Найти в Дзене
Правнук Циолковского — о прадеде, Гагарине, Королёве и Артемьеве Отрывки из интервью Сергея Самбурова по случаю дня космонавтики Этот человек всю жизнь мечтал стать космонавтом, однако осуществить задуманное смог лишь в 71 год, причём самым необычным образом. Сергей Николаевич Самбуров родился спустя 16 лет после смерти своего знаменитого прадеда — Константина Эдуардовича Циолковского, однако волею судьбы он смог повстречаться со многими известными личностями — от Юрия Гагарина и Германа Титова до современных покорителей космического пространства. Самбуров 46 лет проработал в РКК «Энергия» и подготовил более 250 космонавтов и астронавтов. Он является автором около 200 научных статей. Накануне Дня космонавтики он дал интервью одному крупному изданию, в котором поделился своими воспоминаниями и размышлениями. Прадед Самбурова — Циолковский — человек, без которого российская наука могла и вовсе не мечтать о покорении звёзд. Он столько отдал науке. Но каков он был в быту? Его раньше представляли как безумного учёного, который отрёкся от семьи и детей, но это не так. Это был хороший дед. Мама рассказывала, что он любил внуков, показывал им физические опыты. Крутил динамо-машину, подключённую к медной чашке, в неё клал монетку и просил внуков достать. Девочку ударило током. Он обнял её и сказал: «Ну что ты, Мусенька!». На велосипеде поехал в бор, нарвал цветов и сказал ей: «Ты отличница учёбы, я получил орден Трудового Красного Знамени. Мы с тобой орденоносцы, не плачь!», — вспоминает Сергей Николаевич. Сам Сабмуров родился чуть ли не в кабинете своего прадеда. Точнее, во втором доме Циолковского в Калуге, который был передан во владение семье учёного советской властью на 75-летие Константина Эдуардовича. Сейчас все ценные вещи оттуда вывезены, в том числе серебряные ложки и фисгармония, однако на своём месте осталась дверь с латунной ручкой, оставшаяся с тех времён. Согласно легенде, если космонавт подержится за эту ручку и загадает желание, оно обязательно сбудется. О Гагарине Самбуров говорит, что тот заложил традицию. Когда он первый раз приехал к ним через два месяца после своего полёта, передал открытку бабушке и уехал. А через два года вернулся с книгой, которую сам написал. Много разговаривал со всеми. «Я был тогда маленьким. Он подошёл ко мне, потрепал по голове и сказал: «Давай к нам, в космонавты». После него к нам приезжали все первые космонавты после своих полётов: Титов, Попович, Николаев, Рукавишников… Герман Степанович произвёл самое большое впечатление. Когда он первыйраз у нас был, то подошёл к пианино, на котором я учился играть, и стал исполнять мелодии. Потом бывал у нас неоднократно», — делится воспоминанием правнук Циолковского. На вопрос, видел ли он Королёва, Сергей Самбуров вспоминает, как однажды к ним в дом пришли люди в костюмах, среди которых был сам Сергей Павлович, но Самбуров его тогда не запомнил. Королёв поделился с их семьёй тайной — через две недели будет запущен первый искусственный спутник Земли. С детства Сергей Николаевич пытался претворить в жизнь наставление Гагарина: хорошо учился, с детства начал заниматься классической борьбой и самбо, плаванием и гимнастикой. Тогда в космос было два пути: либо стать военным лётчиком, либо пилотом гражданской авиации. Самбуров выбрал второе, поскольку на медкомиссии ему сказали о некоторых недочётах, а пока он их исправлял, его призвали в армию «двухгодичником». Работая в РКК «Энергия», Самбуров познакомился почти со всеми современными космонавтами. В прошлом году Олег Артемьев взял с собой на орбиту три фотографии с ним. «Сегодня день рождения у моего друга, который всегда мечтал стать космонавтом. И я исполняю его мечту», — сказал Артемьев при выходе в открытый космос, держа в руках фотографию с собой и с правнуком Циолковского. «Это был лучший подарок, который можно представить», — подытожил Самбуров. 
2 года назад
День Космонавтики И другие новости столицы 🚀Прежде всего, хочу поздравить всех нас с Днём отечественной космонавтики! Именно в этот день в 1961 году человек впервые вышел на околоземную орбиту и совершил виток вокруг Земли. 108 минут полёта Юрия Гагарина определили будущее не только отечественной космонавтики, но и науки в целом. И вдвойне важно, что первым человеком в космосе стал наш соотечественник. С праздником, товарищи! Подробный материал, посвящённый Дню космонавтики, выйдет позднее. А теперь непосредственно к новостям города. В Московском зоопарке от зимней спячки проснулись тенреки — редкие Мадагаскарские грызуны, сходные внешне с ежами, но родственниками им не являющиеся. Перед спячкой они ищут место попрохладнее, а когда они уже готовы ко сну, зоологи искусственно понижают температуру в помещении до 16-18 градусов, чтобы тенреки смогли заснуть. Зимой зверьков часто взвешивают, а когда те худеют до необходимой массы, условия в помещении меняются на летние. Водоёмы Москвы полностью прошли процедуру аэрации —  специалисты ГУП «Мосводосток» с декабря 2022 года по март 2023 года ежедневно насыщали воду кислородом. За зимний период сотрудниками предприятия было пробурено более 100 тысяч лунок в ледяном покрове. Теперь коммунальщикам предстоит очистить трёхметровую береговую полосу от бытового и крупногабаритного мусора. В ночь с субботы на воскресенье в Москве пройдут религиозные мероприятия по случаю празднования православной Пасхи. Чтобы верующие смогли спокойно добраться до места проведения богослужения и крестного хода, метро и МЦК будут работать до 2:00, а 160 автобусных, электробусных и трамвайных маршрутов — до 3:30. Также добавят больше 35 бесплатных автобусов от ж/д станций и метро до 16 городских кладбищ. На ближайших улицах ограничат движение с 6:00 до 16:00 на Пасху, Красную Горку и Радоницу. 
2 года назад
Южный участок ЗЛ откроется в конце мая И другие новости столичной подземки Появилась новая информация про многострадальный участок «Автозаводская» — «Орехово» Замоскворецкой линии, закрытый на ремонт 12 ноября прошлого года. Эти станции стали конечными, а между ними вдоль закрытого участка пустили бесплатные автобусы КМ. Движение поездов было остановлено для проведения работ по комплексной реконструкции тоннеля между станциями «Кантемировская» и «Царицыно». Вчера заммэра Москвы Максим Ликсутов заявил, что сроки открытия участка сдвигаются на месяц — с конца апреля они «переехали» на конец мая этого года. Согласно данным чиновника, работы идут по графику. Тоннели на южном участке ЗЛ были проложены в середине 1980-х годов с нарушениями нормативов. Рабочим предстоит полностью заменить 120 метров тоннеля и, по сути, проложить его заново. По словам Ликсутова, в метрополитене подобных участков, требующих столь продолжительного и сложного ремонта, больше нет. В других районах города также кипит строительство трёх электродепо, призванных увеличить количество подвижного состава метрополитена и разгрузить максимально напряжённые участки. Об этом сообщил мэр Москвы Сергей Собянин в своём ТГ. «Аминьевское» будет располагаться на западе Москвы на участке БКЛ между станциями «Аминьевская» и «Давыдково» на улице генерала Дорохова. Уже возведён метромост, по которому поезда будут попадать из депо на линию. На территории на положатся более 60 объектов, включая ремонтную мастерскую, спортзал и медкабинет. «Южное» возводится на южном участке ЗЛ вблизи депо «Братеево». Активно возводятся ремонтный и административно-бытовой корпуса. С открытием депо начнётся процесс обновления подвижного состава Замоскворецкой линии. Пассажиры, живущие вблизи станций зелёной линии, наконец-то получат возможность совершать поездки на современных поездах. «Столбово» пока отстаёт от двух предшественников — там только завершились подготовительные работы. Оно будет обслуживать Троицкую и юг Сокольнической линии метро. Три других депо — «Бирюлёвское», «Владыкино» и «Выхино» — также готовятся к обновлениям. Мэр подчеркнул, что благодаря новым депо будет модернизирован парк метрополитена, повышено качество обслуживания и комфорт москвичей. А сегодня в СМИ появилось сообщение о том, что властями Москвы компании "Sminex-Интеко" было выдано разрешение на строительство бизнес-центра у метро «Савёловская». Строение получит название Twist и расположится по адресу: улица Бутырская, земельный участок 1. Он будет иметь спиралевидную ступенчатую форму и панорамное остекление. На крыше стилобата и кровле здания появятся зелёные террасы. Здание БЦ будет иметь 9 этажей и три подземных уровня. В конструкции предусмотрен паркинг на 50 машиномест. С минус первого по второй этажи разместятся торговые помещения, с третьего по девятый — офисы. Приступить к строительству центра планируется во втором квартале 2023 года, ввести здание в эксплуатацию - в третьем квартале 2026 года. 
2 года назад
Велосипедистам на заметку В Москве в этом году на 12 улицах появятся постоянные велодорожки Инфраструктура Москвы развивается с каждым годом всё стремительнее. В сфере циклического транспорта также появляются новшества. Так, у столичных властей имеются далеко идущие планы по созданию ещё одного кольца, которое будет предназначено не для автомобилей или поездов, а для велосипедов. «Зелёное кольцо» свяжет большинство московских парков. Уже сейчас имеется трасса протяжённостью в 9 км, охватывающая четыре округа столицы: Северный, Северо-Западный, Западный и Юго-Западный. Одна часть трассы длиной в 9 километров ведёт от платформы МЦД «Щукинская» до станции МЦК «Коптево» через парк «Покровское-Стрешнево» к Тимирязевскому парку; вторая часть в 36 километров стартует от той же самой МЦД «Щукинская» и финиширует у станции метро «Профсоюзная» — этот участок объединяет Плодовый сад, парк Победы, Филёвский парк, парк «Крылатской Холмы», парк Звёзд и Строгинский затон. На 12 улицах в этом году будут организованы постоянные велополосы, расчерченные белым, в отличие от временных оранжевых, которые наносят в период с мая по сентябрь. Бывают случаи, когда временные полосы становятся постоянными — дорожка на Большой Ордынке тому пример. По словам заммэра Максима Ликсутова, также планируется установить информационные указатели в ключевых точках веломаршрута и включить в навигацию станции велопроката. 
2 года назад
Московское метро не собирается останавливаться С приходом на пост мэра Москвы Сергея Собянина темпы строительства столичной подземки набрали какие-то не виданные доселе обороты. Начиная с 2011 года количество станций удвоилось, появились две новые линии, а на старых была успешно проведена масштабная реконструкция; замкнулось Большое Кольцо — самое протяжённое в мире на данный момент, была успешно проведена интеграция метрополитена с линиями городских электропоездов — МЦК и МЦД. В нынешних условиях переход на полностью беспилотные поезда метро является лишь вопросом времени. Сегодня на пресс-конференции заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов заявил, что в течение пяти-десяти лет Московский метрополитен может перейти на беспилотный режим. По его словам, беспилотное управление несёт в себе не только экономический эффект, но и технический прогресс, способный решить вопросы безопасности. "У нас свой диапазон радиочастотный, который позволит нам в будущем использовать диапазон в метро, перейти к технологиям беспилотного управления. Моё мнение, что для этого примерно срок примерно 5-10 лет", - сказал Ликсутов. При этом, заммэра подчеркнул, что задачи полностью избавиться от машинистов в поездах метро на сегодняшний день не стоит. В то же время мэр Москвы Сергей Собянин объявил о запуске дополнительных 32 поездов серии «Москва 2020» на БКЛ (Большой Кольцевой линии). Они будут поставлены в электродепо «Аминьевское», которое откроется уже в этом году и станет третьим для БКЛ. На данный момент Большое Кольцо обслуживают два депо: «Замоскворецкое», расположенное вблизи станции «Варшавская», и ранее обслуживавшее Каховскую и Замоскворецкую линии, и «Нижегородское», расположенное вблизи станции «Нижегородская» в здании бывшего завода по ремонту локомотивов. Также столичный градоначальник отметит качественные различия между нынешними поездами и их предшественниками. Во-первых, уровень шума по сравнению с поездами серии «Москва» 2017 года ниже на 15%. Во-вторых, переходы между вагонами и сами вагоны стали значительно шире. В-третьих, увеличилось количество USB-разъёмов для подзарядки мобильных устройств. Всего, по словам Собянина, в этом году ожидается поставка порядка 300 новых вагонов. Перед выходом на линию каждый поезд проходит тщательную проверку: производитель испытывает все системы по более чем 100 параметрам, после которых каждый вагон пройдёт дополнительное тестирование в депо. Контрольная обкатка состава без пассажиров по дороге протяжённостью в 300 километров является последним испытанием, после которого принимается решение о допуске данного состава на линию для обслуживания пассажиров. Интересный факт: во всех поездах серии «Москва» и «Москва-2020» внутренне освещение меняется в зависимости от времени суток. Это автоматическая функция, которой оборудованы все составы: утром в вагонах включается холодный свет, вечером — тёплый. С момента открытия БКЛ пассажиры проехали уже более 26 миллионов километров, из них 10% — это новые пассажиры, пересевшие с личного или наземного транспорта на метро. Пересадки на БКЛ позволили снизить нагрузку на МЦК на 17%, а на Кольцевую линию — на четверть (25%). Также разгрузились юг ЛДЛ (салатовая линия) и юго-восток ТКЛ (фиолетовая линия). 
2 года назад
Если нравится — подпишитесь
Так вы не пропустите новые публикации этого канала