Вернёмся к нашим экранам. В начале XX века любят показывать недавнее прошлое - с акцентом на революционную борьбу. В 1925 году к 20-летию Первой русской революции 27-летний Сергей Эйзенштейн снимает фильм о восстании на броненосце "Князь Потёмкин-Таврический". Так рождается самый революционный фильм в истории отечественного кинематографа - и по форме, и по содержанию По сюжету гнилое мясо становится поводом к бунту на корабле, который переходит в столкновение в Одессе. Эйзенштейн выстраивает повествование по оперному принципу, перемежая моменты хаоса и спокойствия. Поражает контраст: стреляющие царские солдаты и обезумевшая от ужаса и кровоточащая толпа протестующих. В картине Эйзенштейна главный герой - масса, как таковая. Борьба простых моряков, за которыми правда, и лишённой человечности царской армии, открывшей огонь по мирным жителям. И здесь важная черта фильмов 1920-х: на первый план выходят не индивидуальности, а герои-типажи. И победа всегда за "хорошими" (кто за большевиков): Эйзенштейн меняет историю, и в финале революционные матросы триумфально уходят от наказания режима. И снято очень талантливо. Экспрессия "Броненосца" ошарашивает: ритм монтажа, чередование крупных и общих планов, смыслы и впечатления, рождаемые стыками кадров - у Эйзенштейна будут учиться поколения режиссёров. А кинокритики позднее признают его картину "лучшим фильмом всех времён и народов". А я лишь приглашаю вас вновь приобщиться к революции
Chaoshouse | BLOG
8
подписчиков
История, культура, мифология и искусство
В первых фильмах нет профессиональных актёров - артисты театра смотрят на кино свысока. Но к середине 1910-х положение меняется - приходит понимание, что кинематограф - тоже искусство. Появляются первые кинозвёзды: Андрей Громов, Иван Мозжухин, Вера Холодная. А вместе с ними - и любимый, самый востребованный жанр - салонные мелодрамы. Лёгкие, непритязательные картины о превратностях судьбы и любовных интригах. В составе мелодрамы непременно громкое название - "Счастье вечной ночи", " Сумерки женской души", "Последнее танго" - и кинодива на экране. Антураж этих фильмов становится визитной карточкой эпохи модерна. Примечательно, что мега-популярному тогда балету тоже есть место: в "Умирающем лебеде" Евгения Бауэра - выступление Веры Каралли. Вероятно, салонные мелодрамы ещё долго просуществовали бы на экранах погрязшей в войне стране. Но декорации меняются, наступает октябрь 1917 и кино - как и искусство вообще - принимает другой оборот. В августе 1919 года большевики национализируют кинематограф. Теперь фильмы - средство агитации и пропаганды. А заодно - инструмент для фиксации бурных событий эпохи. Но кроме пропаганды, советские киноэкраны вновь занимает документалистика. Один из главных талантливых её героев - уже известный нам Дзига Вертов. Он начинает издавать первый отечественный киножурнал - "Кино-неделя". Уже в 22 Вертов создаёт полнометражный документальный фильм - вероятно, первый в истории, - "Годовщина Революции". В ней из разрозненных кусков кинохроники он собирает документальное полотно о пришествии большевиков к власти. В общем и целом, пришло время с головой погрузиться в революцию!
Неумолимо несёмся назад в будущее! Да, именно так. Сегодня мы можем познакомиться и с Львом Толстым, и с адмиралом Нахимовым, ведь сейчас 1911 год и на экраны вышел фильм - "Оборона Севастополя". Александр Ханжонков и Василий Гончаров - вот наши герои. Они первые сняли полнометражку. Час и сорок минут экранного времени! Это картина со сложными батальными сценами, снятыми на местах реальных сражений. Чтобы осуществить замысел, понадобилось личное одобрение Николая II и огромный бюджет в 40 тысяч рублей! Здесь всё по-настоящему: сотни человек в обмундировании и массы пиротехники. Несколько сюжетных слоёв - с точек зрения разных участников обороны. Героические вылазки Петра Кошкина. А финал вообще душераздирающий: на экране появляются ещё живые тогда ветераны Крымской войны! (Не зная, как вести себя перед камерой, они выходят по очереди и кланяются ей. А получается, что зрителю) Первый полный метр с потрясными техническими эффектами, конечно стоит глянуть, но смотреть столько времени без звука - не привычно
Ну а теперь серьёзно В России история кинематографа началась в 1898 году: оператор Камил Серф снял коронацию Николая II. Он работает в России от французской кинокомпании Пате, и в следующее десятилетие они снимают короткие документалки. Успех Серфа и братьев Люмьер вдохновляет и нашего соотечественника и в начале XX века Александр Дранков берёт в руки камеру. Сначала, на манер будущих папарацци он охотится за русскими знаменитостями: Максимом Горьким и Львом Толстым. Именно фирма Дранкова в 1908 году выпускает первый художественный фильм - "Понизовая вольница" ("Стенька Разин") 8 минут экранного времени - иллюстрация народной песни "Из-за острова на стрежень...". Показывают лодки на воде, удалой казачий разгул и Степана Разина, бросающего княжну в Волгу. Кино тогда немое, и рассказывать сюжет приходится текстом - через интертитры. В принципе, весьма интересная картина. Уже первые попытки съёмок художественного фильма - использование технических эффектов (В сцене с княжной, актриса заменена куклой) Смотрим
Представляю общественности новую рубрику - Российский кинематограф! Вообще отечественное кино прошло огромную метаморфозу и это не только можно, но и нужно обсуждать! В этой рубрике я постараюсь передать вам историю создания картины и свою рецензию (кто знает, может быть захотите посмотреть). Ну а сегодня я решил начать с короткометражки. И не простой, а мультипликационной. Представляю общественному вниманию удивительный мультик 1924 (!!!) года Дзиги Вертова. Сегодня обойдёмся без рецензии, сами сформируйте своё мнение к этому творению советского кинематографа. Дисклеймер: Уберите от экранов детей и себя, если у вас есть проблемы с психикой, в фильме присутствуют шокирующие сцены.А так просто напомню, что это обычный мультик для детишек 20-х годов
Отечественная война 1812 года. Кто виновен в отступлении?
Взаимодействие командующих, как фактор, повлиявший на отступление русских войск в первом этапе Отечественной войны 1812 года. "Грядущие поколения не простили бы нам, если бы мы забыли о подвигах великих предков, ровно как и мы не простили бы им, если бы они предали забвению дела и подвиги наши, наших героев. Без патриотизма, без горячей любви к своей Отечественной колыбели, земле предков, к традициям не родится чувство единения со всем человечеством - чувство толерантности" М. Алексеев "— Скажи-ка,...
Первые известия о Руси.
В конце IX в. на территории, населённой восточнославянскими союзами племён и соседствующими с ними финно - угорскими племенами, сложилось государство Древняя Русь. Причинами образования государства были природно - климатические условия, внутренние перемены в укладе жизни земледельцев-славян и необходимость защищать территорию от угрозы внешних вторжений кочевников. Рождение государства и первые шаги правителей Руси сохранились в древнейшем русском летописном своде «Повесть временных лет». Его сведения подтверждаются данными археологических раскопок главных центров Древней Руси...
Славяне. Занятия и общественный строй восточных славян.
Время на чтение: 5-8 мин В середине V века на огромной европейской территории, меж трёх морей (Чёрным, Белым и Балтийским), широко расселились славянские племена. Словене, как они себя сами называли, означало "Владеющие словом", то есть говорящие на понятном языке. В ходе этого движения славяне разделились на три ветви: восточную (предки русских, украинцев и белорусов), западную (поляки, чехи, словаки, поморские словене) и южную (болгары, сербы, хорваты и др.). ================================================= ...