Найти в Дзене
Наступают дни, когда нам нужно отойти от лишней суеты и подумать о главном. В Чистый Четверг мы представляем вашему вниманию первый пост «виртуальной выставки» картин выпускников и преподавателей Академии Глазунова. Работы посвящены Евангельским событиям – во все времена живописцы обращались к главным христианским сюжетам. Зачастую именно дипломные работы на библейскую или историческую тему (согласно традиции Петербургской Академии) и приводили молодых художников к Богу. Как раз о таком пути сегодня рассказ Павла Попова, художника, выпускника мастерской исторической живописи Академии под руководством профессора Ильи Сергеевича Глазунова: «Приходилось много читать, изучая материал для картины. Тогда впервые я стал читать Библию. Это постепенно привело меня к воцерковлению. В конечном итоге темой моей дипломной работы стала «Тайная вечеря». Задача была сложная. Эту работу надо было сделать так, чтобы она была непохожей на другие. И здесь помог сам творческий метод – реалистический, который предполагает работу с живой натуры. Для создания композиции я пригласил своих друзей и знакомых в мастерскую, расстелил на полу большой ковер и предложил им сесть по кругу. Всех было 13 человек. Когда я зажег свечи и выключил свет, то увидел, что это оригинально, ни на что не похоже. Появилась какая-то драматургия. Свет отбрасывал от фигур людей на стену тревожные большие тени. Такой эффект невозможно придумать. Можно представить эти тени как символ ожидания чего-то опасного. Огромная тень, которая нависла над этими людьми, которые боялись, прятались. Это именно натура подсказала. Ну и, собственно, благодаря натуре я с задачей написания картины справился. Академия помогла мне воцерковиться. Я очень благодарен и Илье Глазунову, ныне покойному, и школе, которую он создал – за то, что студентам предлагают изучать не только историю живописи, а еще историю Русского государства и Библейскую историю. За шесть лет обучения человек порой просто преображается и открывает для себя мир религии, христианства. Я тоже стал много читать, изучать, мне захотелось писать Христа, библейские сюжеты». ——— Попов Павел. «Тайная Вечеря». Дипломная работа. 2000. Х., м. 243 x 355. М 827 А. Мастерская историко-религиозной живописи. Руководитель проф. И.И. Глазунов
2 года назад
Авторская рубрика Константина Полещука #библиотекаРАЖВиЗ «Живопись притягивает к себе и мучает меня на тысячу ладов, как самая требовательная любовница»: 225-летие Эжена Делакруа. Книжно-иллюстративная выставка в академической библиотеке. 26 апреля 2023 г. исполняется 225 лет со дня рождения Эжена Делакруа (1798–1863). Один из ведущих живописцев-романтиков, прекрасно чувствовавший дух своей бурной эпохи, Делакруа живо откликался на важнейшие события современности. «Резня на Хиосе» запечатлела трагическую борьбу греков за освобождение от османского ига, «Свобода на баррикадах» отразила высокий пафос французской революции 1830 г. Мастеру были близки исторические сюжеты эпического масштаба - «Смерть Сарданапала» и «Ладья Данте», «Взятие крестоносцами Константинополя» не оставят нас равнодушными. Все эти шедевры стали знаковыми в истории европейской живописи. Творчество Делакруа явилось предтечей французского импрессионизма. Он был не только талантливым живописцем, но и замечательным мыслителем. На протяжении долгих лет Делакруа вёл дневник, являющийся ценным источником по истории европейского искусства первой половины – середины XIX столетия. Художник прожил 65 лет и до конца дней сохранил страстную любовь к своему высокому поприщу. «Живопись притягивает к себе и мучает меня на тысячу ладов, как самая требовательная любовница; в продолжение четырех месяцев я с раннего утра убегаю из дому и спешу к этой околдовавшей меня работе, как к ногам страстно обожаемой возлюбленной...». Эти строки мог написать неистовый юноша, исполненный страстей. Однако они принадлежат мастеру, разменявшему седьмой десяток лет. Сегодня в нашей библиотеке открылась книжно-иллюстративная выставка, посвящённая великому французу. Здесь вы найдёте биографии художника, прекрасно иллюстрированные альбомы репродукций его полотен. И, конечно же, дневник живописца, содержащий летопись его души – страстной, талантливой, нежно влюблённой в Искусство.
2 года назад
10 апреля состоялось награждение победителей Международного Архитектурного конкурса НОПРИЗ Поздравляем Дарью Почивалину, магистранта нашей Академии – ее выпускной квалификационный проект по развитию Садового кольца с восстановлением Сухаревой башни получил диплом 1-й степени! Руководитель – Михаил Анатольевич Филиппов, заведующий творческой мастерской архитектуры РАЖВиЗ Ильи Глазунова. Проект является частью работы архитектурного факультета нашей Академии по развитию площадей Садового кольца, гуманизации среды, возвращению города пешеходам. В этом году готовится ещё несколько выпускных работ на эту тему.
2 года назад
Друзья, представляем вашему вниманию нашу новую интереснейшую авторскую рубрику директора библиотеки Академии, кандидата исторических наук, Константина Константиновича Полещука «Старина и новизна академической библиотеки»! ✔️ Посты о новых поступлениях и уникальных книгах редкого фонда будут выходить под хештегом #бибиотекаРАЖВиЗ ___ «Колумб Замоскворечья»: к 200-летию А.Н. Островского. Книжно-иллюстративная выставка в академической библиотеке Дорогие друзья! 12 апреля 2023 г. мы будем отмечать 200-летний юбилей Александра Николаевича Островского (1823–1886). Современники недаром называли его «Колумбом Замоскворечья». Подобно великому мореплавателю эпохи Возрождения, Островский открыл мир купеческого Замоскворечья для российского и мирового читателя. Автор десятков литературных шедевров, он стал реформатором русской сцены. Малый театр в сердце российской столицы по праву зовут «Домом Островского». Ведь большую часть его репертуара составляют произведения Александра Николаевича. Сегодня в академической библиотеке открылась книжно-иллюстративная выставка, посвящённая нашему великому соотечественнику. Здесь вы найдёте произведения мастера русского слова, литературную критику, путеводители по памятным местам, связанным с его именем. И, конечно же, иллюстрации художников к произведениям Островского. На первом месте, по-праву, «Гроза» и «Снегурочка» кисти Ильи Сергеевича Глазунова. Как известно, основатель нашей Академии является одним из лучших иллюстраторов произведений отечественной классики. Среди книг нашей экспозиции есть уникальные издания XIX и XX веков. Все экспонаты выставки можно не только осмотреть, но и полистать, почитать. Непременно приходите в библиотеку, чтобы насладиться творчеством Островского и Глазунова!
2 года назад
Сегодня с утра перед глазами встаёт «Благовещение Устюжское». Именно с этой иконой связано чудесное избавление русского города от кары небесной. 13 век. Смертоносная «каменная туча» идёт на Великий Устюг. Плачущие жители, осознающие свою скорую и неминуемую гибель, просят юродивого Прокопия молиться за всех в Успенском огромном деревянном Соборе, стоящем на берегу реки Сухоны. В тот час за ним пошли все, кто прежде смеялся над ним. Его предстательство перед иконой Благовещения, перед Божьей Матерью спасло город, а в том месте недалеко от Устюга, куда камнями обрушилась «туча», лес не растёт до сих пор. Благовещение Устюжское, одна из главных икон, находящихся ныне в экспозиции Третьяковской галереи, была вывезена Иваном Грозным из Юрьева монастыря из-под Великого Новгорода. Не все искусствоведы согласны, что эта икона происходит из Успенского Собора Великого Устюга, но шлейф предания существует, и не хочется развеивать уходящую в глубь веков легенду. На Большой Никитской в Храме Вознесения Господня Малое существует придел святого блаженнного Прокопия Устюжского (устюжане стали почитать Прокопия со времён Казанского похода, в Москве он стал известен еще в 15 веке, явившись во сне некому Иоану). На Большой Никитской находилась небольшая устюжская слобода, здесь жили устюжские «травщики», орнаменталисты, приглашённые на работы в Успенский собор Кремля и Коломенский дворец. Здесь, на Никитской, был их приход. Не вдаваясь в подробности строительства храма и археологических исследований места, мы можем точно по летописям и церковным архивам утверждать, что южный придел Малого Вознесения, посвященный удивительному святому Северной Руси, прав. Прокопию, Христа ради юродивому Устюжскому чудотворцу, был и остаётся единственным св. престолом в Москве, освященным в честь этого святого. С этим храмом связана моя жизнь. Я родился неподалёку, в Калашном переулке. Помню храм закрытым в советское время, потом я был среди тех, кто налаживал приходскую жизнь после его открытия. В разоренный храм каждый приносил, что мог. Там, где почитается Прокопий, должно было быть и старинное Благовещание... ещё в 90е я передал в храм древнюю икону Благовещения, которая теперь здесь особенно почитается. Сегодня вспоминаю эту историю с Прокопием, с чудотворной иконой и каменной тучей, с избавлением города от беды... Благовещение Устюжское - одна из древнейших, домонгольских, икон в экспозиции Третьяковки, включённая в список главных музейных ценностей России, чудотворный образ и живой свидетель истории, соединяющий времена. Глады и моры, войны и времена благоденствия, молящиеся перед нею русские цари и святые. Варварски сдиравшие с неё драгоценные камни французы в 1812 году, народный комиссариат просвещения, определявший ее судьбу в 20е… 1000 лет нашей истории лежат перед нею. В такие времена, как сегодня, хочется быть рядом со своими святынями. С Праздником! Благих вестей всем нам! Иван Ильич Глазунов
2 года назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала