Найти тему
Закреплено автором
00:59
Михаил Мордасов
три основных вопроса перед любым экспертным запуском #монетизация #консалтинг #эксперт #запуски
52,1 тыс · 1 год назад
Михаил Мордасов
Как упаковать свои знания и опыт? Забирай онлайн воркшоп для экспертов и профессионалов..
1 год назад
Михаил Мордасов
Обсудить идею, спланировать запуск
1 год назад
(Не)актуальность кадрового голода. Неожиданная реакция на видео На своём YouTube-канале я обычно выпускаю видео вокруг темы образования — инструкции или обзоры, которые имеют долгий срок жизни и будут актуальны даже через пару лет. Но всё больше погружаясь в тему новых кадров для компании, я в дополнении к текстовым заметкам решил по чуть-чуть добавлять эти темы в видео-формат. Оказалось, что здесь не всё так тихо, как в онлайн-образовании! Немного статистики: 1. Видео набрало 1400 просмотров — неплохо для свежего ролика! 2. За 10 дней — 45 комментариев (это для меня много). 3. Даже в ВК на органике — 950 просмотров! Хотя к его статистике у меня, честно говоря, вопросы... С одной стороны, всё логично: чем шире тема, тем больше реакций. Но если почитать комментарии на YouTube — то там люди обсуждают совсем не то, что я рассказывал. И это новое для меня :) Кто-то ругает работодателей, кто-то сетует на "блат", кто-то критикует программы для студентов. Из 45 комментариев только один был комплиментарным и действительно о контенте! Как контент-креатор, я продолжу качать эту тему, но с комментариями пока не решил, что делать. Там уже начались ссоры между пользователями, и, впервые, я не лайкнул и не ответил ни на один из комментов. Боюсь) P.S. когда за первые два дня ролик перевалил за 1000 просмотров я решил проверить еще одну функцию ютуба "тест обложки" и добавил максимально не в своём варианте с использовании ИИ. выглядит... странно ) но посмотрим, что скажет на это ютуб
3 дня назад
Как бизнес начал дружить с вузами и позабыл о студентах Кадровый голод. Часть 2 ⠀ В предыдущем посте (https:/...51) я рассказывал о контексте и предпосылках (кстати, об этом уже есть ролик (https:/...3x) у меня на канале), а сейчас хочу рассказать о всех типах проектов и инициатив, которые компании используют для привлечения студентов. Но, как говорится, я «накопал» слишком много информации, поэтому получится целая серия постов! ⠀ Сегодня мы сосредоточимся на форматах взаимодействия с вузами и паре рекомендаций, которые будут полезны, если вы хотите запустить подобный проект. ⠀ Дисклеймер 🤓 Все компании молодцы, работать с вузами нелегко, студенты иногда раздражают, и да, как следствие — их упускают из виду. ⠀ 1. Небольшие спецпроекты Это когда бизнес и вуз «присматриваются» друг к другу, лайт формат, чтобы не тратить кучу ресурсов. Вуз может подключить свои силы, а пресс-релиз всегда получается «красивым». Форматы могут быть самыми разными: спецкурс на один семестр, хакатоны, конкурсы кейсов, стипендии или просто серия открытых лекций. Подходит любой крупной компании, если в городе есть хотя бы один вуз. ⠀ О чем все забывают? Собрать контакты участников, провести пост-коммуникацию, сделать линк на практики и стажировки! ⠀ 2. Магистратура (своя или в партнерстве) Цель — обучить студентов в соответствии с потребностями компании. Отличный вариант для всех сторон: Студенты получают актуальные знания и шанс на работу. Компании — готовых специалистов. Вузы — возможность заработать на программе, которую хотят студенты. Но не забывайте пару важных моментов: - Синхронизируйте список профессий с кодами специальностей, чтобы не готовить студентов, которые не понадобятся вам через 5-10 лет. Звучит смешно, но 100 обученных студентов, которые на самом деле не нужны вашему бизнесу в следующем году... так себе ;) - Программа должна быть интегрирована с отделом кадров, чтобы после обучения можно было перейти к найму. Часто об этом забывают. 3. Запустить свой вуз Кажется нереальным? Да 😎 Но об этом задумывались многие компании из списка топ-1000. Это возможность контролировать подготовку кадров под себя. И, как показывает практика, это доступно не только гигантам вроде Т-Банка или Лукойла. Даже средние компании вроде iSpring могут это сделать, если у них есть мечта (или одержимость). ⠀ Да, это полушутка, но... когда многие вузы закрываются, кто-то может захотеть возродить своего «феникса». П.с. практика показывает, что проще и дешевле всё таки сделать свою магистратуру. 4. Спецпроекты, которые делают не вы *Уже есть команды вроде Changellange и Future Today, которые уже более 15 лет делают всё для студентов. И это вариант, чтобы не тратить ресурсы на свой проект, а подключиться к ним. ⠀ *EdTech-компании, о которых я упоминал в пункте 1, очень открыты для b2b-коопераций, просто пока не очень умеют продавать их бизнесу. ⠀ *Нацпроект Образование — но тут конечно спорно), т.к. возможно придется делать не только свою часть, но это всё еще вариант Тут главное не забыть, что база студентов будет общей для всех проектов агентства, и многие по ней уже прошлись, так что лучше подумать над действительно уникальным форматом. Иначе активность для студентов будет проходной. ⠀ 5. Онлайн-курсы о профессии и индустрии Этот формат набирает популярность. Если вы не успеваете проводить лекции для студентов, то делайте курсы о профессиях, индустрии и стажировках в вузах. Это помогает студентам разобраться, что к чему в реальном мире. ⠀ И да, нужно ещё рассказать про стажировки и практики, но это уже в следующий раз! Ставьте лайки, если этот контент актуален ) а то у меня ещё 12000+ знаков по теме в бэклоге.ы
1 неделю назад
Мне не нравятся ваши гланды! История про нехорошего врача Привет! Я Миша, и у меня большой нос. Но вопреки логике, дышит он так себе. Как и многие «осознанные» взрослые я откладывал этот вопрос на потом, но в начале года пошел на очередной чек-ап и заодно к ЛОРу, чтоб решить вопрос кислородного голодания. Дело дошло до хирурга, на которого клиника выдала отзыв: «золотые руки». Правда, в интернете встретил пару историй, что народ уходил от него в шоке. Подумал: «Ерунда. Люди в стрессе могут не так понять. Всё будет ок». Встретил врача с доверием, а он выдал: "Твои миндалины срочно надо удалять! Ты часто болеешь (нет), дома из-за тебя все болеют (нет), колени у тебя болят(нет) и скоро развалятся!". Смета на операцию взлетела в три раза. Я уже почти поверил в свои больные гланды, хотя ангины у меня никогда не было. На всякий случай решил проконсультироваться в другой клинике и получить второе мнение. Там врач сказал, что про коллег говорить плохо - некорректно, но тот хирург — то еще удобрение, а гланды мои вообще-то в порядке. Мои выводы: 1. Я привык доверять врачам, и это в большинстве своём, оправдывалось. Даже после этой истории я склонен доверять им, т.к. профессия чаще всего по любви и предназначению. 2. Не стоит забивать на собственную чуйку, даже если она притупилась из-за базовой веры в профессию. Доверяй, но проверяй. P.S. Гланды оставляем. А вот нос придётся чинить, но зато буду наконец дышать! 😌
1 неделю назад
Как создать классный образовательный продукт? В лёгкости и потоке... Ну... на самом деле, чем вы умнее, тем это будет сложнее! 😅 Умные и опытные ребята часто увязают в сложных дебрях своей экспертности. Они знают в своей теме много и им по-настоящему интересны детали своей сферы, а не вот это всё базовое. А проблема их потенциальных учеников в том, что они новички ) и им нужно просто Короткий топ рекомендаций, если вы собрались создавать свой первый продукт (да-да, не десятый): 1. Ваша первая ЦА в большинстве случаев — начинающие. Забудьте про глубинные знания для самых-самых, люди в начале пути. Ваша задача — базис. 2. Глубина контента Профи любят усложнять. В начале я уже сказал, что умных людей прёт именно от максимальной глубины, а выгружать нужно базу и желательно с минимумом терминов. Сфокусируйтесь на простоте. Термины — минимальны, акцент на понятные объяснения. 3. Длительность Опция 1 — Короткий воркшоп на 2-3 часа, где вы покажете магию своих знаний, а заодно определите, сколько людей готовы на это вписаться из уже имеющейся у вас аудитории. Опция 2 — курс из 5 блоков, по 2 часа, с перерывами на осознание — идеальная продолжительность 5 недель. Опция 3 — интенсив 14-21-28 дней практического контента, по 10-15 минут от вас и небольшое задание. 21, лучше, чем 28. 14, лучше, чем 21))) 4. Не учите сразу всей профессии, пожалуйста. Это долго, сложно, дорого и скорее всего не окупиться, но это можно сделать, если вас зовут преподавать в готовую онлайн-школу или вуз. Тогда у них есть возможность привлекать аудиторию (это будет не ваша забота), а вы будете творцом . 5. Команда Для старта нужен методист (структурировать умных людей действительно нужно, иначе они будут делать большой курс на 1,5 года, а методист всегда держит рамки), и монтажёр , чтобы всё красиво скомпоновать. Зачастую достаточно Телеграма/Ватсапа для тестов. Надеюсь, это сэкономит вам год жизни и пару миллионов рублей на тесты ;) хорошей недели 😉
2 недели назад
Платформы для корпоративного обучения и да, новый выпуск уже на канале ) Если сказать платформа для курсов, то многие сразу вспомнят геткурс. Это справделиво для b2c рынка. Но если спросить тоже самое у сотрудников крупных компаний, то ответ уже не будет таким же однозначным. Самые крупные компании уже вовсю пилят свои платформы или берут white label решение у teachbase, e-queo, ispring. Так как мой профессиональный вектор всё больше находится в зоне корпоративных решений, я пошёл разговаривать с основателем и гендиром teachbase о рынке, особенностях, ну и про предпринимательскую жизнь (это ведь намного интереснее). Друзья, новый выпуск на канале с Владимиром Щербаковым. Вот уже 15 лет он развивает платформу teachbase и всё больше становится EdTechом, хотя раньше это был чистый HRTech. Хотя в самом начале, они вообще стартовали с идей платформы для знакомств. Потом была школьная допка. Да-да, такие вот пивоты :) Офигенный тёплый разговор получился, надеюсь вам понравится также, как и мне! Приятного просмотра на одной из площадок: vkvideo.ru/...026 Лайки, шеры и комменты крайне приветствуются🥰
2 недели назад
EdTech результаты 2024 и прогнозы на 2025 От нашей EdTech Леди Дарьи Рыжковой (Smart Ranking) Год был очень неодназначный, рост вроде есть, но как всегда не без нюансов. Именно эти нюансы мы и обсудили в подкасте с Дашей: - показатели выручки в динамике топ-100 эдтехов; - какие ниши растут, а какие стагнируют; - как дела у инфобизнеса и где там рост; - обсудили зарубу про учёт выручки вузов и позицию Даши на этот счет; - прогнозы на 2025 "Даша вангует"; - добрался ли эдтех до звания "серьезного рынка" или мы всё еще маленький рынок; - ждать ли сделок и IPO в этом году. Люблю говорить с Дашей, она знает всё, хотя... не всё может рассказывать, но я постарался этично уточнить всё, что смог ) Приятного просмотра! И не забывайте подписываться на мой канал, это важно для алгоритмов! и моего контент-мейкерского эго 😊 Смотрите, где вам удобнее: YT httyoutu.be/...gg8 httvkvideo.ru/...022
2 недели назад
Майка, баскет и соцжизнь: как спорт стал нашей новой реальностью Майке 10, рост — 148 см. Не дылда, конечно, но выше среднего. Как-то вечером, гуляя по району во Вьетнаме, наткнулись на стадион, где кучка детей гоняла мяч — кто в баскет, кто в футбол. Знакомые родители-экспаты потом рассказали, что их дети туда ходят. Майка, услышав это, закивала так активно, что мы решили: надо пробовать. Интерес у неё был и к баскету, и к футболу, так что записались сразу в обе секции. И тут, наш нежный цветочек, неожиданно, превратился в competitive girl! Во Вьетнаме детские секции (не СДЮШОР, конечно) оказались смешанными — и для мальчиков, и для девочек. В футболе мальчишки доминировали (80% против 20%), а вот в баскетболе девчонок было почти половина — 35-40%. Так что спорт стал не только тренировками, но и отличной точкой для соцжизни. У нас, родителей, тоже завязались новые знакомства — пока ждёшь ребёнка после тренировки, столько приятных бесед. Вернувшись в Москву, мы долго разбирались, куда идти. Плюс, для секции нужна справка (совсем забыли об этом!). Поликлиника, диспансеризация — и вот Майка снова гоняет мяч на баскетболе. Прикольно, что и тут секции смешанные — всего три девчонки, но это целых три девчонки! Майке нравится. Из интересного: — Раньше правила входа в школьные кружки были сложными и непрозрачными. Сейчас на территории школ официально запущены сотни кружков от коммерческих провайдеров, оплатить которые можно через госуслуги. Кайф! — Тренерский состав — молодые выпускники РГУФК. Прям как в EdTech'ах, где охотятся на студентов с хорошими оценками. — Вокруг секции куча допов: лагерные смены, короткие интенсивы, контент для родителей. Казалось бы, олдскульный офлайн, но по инструментам ребята начинают интегрировать всё то, что EdTech'и уже оттестировали. Так что спорт — это не только про физическую активность, но и про новые знакомства и даже немного про EdTech. Майка в восторге, мы — тоже.
3 недели назад
Кадровый голод: битва за молодёжь Часть 1. Контекст Решил сначала сделать небольшой срез ситуации, потому что рекомендаций будет много, и в один пост это всё не поместится. 1. Уровень безработицы в РФ — 2,3% (декабрь 2024) Трудоспособного населения — 83,2 млн, из них без работы — 1,92 млн. Из этих 1,92 млн, 28% — без опыта, так что их точно не рассматривают как топ-кандидатов. В итоге на всю страну в поиске остается 1,38 млн человек. Для сравнения, в 2021 году безработица была 4,8% — это почти 4 млн человек. А в Испании в 2024 — 10,2%, Франции — 7,3%, Германии — 6,2%. Наш показатель рекордно низкий, и людей на рынке труда, объективно, очень мало. 2. Демографическая яма 2000-х Приток новых кадров в экономику ближайшие 5 лет будет крайне слабым из-за провала рождаемости начала 2000-х. Те, кому сейчас 20-25, родились просто в меньшем количестве, их выйдет на рынок ощутимо меньше. Для сравнения: в 2015 году родилось 1,94 млн, а в 2005 — всего 1,14 млн. Так что в ближайшие 5 лет людей на рынке больше не станет. 3. Миграционный приток В 2022 году миграция упала, но в 2024 восстановилась до 430 тыс. человек — почти как в 2021. Однако это всё равно не решает проблему дефицита кадров. Запускаются программы для стимуляции миграции, но столько же ограничений её тормозят. Мигрантов будет больше, но ситуацию они не спасут. Всё плохо? Да, картина не радужная. Это понимают и компании: по количеству HR инициатив видно, что крупные игроки уже начали работать над решением этой проблемы. На основе данных можно сделать несколько выводов: - Битва за выпускников будет жестче, и теперь это не только про «классных» — в ход пойдут все. - Привлекать стажировками уже поздно. Теперь всё внимание на учебные практики (1-2 курсы) и производственные (2-3 курсы), о которых раньше многие забывали. - Школьные проекты станут важной частью воронки найма — не просто CSR или образовательная инициатива, а начало долгого пути до реального найма. И у этих проектов появятся связки с последующими программами. И да, про соцпроекты. Все CSR, КСО, департаменты соцпроектов теперь будут обязаны интегрировать HR-элементы в свои инициативы, иначе они останутся на периферии и не решат проблемы компаний. П.С. В следующих постах расскажу про колледжи и техникумы — там тоже есть что обсудить. П.П.С. Чтобы не звучало как конец света — рынок серьёзно меняется, и появляются интересные кейсы. Буду рассказывать о том, что нахожу — много полезного можно скопировать 😉.
3 недели назад
Нормальные этапы взросления корпоративной Социалки с кризисами роста и пересборкой, куда без этого
🤓 I. В жизни любой крупной компании наступает момент, когда в воздухе появляется мысль: «Пора заняться социалкой». Причины могут быть самые разные — от давления со стороны государства и актуальных трендов до появления амбициозного молодого сотрудника, который заявляет, что без этого не обойтись. И вот, наступает момент, когда компания решает, что пора и ей начать делать добро. Но здесь часто возникает проблема: • нет четких целей и критериев, как понять, что мы движемся в правильном направлении, • нет команды профессионалов, которая понимает, как работает некоммерческий сектор...
1 месяц назад
Чем я сейчас занимаюсь? Накопилось за последнее время, выгружаю 😊 В 2022 году исполнилось 10 лет с момента запуска Smart Course. Ощущение застоя подкралось неожиданно). Физически ощутив болотце, я начал экспериментировать: консалтинг, микропродукты, сопровождение запусков EdTech-компаний. И это увлекло. Да и в целом ситуация 2022 тяготела ко всему новому, поэтому наши эксперименты с жизнью в других странах тоже начались в этот году 🤓 Прошёл увлекательный год, и только в середине 2024 до меня начало постепенно доходить: я пытался разделить всю свою деятельность на 2 очень разных куска. Финансовый выхлоп отличной, но затраты по времени множились, энергии оставалось всё меньше. В результате случилась «лёгкая» фрустрация. Хотелось выбрать одно направление и вливать все силы туда. Но в какое именно направление? Четкого ответа не случилось, и захотелось попробовать объединить сущности. Потребовалось время, чтобы прийти к пониманию, что все мои интересы отлично мэтчатся в одной сущности — Смарт Курс... Миша! Ты же, блин, предприниматель и то, куда будет двигаться твоя компания — решать тебе. Иногда выводы приходят медленно, но главное, что приходят). К сентябрю я начал продумывать сценарии объединения сущностей, ну и параллельно обсуждать это с Тимуром. И уже в октябре я неожиданно обнаружил себя снова в управлении компанией, и теперь это занимает почти 100% моего времени. Пара выводов, без которых не клеилось: • Я запускал YouTube для выгрузки мыслей и продвижения личного бренда. Мне понравилось и я буду продолжать Но и на бренд компании он отлично работает. Понял как докрутить и начал снимать новый сезон. • Запуск микро-продуктов — не сделает из меня миллионера, но делать их мне всё равно прикольно. Очевидно, что на платформе компании с 12 летним опытом в образовании делать такие продукты эффективнее, чем на базе моего личного бренда ) которым я не очень занимался первые 10 лет. • Мне нравятся индивидуальные консультации как формат. И да, я забыл, что консалтинг от компании обычно продаётся дороже, чем от частного лица. Простые выводы, но из-за моего желания попробовать в соло, я до них доходил целый год. Что сейчас? 1. Продолжаю делать проекты для молодежи с еще большей интенсивностью. 2. С удовольствием выступаю в роли продакт-менеджера и биздева в наших крупных проектах компании — это моя самая сильная сторона. И да, теперь я не забываю добавлять своё время в смету проекта ) раньше я этого не делал. 3. Стал консультировать не только предпринимателей, но и крупные компании не из EdTech, которые планируют запуски образовательных проектов или продуктов для молодёжной целевой аудитории. 4. И да, снова пишу заметки и снимаю видео. Перечитал текст. Выглядит как будто это я, а не иноагент Моргенштерн, вышел очередного рехаба. Но нужно признать, что ступор с двумя разными треками меня знатно загрузил в прошлом году. Хорошо, что этот этап позади )) П.с. как вам, не слишком депрессивно? 😎
1 месяц назад
Всем привет! Миша снова на связи 🤓 Я понял, что пора возвращаться к любимым текстовым заметкам и уже накидал контент-план на месяц. Итак, кто же я? Меня зовут Михаил Мордасов, я — предприниматель и основатель Smart Course. Моя команда помогает компаниям и фондам эффективнее взаимодействовать с молодёжной аудиторией, их родителями и преподавателями. Кроме этого, видимо... я — автор и, в какой-то мере, блогер. Ведь с 2016 года я пишу свои заметки о предпринимательстве и образовании, плюс, снимаю видео для ютуб канала. Кстати, уже готово 6 новых выпусков, и совсем скоро будет перезапуск!. Также консультирую компании и предпринимателей, которые планируют запуск образовательных проектов. Куда же я пропал? Всё просто: за последний год у меня был идеальный шторм. Переезд в Москву, 4 параллельных проекта с жёсткими сроками и болезнь близкого человека. Зазоров для текстов с ноября совсем не осталось, поэтому получился социальный детокс в обе стороны 😌 ✔️к Москве снова адаптировался ✔️с дедлайнами в проектах разобрался ✔️здоровье постепенно восстанавливаем ➡️ вернулся к более спокойному ритму жизни По текстам я скучал, по вашей обратной связи тоже). Поэтому и к постингу в стабильном режиме тоже возвращаюсь.
1 месяц назад
Эксперименты с видео
Как сделать 27 публикаций из одного экспертного видео длинной 15 минут? Прошлым летом я реанимировал свой dzen канал, т.к. площадка перешла новым владельцам и обещали значимую поддержку для видео криэтеров и много нового трафика. Трафик я люблю и решил попробовать. Сначала я выгрузил туда весь первый сезон со своего youtube канала edumakers. Потом начал выгружать shorts|reels, которыми увлёкся в октябре, потом новые видео с ютуб. Суммарно за 365 дней я выгрузил 91 ролик. И да, дзен не обманул, ведь на мой контент он дал более 3млн+ показов за год...
9 месяцев назад