Анастасия Велигура | ВОКАЛЬНАЯ СУПЕРВИЗИЯ
217
подписчиков
💫 консультант по физиологии голосового аппарата,…
Моменты из физиологии нервной системы, на которые не стоит забивать во время голосовой практики Любая деятельность человека носит рефлекторный характер: будь то поведенческий паттерн или навык - всё зиждется на генерации и переносе нервных импульсов из точки А в точку В, часто по дороге цепляя множество иных неожиданных областей Позитивное подкрепление лучший стимул для нервной системы, нежели негативное и оно обязано присутствовать в моментах научения - поскольку обучение человека суть та же дрессировка Привычка вторая натура - это факт. И время переучивания затягивается на столько, сколько требуется для торможения старой модели поведения, а не формирования новой Когда говорят об n числе повторов для закрепления навыка имеют в виду успешно выполненные повторности в стабильном режиме, без неудач: ежели ты сбился - начинай считать сначала Стимуляция через удобный канал восприятия вещь крутая и, да, можно подкреплять процесс обучения методами визуализации, рационализации, кинестетики, аудиофиксации и т.д., однако, человек не способен одновременно чётко воспринимать информацию, приходящую более чем от 3 каналов - потому важно избегать ситуации "цыганской атаки" на мозг, когда мы не помогаем, а угнетаем Дискретный подход - реально тема! Дробим цель на задачи, задачи на подзадачи, подзадачи на этапы реализации - чем мельче, тем проще мозгу переварить (но помним об особенностях двигательной активности, где игра на пианино одной рукой и двумя - две разные цели, ёпта) Да, всё что касается двигательной активности уже вбито нам в голову на генетическом уровне и все возможные паттерны движения уже в нас представлены - так что забудьте про "не дано", есть только "не натренировано" или "не скоординировано" - потому наша задача не учить в вокале, а помогать найти путь Когда говорят о наращивании нейронных связей, имеются в виду области ЦНС со связью между ассоциативными нейронами, причём именно в коре, а не между отделами головного мозга или в связи со спинным мозгом и периферией... Потому что последние должны бы сформироваться ещё до 3-5 лет. Но они могут быть сильно запылены за ненадобностью или убиты инсультом, а импульсы отличаются топографическим кретинизмом 😉
Как часто слышу я: "Мне это не дано" "Я так не могу" "Это невозможно" И "так не работает", "не двигается" и даже "это не физиологично" "Меня уже пытались тянуть и заставляли делать это, мне больно!" Короче, человек откровенно против испытывать новый вид двигательной активности Но если мы идём к фониатру (даже староверу по вокальным убеждениями, но всё же медику), он диагностирует у нас отклонение от нормы, наличие травмы или заболевание, которое ограничивает движение Нет травмы? Нет заболевания? Но при том больно, неприятно и как-то не выходит движение... Скорее всего нарушена координация движения Возможно, развита компенсация, замещающая технически более простое и корректное движение и мешающая его реализации Возможно, есть закостенелые физиологические сцепки, которые следует проработать на уровне физиотерапии, может, взять консультацию невролога Возможно, боль и напряжение вообще находятся не в самой гортани, а её близком окружении (в гортани в принципе мало что может болеть) А может, следует детально рассмотреть механизм движения под контролем специалиста, который научает новым механикам действий: ведь можно тупо косячить в технике меняя порядок действий или включая большее усилие, нежели следует... Ну, этакий, человеческий фактор Да и в самом процессе научения есть много нюансов технологии, о которых просто пользователю голосового аппарата и даже вокалисту и большей части педагогов неизвестно - потому что мало кто шарит в физиологии нервной системы, помимо работы опорно-двигательного аппарата и дыхалки Но на фоне всего перечисленного развивается нешуточная проблема - кинезиофобия (боязнь движения) Это не вымышленная трудность, а сопутствующая психологическая травма Было больно, быле неловко, было (вполне возможно) стыдно, когда совершалась попытка подобного непривычного движения... И мозг решает: да ну нафиг, лучше избегать этого вида двигательной активности Тут же подъзжает рационализация, пытающаяся оправдать решение: см. цитаты в начале этого текста И вот, круг замкнулся Если бы не моя травма позвоночника, я бы не увидела в своих вокальных привычках подобное поведение Но разглядев паттерн его уже не развидеть Пришлось корректировать 😝
Шёл 2023 год, но педагоги вокала и певцы продолжали искать универсальные действенные упражнения Как протестить себя на понимание устройства собственного голосового аппарата и технологии звукоизвлечения? (даю с наибанальнейшими примерами) 1. Знание физиологических сцепок: способность дать развёрнутое определение и привести примеры на уровне голосового аппарата и его окружения, перечислить собственные закостенелые сцепки, мешающие использованию вокальных техник, владение протоколами проработки сцепок, физиотерапевтического "разогрева" мышц и отработки координации движений с учётом сцепок Например: щитоподъязычная мембрана связывает щитовидный хрящ и подъязычную кость, а лопаточноподъязычная мышца связывает лопатку и подъязычную кость - осанка влияет на положение и свободу движения гортани; грудинощитовидная мышца связывает грудину и щитовидный хрящ - опускание гортани может приводить к наклону и фиксация щитовидного хряща 2. Знание компенсаторных механизмов: способность дать развёрнутое определение и привести примеры на уровне голосового аппарата и его окружения, перечислить собственные компенсации, мешающие использованию вокальных техник, владение протоколами проработки компенсаций, физиотерапевтического "разогрева" мышц и отработки координации движений с учётом компенсаций Например: привычка задирать плечи, запрокидывать голову или поворачивать её при пении высоких нот влияет на положение гортани и ограничивает её подвижность; заниженное положение гортани может приводить к фиксации наклона щитовидного хряща и затруднять вибрато 3. Знание механики звукоизвлечения: понимание принципов голосообразования и факторов, влияющих на изменение тона и тембра голоса Например: привычка запрокидывать голову может ограничивать в стремлении петь высокие ноты плотно и громко из-за невозможности подвернуть перстневидный хрящ, эта же привычка может ограничивать подвижность гортани и мешать мелизмам; заниженное положение гортани может ограничивать вокальный диапазон 1. пункт даёт больше вокальной свободы 2. пункт повышает выносливость голосового аппарата и его координационные возможности 3. пункт корректирует механику звукоизвлечения под собственные нужды Ну как?
Сопротивление - вещь неосознаваемая Распознать его элементы в одиночку практически невозможно - это второе Я, нутро, посколько растёт ногами из подсознания Ну, например, срезать углы на разогреве и тем самым ставить себе палки в колёса практики - эт оно Думать, я уже достаточно хорошо пою, чтобы торчать по 20-40 минут на разогреве - эт оно Откладывать дела на последний момент, пока не клюнет в попу дедлайн и от того будет некогда поработать полноценно - эт оно Внезапная простуда без особых причин на ровном месте, когда впереди маячит большой проект - эт оно Желание всё отменить в последний момент - эт оно Поиск самого правильного упражнения, самого хорошего задания, самой работающей практики - этакий бесконечный поиск (спойлер, таких вообще нет, особенно универсальных) - эт оно Уборка рабочего места вместо предварительного разогрева перед практикой - эт оно Но сейчас читая, можно подумать: ну вот, всё понятно, убираем эти моменты, контролируем мысли и всё заработает))) Однако, мозг хитрая штукенция, он рационализирует и объясняет, почему важно так поступить, почему иначе нельзя "Совместим полезное с необходимым" "Ну как можно работать в таком бардаке? Быстро приберусь и появится вдохновение хорошенько поработать" "Упражнение может навредить моему голосу, надо внимательно почитать про методику, проверить всё, а то получу травму" "Это слишком сложно, не мудрим, я же не сольный альбом собралась записывать, мне просто отработать приём для себя" "Не сейчас, сейчас некогда, завтра с новыми силами!" Ну и так далее... Хакнуть эту систему можно только режимом и протоколами. Любые совестливые увещивания напорятся на десяток аргументов, почему надо так, как вот решил мозг с его лимбической системой Всё новое воспринимается мозгом как неудобное, трудоёмкое, иногда даже страшное: Ну как-то же мы прожили без всего вот этого и достигли своего результата? Зачем так заморачиваться сейчас? Потому наша задача сделать подобную практику для мозга привычной, потихонечку, по три минутки добавлять этапы разогрева и грамотной отработки пассажей. С регулярной повторяемостью, чтобы вызвать привыкание И мозг начнёт воспринимать отсутствие подобной практики как потерю
Краткость сестра таланта, но я вообще в неё с трудом играю - оттого всякие рилсы, шортсы и клипы не мой формат Однако, вот вырисовался постулат Вместо тренировки правильных звуков отрабатывать степени свободы структур голосового аппарата Есть минусы и у такого подхода... Долго (по несколько минут каждый день месяца три), трудно отслеживать результат (достижения обесцениваются, так как прогресс происходит постепенно и без мучения, нет эффекта "я задолбался"), без наставника выносит мозг (очень странно выглядят упражнения и с первого взгляда непонятна их целесообразность) но! Зато положительный результат в улучшении дикции гарантирован, без подрезки уздечки, пробок в зубах и без скороговорок, без брекетов и элайнеров тоже обойдёмся Классно повышает осознанность и прокачивает телесность (неожиданно, но факт) Помогает снять усталость и напряжение с работающих структур и повысить выносливость, да и КПД голоса в целом Голос становится более звонким, ярким, а дикция более чёткой, в целом, управление качествами голоса начинают даваться значительно легче Для вокалистов удобно ещё и тем, что можно предупредить ситуации, когда вокальность выкашивает произношение или, наоборот, определенные звуки сносят вокальность 😝 Легко контролировать именно откаты и прозрачна механика звукоизвлечения - что именно пошло не так и как это поправить Итого: Люблю современный вокал и технику речи, всё на стыке всего, инструменты логопедии, фонопедии, физиотерапии помогают вокалистам и речевикам - прелесть! Разобравшись с аллофонами становится легко составлять упражнения на контроль положения структур голосового аппарата, проще тестить подопечных и лучше ясны многие компоненты SOVTE Очень рекомендую педагогам разобраться в этом вопросе, а учениками, выбирать подобных педагогов Нет такого слово "правильный" в работе с голосом Вот вам и маркер, на который можно ориентироваться в выборе наставника 😉 Не знаю, надо МК на эту тему? За одну консультацию вряд ли передать получиться подобные знания... Тут минимум три часа для рассказа только принципов работы.
Как работать с "зажимами"? Во-первых, помнить, что под словом (не термином) "зажим" может скрывается несколько ситуаций: Нервное напряжение и волнение Компенсаторный механизм Непроработанная закостенелая физиологическая сцепка Банальное неумение Проблемы с координацией движений Непонимание поставленной задачи Во-вторых, определив первопричину "зажима" перейти к коррекции и тут важно понимать необходимость диагностики: протоколы коррекции будут совершенно разные в зависимости от первопричины! В-третьих, помнить, что новая техника будет освоена не тогда, когда сформировался новый навык, а когда старый сойдёт на нет и забудется. Важно дождаться состояния, когда новая механика станет приоритетной при выборе паттерна. В-четверых, помнить, "зажим" часто воспринимается как удобный и привычный механизм, без которого действие кажется невозможным. Потому придётся преодолеть психологическое сопротивление и не желание менять ситуацию (не понимание, почему это так важно и прям уж необходимо). В-пятых, поначалу кажется, что более корректная техника громоздкая, неуклюжая и стало хуже, чем было. Но по факту это тело и мозг сопротивляются переменам, потому что все новое для них неизведанное и потенциально несущее угрозу. В реальности же корректная механика сэкономит силы и повысит выносливость, КПД голоса. Однако период становления новой техники в статус приоритетной - это трэш. Старая уже начинает хромать, новая ещё не выученная как следует и не прижита. В какой-то момент кажется, будто всё напрасно и вам не дано. Примите и переживите это достойно - это просто этап. И грамотный наставник/супервизор поможет вам справиться с этим состоянием. Человек - это набор привычек, с одной стороны... Но с другой, мы сами себя строим - всё в наших руках!
Про то, как мы любим себя ругать и идти через преодоление, вместо любви к себе и принятия Пояснение для тех, кто не понимает разницу: Я занимаюсь спортом не из ненависти к своему жиру, а из желания сделать своё тело более здоровым и выносливым Во время занятий я не матерю себя за то что нажрала жопу, а хвалю себя за силу воли заниматься, радуюсь медленному, но прогрессу в динамике при еженедельном анализе (а не ежечасном или ежедневном) Устав я позволяю себе отдохнуть, чтобы выдержать ещё один подход, а не сдохнуть уже на этом Чувствуете разницу? Так же и с голосовой практикой: работаю любя свой голос и принимая особенности и привычки голосового аппарата, мягко корректирую его функционал и выхожу в новое звучание, позволяя себе ошибаться и терять координацию... Но помню, что каждая секунда практики (а не самобичевания) двигает меня вперёд к цели Как-то так 💛
Голосовая практика воспринимается как реально сложная работа над собой и в определенной степени - это правда Ведь голос - это набор привычек... И все мы знаем, как сложно отказаться от вредных и развивать полезные обыденные ритуалы Но! Выполнение заданий по раскрытию голосовых возможностей - это интересный процесс поиска всевозможных проявлений себя через новые качества голоса Это игра в "найди десять отличий": как было и как стало Это путь раскрепощения и повышения телесной осознанности, внимания к собственным ощущениям и звучанию - через любовь к себе Интерес к себе новому, а не стремление быстро и точно исполнить упражнение - вот секрет успешной голосовой практики Важно помнить, что уроки вокала или техники речи - это всего лишь инструменты для тренировки навыка голосового управления Тем более вокал, который к тому же является ветвью творчества и искусства Это всё про поиск новых средств выразительности: быть услышанным! Вот такой подход помогает нам идти в работу без самобичевания и избегать выгорания Ничего сложного? Или же ваша голосовая практика это лишь 15% от занятия, где 45% это укоры и претензии к себе, неспособному исполнить очередное упражнение или музыкальную фразу?
Было бы неплохо отказаться в работе с голосом от концепции одного упражнения Правильное упражнение для наклона щх, новый ключик к высоким нотам, лайфхак, как добавить звонкости в голос... Это так не работает! Есть такое слово - протокол. Это целая серия последовательных шагов, где одним упражнением (тем более вокальным) дело не ограничивается Ладно, хорошо, для представителей старой и современной морально устаревшей школы это сложно... Но давайте сделаем тогда как бабушка Джо Эстилл? Она сравнивала контроль голоса с фигурным катанием, где каждая манипуляция над структурам голосового аппарата подобна фигуре фигуриста (простите за тавтологию, имеется в виду красивое отработанное движение) И вот вы правда верите, что есть какое-то правильное упражнение, сделав которое ты прыгнешь тройной тулуп? Тогда почему не все фигуристы золотые медалисты? Согласно логике "одного упражнения" достаточно найти универсальное правильно работающее на ученике упражнение и хоп! золотой медалист готов Остаётся дело только за временем обучения, верно я излагаю? Но ведь эти фигуристы занимаются не с подросткового возраста, а с раннего детства в 3-5 лет. Уж за 10-15-то лет можно было подобрать ключик! Или тренер плохой? А может концепция не работает... Понимаете ли, голосообразование вещь реально сравнимая с игрой на музыкальном инструменте или спортом... Скорее даже такая картинка складывается: шахматист, играющий с гроссмейстером, стоящий при этом вверх тормашками на одной руке в постоянном поиске баланса Да, вокал это сложно, если вы хотите научиться не просто фигуры на шахматной доске двигать, но и достойно показать себя в этой игре Но большинство педагогов и самообучающихся учатся красиво брать фигуры и аккуратно их ставить, но не играть. И это грустно... А играть-то когда начнём?! Я лично и мои образованные в физиологии коллеги знают, как составить рабочий протокол под запрос, какие шаги до занятия важно пройти, какие для разогрева, какие для реализации задач и какие для достижения цели. Лично я насчитала минимум 46 стандартных пунктов любого протокола и я показываю, как внедрять практику непосредственно в работу над песней 😏 Это сложно, но результативно 😘 То есть... Я знаю, как одновременно пристрелить двух грёбанных зайцев: и песню новую разобрать и с голосовой проблемой справиться по дороге Да, это не одно упражнение и тем более не лайфхак - но и мои ученики поют не просто для души, а на показ по федеральным каналам 😍
Гештальт закрыт - у меня теперь есть четыре тома анатомического атласа Синельникова - мечта студенчества реализована - дефицит закрыт *лучше поздно, чем никогда А вообще, я очень рада и благодарна себе за выбор пойти в биологический институт и получить физиологически ориентированное образование Просто в колледже или консе мне бы никогда не дали столько полезной информации, которая спасает меня и моих подопечных в игре на фортепиано и в вокале 💛 Спасибо мозг за рациональный выбор, который сделал меня в итоге вокальным супервизором 😘😘😘
Я НЕДОСТАТОЧНО ХОРОША
У нас в ПРАКТИКУМЕ как-то прошел мастермайнд на тему Принятия себя, я в комментариях нашего секретного чата выдала развернутые мыслишки и решила, надо поделиться моими рассуждениями и с вами (чужого не выношу на показ). Так вот. Даже самых сильных из нас косит синдром самозванца, самобичевание и вечное дополнение к любому эпитету: "недостаточно". Недостаточно умна, недостаточно талантлива, недостаточно красива и даже недостаточно делаю тд. Вот так бы звучала речь на вручении какой-нибудь крутой...
Физиология нервной системы: игра на пианино и вокал
Ставь лайк, если когда-то ты учился играть на пианино и тебя просили сначала разобрать одну руку, потом другую, а потом совмещать их одну с другой, ну и лишь затем с педалью Подписывайся, потому что я сейчас тебя обрадую - это было абсолютно бесполезной тратой времени Ведь наш мозг считает разными действиями игру одной рукой и игру с педалью двумя руками Это понимание (спасибо Загайновой, заставляла на физиологии нервной системы составлять нервные цепочки, бесила, но часто давала подобные примеры...