Найти тему
Тренды цифрового обучения из Франции Взгляд на будущее eLearning от ассоциации AFFEN, которая объединяет >10.000 участников с экспертизой в области обучения. 1. Речевые ИИ-агенты для обучения. Речь нативнее, чем письмо, поэтому следующим этапом развития ИИ для сферы образования будет переход от чат-ботов к голосовым ассистентам. 2. Генеративный ИИ. Омниканальные ИИ дают возможность быстро создавать и доносить одно и то же учебное сообщение через разные каналы восприятия. Эффективность такого подхода доказана с 80-х годов, и для развития этого направления уже всё готово. 3. Цифровые ассистенты со способностью к действию. ИИ, которые напрямую выполняют действия за пользователя: например, делают заказы на сайте, звонят по телефону или работают в программах. В сфере обучения такие агенты многократно расширят возможности учеников и преподавателей. 4. Образовательные сообщества. Активное сообщество — это недостающее звено для расцвета асинхронного обучения: каждый сможет учиться в своём ритме по асинхронным материалам и при этом в любой момент получать обратную связь и поддержку от коллектива. 5. Иммерсивная педагогика. Несмотря на дороговизну, технические сложности и недостаток выдающихся приложений, VR-технологии сохраняют свой потенциал для обучения. Это способ погрузить ученика в чувственный опыт, который может быть короче, но при этом ярче и устойчивее других форм обучения. 6. Устранение посредников в обучении. ИИ уже сейчас позволяет людям обучаться практически бесплатно и в своём ритме; необходимость в кураторах и преподавателях снижается. Это приводит к смене ролей в образовании, когда ответственный за обучение должен уже не учить других, а направлять их самообучение. 7. Обучение «снизу вверх». Реализация концепций Peer2Peer-обучения и «коллективного интеллекта» ставит учащихся в центр и обучения, и процесса создания учебных материалов друг для друга. Это совершенно новый, другой подход к организации обмена знаниями и опытом между людьми. 8. Маркетизация eLearning. Электронное обучение страдает от проблемы мотивации: ученики сидят перед экранами и ищут в себе мотив учиться. При этом мотив к обучению — всегда социальный (норма, одобрение, успех, статус), и именно социуму надлежит его «продвигать». Так появился маркетинг учебного процесса: Learning Experience, «вау!-эффект», инструменты вовлечения и т.д. Процесс обучения уходит от эксперто-центричности и становится ученик-центричным, и это важный культурный сдвиг. 9. Инжиниринг платформ. LMS на деле управляют не «обучением», а «учебным контентом». Демократизация создания материалов принесёт ещё больше контента, как и генеративные ИИ. Но главная инновация — в анализе данных и предиктивной аналитике потребностей учащихся. LMS должны быть не рупором контента, а чутким слушателем своих пользователей. 10. Углеродный след EdTech. Если экологический след очных занятий (транспорт, электричество, вода и пр.) возможно посчитать, то eLearning так пока не оценивался. Для тех учеников, кому это важно, это может быть дополнительным мотивом. Бонус. Интернет вещей и носимые устройства находятся на подъёме. Обучение wellbeing-практикам не в теории, а на основе реальных данных от подключённых устройств, находится в шаге от революции. 〰️〰️〰️ Больше ЭдТеха — в канале «еЛёрнинг, ЭдТех и медиа»
2 месяца назад
«Пролетарский еЛёрнинг» За всю карьеру на стороне провайдера, в качестве приглашённого методиста и как eLearning-студии мы всегда выполняли задачи «высокой степени переработки»: 🖼 Есть старые презентации и инструкции — их надо собрать в слайдовый электронный материал или лонгрид. 📘 Есть задача сделать материал по «мягким навыкам» — надо предложить структуру, собрать материалы, согласовать наполнение и упаковать это в понятный материал. Только недавно и только после проактивного предложения появился первый спрос на «низкую» и «среднюю» степени переработки: 🧑🏼‍💻 Создание электронной версии регламентов со статистикой и тестированием. 📝 Перенос разрозненных инструкций из Google Docs или Notion в обновляемый лонгрид с функцией назначения. А, собственно, почему так? Ведь электронное обучение не должно ограничиваться крупным корпоратом, который заказывает масштабные переработки или обзорные курсы «с нуля». Инструкции, методички, интерактивные упражнения для новичков бизнес может заказывать точно так же, как статьи для контент-маркетинга. 💸 Чтобы это работало, они не должны быть дорогими — а значит, они могут позволить себе быть технически простыми. По сути, это незначительная надстройка над редактурой, которую могут освоить и копирайтеры, и методисты. Другие посты на эту тему: Про eLearning высоких достижений Про фрилансизацию разработки Про жизненный цикл обучения в компаниях Про учебный контент вне LMS 〰️〰️〰️ 🤔 — начнём предлагать клиентам 😐 — простой контент не заказывают 🗿 — не царское дело инструкции писать #elearning #edtech
2 месяца назад
Дыхание бюрократии Бюрократию принято не любить, но она появилась не от хорошей жизни. 📝 Все эти правила, инструкции, запросы, ответы, справки, объяснительные и прочие документы призваны обеспечить стандартизацию и управляемость. — Как сделать так, чтобы разные люди однотипно выполняли массовую задачу? — Регламенты и обучение. — Как сделать так, чтобы знать, кто отвечает за конкретную часть работы? — Должностные инструкции и задания под роспись. То есть: «Проблема бюрократии» — не в бюрократии как таковой А в чём тогда? 👀 В том, что правила и инструкции необходимо регулярно пересматривать, обновлять и упрощать, потому что они раздуваются до неприличных объёмов и уровней детализации и теряют прикладную полезность. 🙄 Но это долго. Сложно. Дорого. «Есть другие дела». Поэтому это редко делается на системной основе и поэтому существуют километры устаревших инструкций, неактуальных процессов, неэффективных подходов и заброшенных баз знаний. Парадокс: Чтобы оставаться эффективной, бюрократия должна обновляться, но обновляться для бюрократии — сложно. 🧑🏻‍💻 Навеяно пониманием, что инструкция по проекту вышла за пределы разумного и требует пересмотра, на который надо выделить время. А «есть другие дела»... Но мы найдём путь. 〰️〰️〰️ 🤔 — повод задуматься 🗿 — дичь какая-то #edtech #elearning
2 месяца назад
От понимания теории — к прикладной практике Пришёл с идеей поста, но написал его ещё в феврале. Поэтому здесь — итоги размышлений. А точнее, вывод: Между ремесленным «моя преееелессссть» и организационным «появилось больше, чем смогло бы раньше» нужно выбирать второе. Простая математика: 😎 Ты-один сделал «чуть точнее и вывереннее, чем другой». Круто! Но насколько? На 5%? 15%? Давайте щедро — допустим, на 35% «точнее». 🧑🏻‍💻👩🏻‍💻 Вас-много сделали «то, чего бы не было». Из 0% появилось 100%. Не было НИ-ЧЕ-ГО, а появилось несколько стопроцентных задач. Что лучше? Если вы ограняете единичные алмазы, которые выкапывают раз в 40 лет — окей, вы и ваши заказчики можете стремиться к +35% «точности». Идите к высоким достижениям. В других ситуациях лучше — это когда из «этого бы не появилось» таки появляется новое. Такая вот метафора командной работы. #elearning #edtech
2 месяца назад
Мысли про EdTech #10: обратная сторона гибкости 💁🏻‍♂️ В рекламе «работает из коробки» — это преимущество. То есть, если продукт позволяет без нервотрёпки получить ожидаемый результат, он «хороший». 🧐 Этому часто противопоставляют глубокую кастомизацию и тонкие настройки: «да, это сложнее, зато можно делать уникальные штуки». Мой ряд вопросов к этому тезису такой: ▫️Насколько «уникальными» могут быть «штуки», созданные, например, для конкретной сферы деятельности? ▫️Почему нельзя подружить универсальные шаблоны с опциональной кастомизацией? И с недавних пор любимый в этом списке: ▫️Почему считается, что это «свобода настроек», а не «свобода ошибок»? Проще: Если в продукте можно настроить заведомо неудачный / некрасивый / нефункциональный / нерабочий элемент — нужна ли такая гибкость на самом деле? 🧑🏻‍💻 «Возможность отойти от канонов» нужна узким профессионалам, которых меньше. Для всех остальных это называется «возможность сделать хрень». Профессионал и так сделает нормально, а обывателю избыточная гибкость открывает коридор в неудачу. #elearning #edtech #ed_мысли
2 месяца назад
Семантический водораздел Из позиции специалиста комфортнее и привычнее говорить советами: 🤔 Может, лучше так?.. 🤔 Наверное, здесь нужно этак.. 🤔 Думаю, тут будет правильнее сяк... Безопасно? Да. Но на практике это делегирование ответственности: — Вот моё мнение. Делай с ним, что хочешь. Я умываю руки. Кто «делай»? Очевидно, кто-то другой. Сравним с позицией руководителя, тимлида, наставника, которые говорят указаниями: 🧐 Лучше сделай так. 🧐 Исправь здесь этак. 🧐 Здесь правильнее сяк. Что изменилось? В обмен на принятие ответственности возникает определённость. Условно: «я не знаю, как правильно, но этот человек сказал мне сделать так». С этим можно спорить (аргументированно), не соглашаться и так далее, но ответственность хотя бы не подвешена в воздухе на усмотрение неустановленного лица. Если случится провал, у него будут фамилия, имя и отчество. 💁🏻‍♂️ А если у руководителя не сформировано хотя бы отправного представления «как правильно», которое можно выразить в поручении или ТЗ на задачу, тогда непонятно, чем и зачем он или она руководят. 〰️〰️〰️ 👍🏻 — зашло 😐 — не зашло 🗿 — и этого мы ждали эти месяцы?!. #elearning #edtech
2 месяца назад
Пятничная рекомендация #24: ActivePresenter ActivePresenter — это конструктор интерактивных слайдов из Вьетнама, который здорово выручил на большом проекте летом-осенью. 🤔 Если коротко, то это продукт между iSpring Suite и Articulate Storyline без привязки к внешнему ПО и с ценой Lifetime-лицензии ниже годовых подписок на них. 🧐 Если длиннее, то: ▫️Standalone-программа на Windows и MacOS ▫️Привычная рабочая область с объектами и анимацией ▫️Импорт, шаблоны, тесты, веб-объекты — в наличии ▫️Вставка таблиц, графиков, файлов, 3D-моделей — тоже ▫️>17 видов анимаций (для тех, кто в теме) ▫️Экспорт во что угодно, хоть в xAPI ▫️400 долларов за пожизненную лицензию текущей версии ▫️Значимые обновления версий — со скидкой 40% 💁🏻‍♂️ В общем, альтернатива Articulate Storyline без склонности к санкциям (чего нельзя сказать про их американский эквайринг 🌚). Всяческий рекомендасьон, если на работе вас заставляют делать слайды. Чем помог конкретно мне, оно же #лайфхак: 1️⃣ Запись видео-скринкастов. Записывает последовательность действий в виде скриншотов, на которые можно дополнительно наложить курсор мыши, стрелки, акценты и затемнения. Когда-то это делали в Adobe Captivate, а теперь можно тут. Записали, подредактировали, добавили ИИ-озвучку — и есть либо хороший черновик, либо непритязательный готовый продукт. 2️⃣ Восстановление исходников курсов. Была задача актуализировать курсы из Storyline без исходников (текст в них не копируется). Прокликал все слайды и всплывающие окна —> экспортировал в PDF —> распознал текст в ilovePDF (бесплатно до 50 страниц в файле) —> получил копируемый текст всего материала. Для обеих задач его даже не обязательно покупать, т.к. при экспорте видео нет ватермарков, а в PDF ватермарк не мешает распознаванию. Ещё у них в экосистеме есть редактор HTML-анимаций и платформа для интерактивного контента (уроков, презентаций; между LMS и медиа-хостингом). Попробуйте. 〰️〰️〰️ 👍🏻 — знаю или пользуюсь 😐 — впервые слышу 🗿 — «а чем это отличается от...» #eLearning #edtech #лайфхак #рекомендации
2 месяца назад
Что лучше подавать в лонгридах 😎 Написали батальное полотно на VC: Когда лонгриды лучше слайдов и видео 👀 Всё, что вы хотели знать о неизвестном мире цифрового контента в корпоративном электронном обучении. Предыдущее полотно цикла: тут. Частоту публикаций обязательно нарастим. 〰️〰️〰️ 👍🏻 — редактура и еЛёрнинг сразу! 🗿 — из Марий-Эл к тебе уже летит «Ярс» #елёрнинг #edtech #медиа #мой_контент
2 месяца назад
О планах принципах на год Стратсессия, личные и бизнес-планы — это всё понятно. Но это скорее прикладные следствия из неких базовых принципов деятельности. Базовые принципы мне в январе видятся такими: 1️⃣ Приобретённые носители знаний важно обрабатывать. В 2024 году я купил больше книг и подписок на контент, чем вдумчиво прочитал. Нужно притормозить поиск знаний и ускорить их освоение Заставлять себя читать дичь не нужно, но важно прочитать достаточно, чтобы такая оценка была обоснованной. 2️⃣ Важно извлекать из себя накопленный опыт. Выше писал, что в экспертизе и насмотренности гораздо меньше смысла, если они никому не помогают обойти грабли на похожем пути. Нужно картографировать свою область знаний — «сюда не ходи, а так делай» Простой пример — шаблоны и гайды для проектов. Пример посложнее — формулирование личного видения «как правильно». 3️⃣ Важно фокусироваться на конечном числе задач. Все про это пишут, поэтому коротко: Время и продуктивность — ограниченные ресурсы, поэтому для заметных достижений их нужно концентрировать «Попробуйте выбрать одну сферу и уделить ей все ваши усилия в течение хотя бы одного месяца — и посмотрите, что будет» (с) Распылённость исторически кусала за пятки, и не раз. Сейчас кажется, что лучше сделать две вещи на 8 из 10, чем четыре вещи на 4 из 10. Посмотрим, как пройдёт этот год. 〰️〰️〰️ 🤔 — откликается 🗿 — не откликается #elearning #edtech #медиа
2 месяца назад
Удаление и замена фона в Windows Ранее было про распознавание текста встроенной программой Snipping Tool. Продолжаем тему. Во встроенном редакторе фотографий Windows есть функция работы с фоном: «заблюривание», удаление или сплошная заливка. Есть инструмент «кисть» для ручного контроля, что удалять / оставлять. Вполне пригодно для большинства несложных задач быстрой работы с картинками: 1️⃣ при пересборке старых курсов; 2️⃣ при работе с фотографиями; 3️⃣ при оформлении сайтов, страниц, постов. Местами работает грубее специализированных стартапов на эту тему, зато доступен прямо из просмотра фотографии (по кнопке Edit слева вверху). 〰️〰️〰️ 👍🏻 — уже использую 😐 — впервые вижу 🗿 — фотошоп мой выбор #elearning #edtech #лайфхак
2 месяца назад
Не улучшать подачу, а работать с мотивацией Несколько раз касался темы внутреннего мотива к обучению (про игры, про книги и курсы). Появились новые мысли. 💁🏻‍♂️ Вкратце моя позиция про мотивацию: 1️⃣ Личная мотивация к обучению — это когда тебе НАДО что-то узнать, понять, освоить. Например, когда не понимаешь, как делать работу; не можешь говорить с партнёрами на их языке; теряешь заказы и клиентов из-за провалов в процессах. 2️⃣ Геймификация и нарративный дизайн подменяют личную мотивацию соревновательной, накопительной или сенсорной; это мотивация через ВЕСЕЛО. Это тоже какой-то стимул, но он синтетический, навязанный, пусть даже искусно. 3️⃣ НАДО уделывает любое ВЕСЕЛО в минуса: высокомотивированные ученики читают талмуды сложных текстов, смотрят скучные вебинары и ездят на мастер-классы после работы. При НАДО учебному контенту достаточно просто «быть», а уже потом «быть красивым и удобным». Личный пример: Я скупил половину всех годных курсов и книг для редакторов. Одни я читал, другие — листал, третьи — не открывал. Когда я понял, для чего мне это НАДО, я восстановил все доступы к контенту, собрал и начал перечитывать очередь из книг и до кучи купил новый курс, который уже прошёл наполовину. Что это значит для обучения? 😎 В B2C проблемы нет — даже если мы «складируем» купленный контент, существует вероятность, что он будет востребован в будущем (как в моём случае), а его авторы в любом случае уже получили свои деньги. 🧐 В B2B проблема многогранная. Типичный подход к обучению в крупных компаниях — это «как бы нам затолкать в людей выгодную для компании смену поведения, да ещё и добровольно и с песней». Это задача с тремя «звёздочками»: ⭐️ — люди не хотят, чтобы в них что-либо заталкивали; ⭐️ — люди не меняют поведение без веской причины; ⭐️ — люди не будут учиться ради работодателя. Мотивация через ВЕСЕЛО пытается решить эту задачу миловидным обманом: «Смотри, какие весёлые картинки! 🤩 А как тут всё прикольно! 🥳 Тебя опередил коллега! 😮 Догони его в рейтинге! 💪🏻». Мотивация через НАДО встречается, но изолированно — когда результаты обучения прямо привязываются к повышению в должности или окладе при направлении на курсы от компании или выполнении сложной задачи. Также используется метод «иначе не допустим к работе», но он, конечно, не работает. Отсюда тезис, над которым стоит думать чаще: По умолчанию сотрудникам любой компании нафиг не сдалось никакое ваше обучение, которое продвигает ваши интересы в вашей компании — им нужно их обучение, которое продвигает их интересы в вашей компании. Чтобы решить эту задачу, нужно отвлечься от ВЕСЕЛО и чаще искать НАДО. И может так получиться, что продукция L&D-отдела должна будет получить другую форму, направленность и подход к созданию. 〰️〰️〰️ 🤔 — повод задуматься 🗿 — духота #elearning #edtech
2 месяца назад
Мысли про EdTech #7: учителя поневоле Плотно столкнулся с тренерами неоцифрованных профессий и наглядно прочувствовал эмпирически очевидную вещь: Эксперт владеет темой обучения, но не научен объяснять. Обучатор научен объяснять, но не владеет темой обучения. 🙄 Абсолютно «капитанский» тезис, который все понимают в теории, но не все встречают на практике. Точнее, встречают в популярном изложении: историях о том, «Как продюсер с методистами упаковали эксперта и сделали запуск на  🍋🍋🍋» 💁🏻‍♂️ А что, если кроличья нора — глубже? В корпоративном обучении обычно нет продюсеров, методистов и контент-редакторов. 🌚 Там есть люди, которые годами погружались в тему, и которых фактически вынудили обучать этому других — без опыта, без навыков, без насмотренности. Параллельно с основной работой. На неадекватной ИТ-инфраструктуре. Без поддержки. Крупные «оцифрованные» компании могут привлечь команду или собрать отдел, чтобы перерабатывать материал. Но остаются десятки и сотни «неоцифрованных» компаний, где этого нет. 🎓 В итоге опытные профессионалы вынуждены делать непрофильную для себя работу, которая, вообще-то, требует знаний и опыта или хотя бы склонности к обучению. Речь даже не про тексты или видеолекции — про тренинги, вебинары, мастер-классы и другие ни разу не простые форматы. Результат варьируется от «удивительно, что не так уж плохо» до «господь, жги — тут не спасти». Не они такие — жизнь такая. И что с этим делать, отнюдь не понятно. Вопросы для рефлексии: 1️⃣ А что, если базовая андрагогика — это тоже «мягкий навык» специалистов и руководителей? 2️⃣ А что, если в любые команды надо включать людей со склонностью к обучению? Пишите ваши версии в комментариях. #elearning #edtech #ed_мысли
7 месяцев назад