после этого – нет-нет, да начинают появляться различные Руси. 8. Руг – единственное число; множественное число – руг-с. Руг-с – рус. Всё – вот они, русы! Вот она, Русь.
2 недели назад
Северин Норикский
2 недели назад
Иранское слово «мерд» означает – мужчина. Се мерд – се мужчина. Се мерд – смерд. Поискал, порылся в инете. Вот что нашёл. «Чешский славист Павел Йозеф Шафарик был уверен в персидском происхождении слова смерд. Ученый говорил, что merd – это персидский корень, обозначающий человека или мужчину. Шахматов был согласен с этим и считал, что у «смерда» мордовские корни». Вот, совершенно согласен, на все сто! Далее пишут. «В Древней Руси смердами называли свободных крестьян славянского происхождения. Смердом быть было почетно и престижно». И это верно. Было почётно и престижно. До определённого времени. Печально всё это. Всегда, испокон веков, на Руси жили свободные люди. Только вот в семнадцатом веке Алексей Тишайший Романов - взял, да и закабалил всех крестьян. Земский Собор без их представителей собрал - в нарушение всех тогдашних законов. Там и порешали по-тихому - свободных людей рабами сделать. Последствия этого расхлёбываем до сих пор.
3 недели назад
Вот ещё одно персидское словцо нашлось. Паук. Ну, это по-нашему «паук», а по-ирански будет… кхе-кхе, там целых три «паука»! Первое – анкебут. Весёлое словечко, да? Анкебут, то есть паук. Есть ещё одно персидское название восьминогой твари, плетущей сеть. Джулахек. Тоже ничего так. Джулахек ловит мух и ест их. И ещё одно название паука. Тененд. Вот, тут очень даже интересно! Во многих деревнях (и не только) поныне ещё паутину называют тенетами. Тенета – суть, паутина. Да и вообще, слово «тенета» вполне себе присутствует в русском языке. Попал в тенета, заманили в тенета и т. д. «Тененд» в русском языке пропал. Его вытеснил «паук». А «тенета» остались. Такие вот дела. А всё-таки, «анкебут» – самый прикольный из всех «пауков»! Ну, это на мой взгляд. Однако это изначально, кажется, арабское слово. Хотя, кто у кого что перенимал – теперь не разобрать. Может, арабы у персов «анкебута» перехватили? Кстати, в предыдущем посте речь шла про слово "джураб". Оно, знаете ли, тоже есть и в арабском. Но и что?
3 недели назад