Найти тему
При дисбалансах сгибателей и разгибателей вертикальное положение тела поддерживается с помощью избыточного мышечного напряжения, центр тяжести смещается вперед и в зависимости от степени смещения центра тяжести кпереди, голова выдвигается вперед, грудная клетка начинает смещаться назад, живот выпячиваться вперед, изгибы позвоночника усиливаются. Можно бесконечно долго заниматься выравниванием таза и грудной клетки, головы и таза, «выпрямлением» позвоночника тд, но без балансирования сгибателей и разгибателей и перемещения центра тяжести в оптимальное положение, правильную осанку можно только сымитировать.
2 года назад
Как «неправильная» осанка связана с эмоциями. У большинства здоровых младенцев голова выравнивается рефлекторно, без произвольного вмешательства в мышечный контроль и, как правило, это правильный баланс (за исключением случаев с особенностями в анатомическом строении). Маленькие дети без мышечных усилий и дополнительных энергетических затрат удерживают правильную осанку. С течением времени эмоциональные потрясения заставляют ребенка выработать положение, которое дает ему чувство безопасности и уменьшает беспокойство - рефлекторно сокращаются сгибатели и подавляется активность разгибателей - это состояние пассивной самозащиты. Так, постепенно формируется формируется привычное «неправильное» положение, которое сознательно уже не распознается как неправильное. Что происходит, когда ребенку говорят «выпрямись!» и начинают его «стимулировать» к принятию «правильной» осанки? Снова искажается его эмоциональный фон и ребенок старается не исправить осанку, а лишь скрыть этот свой недостаток, что по сути является совершенно разными намерениями - это скорее маскировка вместо совершенствования. Поддержание этого, «правильного», положения требует дополнительных усилий, и энергии, утомление происходит быстрее и «правильную» осанку удерживать постоянно практически невозможно, потому что происходит постоянная борьба сгибателей и разгибателей.
2 года назад
Так ли важны сильные мышцы для хорошей осанки. Много процессов в нашем теле происходит, к счастью, без нашего сознательного контроля. К таким процессам относится и удержание тела в вертикальном положении. Функция противодействия силе тяжести состоит из четырех элементарных функций: 1. Рефлекторное положение стоя 2. Нормальное распределение тонуса 3. Осанка (как динамический термин) 4. Выпрямительный рефлекс Все они расположены в стволе головного мозга. Одна и та же мышца может получать двигательный импульс от спинного мозга, от ствола мозга, от разных других центров и от коры головного мозга. Импульсы, влияющие на осанку, происходят из разных источников: 1. Лабиринтов (внутреннее ухо) с отолитами и полукружными каналами 2. Проприоцептивных органов чувств (нервные окончания мышечных волокон) 3. Экстероцептивных нервных окончаний (преимущественно рецепторы давления) 4. Интероцептивных иннерваций (нервные окончания, находящиеся во всех внутренних органах) 5. Телецепторы (глаза, уши, нос) Мышцы, которые мы тренируем в зале, в надежде на исправление осанки, иннервируются из коры головного мозга, это произвольные действия. Получается так, что когда нам говорят: «выпрямись», мы совершаем произвольное действие, и руководит им кора головного мозга, которая дает сигнал нашим тренированным мышцам, они сокращаются и мы можем красиво постоять) Но как только мы «забываем» о том, что нужно держаться прямо, ответственность за осанку берет на себя та часть, которая и должна за нее отвечать - ствол головного мозга - и картина моментально меняется, тело рефлекторно занимает свое привычное положение.
2 года назад
Чем человек отличается от других животных. Моше считал, что главное отличие человека от остальных животных - способность к обучению. Здесь под обучением имеется ввиду не выработка новых условных рефлексов, когда поощряется правильная/нужная реакция на раздражитель и образуется более или менее устойчивая нейронная связь, а способность наблюдать, использовать и выбирать способ действия для данной ситуации, анализировать опыт и планировать дальнейшие действия на основе этого опыта. Но обучение - это не чисто умственное занятие, точно так же, как приобретение навыков не является чисто физическим процессом. По сути, оно состоит в распознавании в общей ситуации - окружающей среде, уме и теле - взаимосвязи в форме ощущения. Самое раннее обучение у человека состоит в исследовании возможностей своего собственного тела двигаться и действовать. Во множестве недифференцированных мышечных сокращений мы вскоре учимся распознавать конфигурации, которые имеют значение или отношение к внешнему миру, частью которого является наше тело. Постепенно эти распознавания превращаются в определенные действия. Таким образом мы учимся ходить, говорить, читать, держать ложку и пр. Что бы ни делал человек, всему ему приходится обучаться. Часто же случается так, что человек перестает обучаться, достигая ближайших целей, например, иногда, как только речь становится более или менее понятной, люди перестают ее совершенствовать. А когда случается так, что имеющихся инструментов не хватает для меняющихся обстоятельств, появляются проблемы. Чтобы обрести нужные инструменты для решения задач в богатстве жизненных обстоятельств, необходимо возобновить и продолжить этот процесс обучения.
2 года назад
Почему не надо терпеть боль на занятиях Говоря про метод Фельденкрайза, часто упоминают избавление от мышечных болей. Метод и правда эффективен в облегчении хронических болей, мышечных болей непонятного происхождения и тп. Но работает он не прямым воздействием на болезненный участок. Метод рассматривает человека не с точки зрения его ограничений, а с точки зрения его возможностей, это ресурсоориентированный метод и подход к телу, как к единому целому у него гораздо шире, чем мы привыкли слышать. Популярный подход «если болит поясница - смотри на стопы» и тп., все же не принимает во внимание прошлый опыт человека, не обращает внимания на его способ использования себя, он делит единое целое на телесное и нетелесное, а это механистический подход. Метод Фельденкрайза предлагает свои уроки не как средство избавления от телесной боли, а как способ пересмотреть свой прошлый опыт, время для знакомства со своими привычками в использовании своего тела и мышлении, возможность научиться новым вариантам действия и новому взгляду на привычные вещи, тем самым избавляя от тех, что привели к состоянию, когда человек стал нуждаться в помощи специалистов - это время вашего обучения. Если же вы испытываете боль во время урока, ваше внимание может быть сфокусировано только на этой боли, вы не заметите важных вещей, происходящих или, наоборот, не происходящих в остальном вашем теле и мыслях, вы будете думать только о том, как избавиться от этой боли, а научиться чему-то новому в таких условиях невозможно. Метод помогает вам не фокусироваться на ограничениях, а увидеть новые возможности, поэтому практикуйте бережный подход☺️
2 года назад
Моше про научение учению, как самому важному в жизни человека и силу воли. «Совокупный эффект компульсивного обучения породил представление о том, что до тех пор, пока человек может делать что-то без ощущения усилия, этого недостаточно. С раннего детства нас учат напрягаться. Родители и учителя, кажется, получают садистское удовлетворение от принуждения детей к усилию. Если ребенок может делать то, что от него требуется, без видимых усилий, он будет помещен в более продвинутый класс или ему добавят что-нибудь к его обязанностям, просто чтобы убедиться, что бедняга узнает, «что на самом деле означает жизнь». То есть пытаться делать то, что не нужно делать само по себе, а просто для того, чтобы быть лучше остальных, и никто не должен быть удовлетворен, если он действительно не чувствует напряжения выхода за пределы. Эта привычка настолько укоренилась в нас, что, когда мы что-то делаем, и это происходит так, как должно, очень просто, мы обычно чувствуем, что это случайность - это не должно быть так просто- как будто мир не предназначен доя легкой жизни. А затем мы даже повторяем то же самое, чтобы убедиться, что на этот раз мы напрягаем себя обычным образом, чтобы почувствовать, что мы действительно чего-то достигли, а не «просто» сделали это. Такого рода привычку очень трудно устранить, поскольку культурная среда поддерживает ее. Ее даже прославляют как знак большой силы воли. Но сила воли нужна только там, где не хватает способности делать. Я считаю, что обучение это не тренировка силы воли, а приобретение навыка подавления паразитических действий и способности направлять четкие мотивации в результате самопознания»
2 года назад
Если у вас нет возможности посещать очные и онлайн уроки, если вы живете в другом часовом поясе, но мечтаете заниматься по методу Фельденкрайза, присоединяйтесь к занятиям на геткурсе. Еженедельно коллекция уроков дополняется Стоимость подписки на месяц 499 рублей. https://getfeldenkrais.getcourse.ru/pl/cms/page/view?id=2390329&isPreview=1
2 года назад
Метод Фельденкрайза - это форма соматического обучения, и оно бывает двух видов. На групповых уроках, называемыми ATM (Awareness through movement), практик управляет движениями людей голосом. На индивидуальных уроках, называемых функциональной интеграцией (FI), практик использует очень мягкие прикосновения к человеку, лежащему на массажном столе. Эти два режима предполагают изучение мягких моделей движений (обычно в положении лежа), подчеркивая при этом осознание дыхания и ощущения тела. Это занятие воздействует на соматосенсорную и моторную области мозга, что, в свою очередь, вызывает изменения в центре боли, постепенно обращая вспять изменения хронической боли. АТМ обычно проводится в условиях группового занятия, которое длится 30-60 минут. Участники могут ходить, стоять или сидеть на стуле, хотя чаще всего участники будут лежать на полу в различных удобных положениях: на спине, на животе или на боку. Практик проводит участников через последовательность движений, приглашая их двигаться с мягким вниманием в удобном диапазоне. Участники могут узнать о неожиданных и интересных связях между движениями. По мере того, как человек заботится об улучшении качества движений, ненужное мышечное напряжение во всем теле может реорганизоваться и ослабнуть.
2 года назад
5 ШАГОВ К ИСПРАВЛЕНИЮ ОСАНКИ Шутка:) Подобных рекомендаций в методе Фельденкрайза нет, но есть лайфхак: если кто-то дает такие советы и утверждает, что это метод Фельденкрайза, знайте - это не он. Еще один признак, что вам предлагают не метод Фельденкрайза это когда вам предлагают что-то скорректировать, исправить, выровнять. Метод вообще не предполагает, что практик лучше знает какая осанка должна быть конкретно у вас. Но за то практик знает, что запихивая себя в шаблон предложенной кем-то «идеальной» осанки, можно нажить себе дополнительных проблем. Почему же тогда так часто, вспоминают про осанку, когда пишут о методе Фельденкрайза? Во-первых, потому что вы после урока никогда глазами не заметите ощущение мягкости и ширины в стопах, например, ощущение полноты вдоха и легкости в животе, ощущение, как где-то что-то как будто «отпустило» и тд. А изменения осанки можно легко увидеть своими глазами. Осанка у практикующих метод может меняться, это правда, но делается это не волевым усилием, это происходит легко, постепенно и незаметно. Непривычно, правда?) А где же превозмогания и чудеса проявления усилий воли? Хорошая новость: их нет в методе)) Как говорил Моше, метод позволяет человеку вернуть чувство собственного достоинства. Иными словами, возвращает человеку его субъектность, это когда вы не принесли эксперту свои предполагаемые недочеты на оценку с запросом «исправьте это, пожалуйста», а когда вы осознали потребность в изменениях и предлагаете себе выбор из множества возможных способов действий. Поверьте, очень скоро, практикуя внимание и уважение к своим возможностям и ограничениям, вы станете самым крутым экспертом для себя.
2 года назад
Моше не считал, что неправильная осанка может причинить какой-либо вред человеку. Он писал, что хорошо скоординированный человек может принимать любую позу, любое положение без какого-либо вреда для себя. Вред приносит не сама анатомическая конфигурация, а то, что она является вынужденной, что часто это единственный способ выполнения действия. И эта вынужденность связана с нашими переживаниями и эмоциями. Выстраивание «правильной» осанки не имеет большого смысла без учета эмоциональной зрелости, ситуации, состояния тела. Она не достигается упражнениями и повторениями желаемых поз и действий. Чтобы улучшить свою осанку нужно возобновить процесс обучения, который мы все проходили в младенчестве, находя новые связи и отношения нашего тела с окружающим миром.
2 года назад
«Знакомство и встреча с собой», «здесь и сейчас», «замедление и погружение в себя», равно как и «в моменте» — жутко нелюбимые мною фразы😂 Честно говоря, они могли бы оттолкнуть меня от знакомства с методом, если бы я их услышала до того, как распробовала его. Но мне повезло — я их тогда не услышала😊 Сейчас попытаюсь сформулировать, о чем для меня метод Фельденкрайза. Итак, для меня этот метод — это возможность увидеть и разделять друг от друга навязанные нам с рождения и на протяжении всей жизни способы реакций и взаимодействий с окружающим миром и собой от наших истинных способностей. Первая строчка книги «Осознавание через движение» звучит так: «Мы действуем в соответствии с образом себя». А «образ себя» у человека начинает формироваться с самого рождения, и то, как нас учили ходить, говорить, учиться и пр., навсегда отпечатывается в нашем образе себя. Мы усваиваем весь опыт своих усилий в чем бы то ни было и живем в соответствии с этим опытом. Чем может помочь метод? Как говорил Моше, «мы не можем построить новый пол за пять минут, но мы можем отмыть за это время часть старого и он станет чуть лучше». Конечно, для значительных изменений с помощью метода понадобится время, но с помощью него можно найти свое собственное, подходящее вам уникальное решение, а не повторять бесконечно чужое.
2 года назад
Йога или метод Фельденкрайза
Метод Фельденкрайза и йога используют движение как средство трансформации. В чём же их отличие? Практика йоги фокусируется на асанах (позах), и выполнение этих асан помогает укрепить и удлинить мышцы. Фельденкрайз метод не предполагает растяжения или укрепления. На уроках Фельденкрайза небольшие, медленные, легкие движения привлекают внимание к взаимосвязям между различными частями тела, и благодаря этим движениям мозг учится организовывать эффективные действия. Уроки Фельденкрайза могут быть более доступными на начальном этапе для людей с травмами, болью, скованностью или другими ограничениями движений, чем многие виды йоги...
2 года назад