Найти тему
19.3 Применение притчи про Рыжую белку в практической психологии
Представим, к психологу обратился человек с проблемами в разных сферах жизни. Например, пробуксовка на работе, непонимание в семейных отношениях, неприятности со здоровьем, общая неудовлетворенность жизнью и т.п. Уже на первой встрече психологу важно сформировать общую с клиентом систему координат их предстоящей работы; выстроить соответствующие понятия и образы изменений; установить связь между проблемным настоящим клиента и его неизбежным благоприятным будущим(1). Давайте посмотрим, как в этом может помочь принцип двойного отрицания и притча про Рыжую белку. Вспомним восходящую спираль и путь...
3 месяца назад
19.2 Комментарий к притче про Рыжую белку
Давайте посмотрим, как в притче про Рыжую белку выглядит двойное отрицание, она же диалектическая триада «исходное положение – отрицание – отрицание отрицания». Для удобства я буду выделять соответствующие этапы в тексте жирным курсивом. Итак, выражаясь диалектически, по ходу притчи Рыжая белка собирает целое «Жизнь прекрасна», которое состоит из двух противоположных моментов: положительный момент «Жизнь прекрасна» и отрицательный момент, назовем его «Жизнь ужасна».(1) Исходным положением в триаде...
3 месяца назад
19.1 Притча про Рыжую белку, как пример двойного отрицания
Перед тем, как мы продолжим разбирать тему отрицания отрицания, предлагаю вашему вниманию отличную дзенскую притчу из сборника «Сказки Дикого Леса», автор Манк Ху. Прочитайте ее, найдите в тексте основные этапы диалектической триады «Исходное положение – отрицание – отрицание отрицания». Поразмышляйте, чем отличается белка в начале и в конце притчи, и почему? В следующем примечании мы рассмотрим, как эта история с заложенным сюда двойным отрицанием может быть использована в практической психологической работе. Притча про рыжую белку. «Жизнь прекрасна» Проснувшись однажды ярким солнечным утром, Рыжая Белка как никогда почувствовала, что жизнь прекрасна и удивительна...
3 месяца назад
19. Что такое отрицание отрицания?
Мы подошли к диалектической триаде «утверждение – отрицание – отрицание отрицания»(1). Также ее называют «законом двойного отрицания». А еще ее подразумевают, когда говорят о триаде «тезис – антитезис – синтез».(2) Возможно, вы слышали об идее, что любое развитие идет по спирали, где каждый новый цикл развития представляет ее новый виток. Такую спиральную модель развития ввел Гегель(3), тем самым интегрировав циклическую и линейную модели развития. Циклическая модель предполагает периодическую повторяемость этапов развития в рамках замкнутого цикла, в котором все возвращается к началу, чтобы затем повториться заново...
3 месяца назад
18. Введение в тему принятия родительских фигур через пересборку противоречия
Продолжаем следовать объявленному в январском анонсе плану. В предыдущих заметках мы рассмотрели логику работы с обобщенным личностным конфликтом. Теперь переходим к освоению пересборки противоречия в контексте принятия родительских фигур. Под родительскими фигурами мы будем понимать внутренние образы мамы и папы, которые сформировались у человека на основе его опыта и других факторов. Для краткости в дальнейшем мы будем говорить «родители», подразумевая «родительские фигуры». Под принятием в широком смысле мы будем понимать достижение состояния, когда у человека нет внутренней необходимости менять под свои ожидания что-либо в других людях или явлениях...
3 месяца назад
17. Алгоритм проработки обобщенного личностного конфликта через пересборку противоречия
1. Подумайте, чего бы такого «прорывного», важного вы бы хотели, чтобы произошло в вашей жизни. Предположите, что в достижении желаемых изменений у вас, возможно, имеется некий внутренний конфликт. Настройтесь на работу с этим конфликтом, мешающим двигаться к желаемым изменениям. Здесь мы исходим из того, что обобщенный личностный конфликт обнаруживает себя во всех проявлениях человека, и мы его сможем понять лучше, если посмотрим на него под призмой какого-либо контекста. Вот мы и взяли контекст желаемых изменений. 2. Представьте свой обычный сегодняшний, повседневный образ. Не позитивный, и не негативный – нейтральный...
3 месяца назад
16. Про обобщенный личностный конфликт на примере притчи про двух волков. Часть 3
К чему мы пришли ранее: - мы можем трактовать притчу про двух борющихся волков, как метафору обобщенного личностного конфликта между принимаемыми и непринимаемыми человеком сторонами своей психики; - в этих двух волках мы обнаруживаем четыре списка личностных качеств: слабые стороны темного волка, сильные стороны темного волка, сильные стороны светлого волка, слабые стороны светлого волка; - волки нуждаются друг в друге для взаимодополнения – тогда они получают доступ к своим сильным сторонам и находятся в здоровом состоянии; - если человек «кормит» своим принятием и одобрением только одного волка,...
3 месяца назад
15. Про обобщенный личностный конфликт на примере притчи про двух волков. Часть 2
В прошлой заметке мы представили отношения волков из притчи, как метафору обобщенного личностного конфликта человека. Под этим конфликтом, напомню, мы понимаем внутреннее противоречие человека между принимаемыми и отвергаемыми им качествами его личности; где первые олицетворяются светлым волком, а вторые – темным волком. Мы остановились на том, что светлый волк время от времени спускается в подполье к темному волку, чтобы вступить с ним в схватку. Зачем? Для начала констатируем, что оба волка находятся в плачевном состоянии. Прилизанный, залюбленный и закормленный человеком светлый волк потерял...
3 месяца назад
14. Про обобщенный личностный конфликт на примере притчи про двух волков. Часть 1
Давайте поговорим про обобщенный личностный конфликт – что это такое, как устроен, когда и зачем с ним следует работать. Наверное, вы слышали притчу про двух волков. Перескажу ее коротко. Старый индеец рассказывает внуку, что внутри каждого человека борются два волка. Темный волк олицетворяет все плохое и злое в человеке, а светлый – все хорошее и доброе. Внук спрашивает деда: «Какой же волк побеждает»? На что индеец отвечает: «Побеждает тот, которого ты кормишь». Обычно эту притчу трактуют в контексте некоего жизненного выбора – каким человеком быть, хорошим или плохим? Кормить светлого волка...
3 месяца назад
13. Анонс. Варианты применения психотехнологии «Пересборка противоречия»
Здравствуйте! Поздравляю всех с Наступившим 2024 годом и Рождеством! Ура! 💫 Продолжим наши заметки. Мы остановились на психотехнологии «Пересборка противоречия», которая основана на диалектических и других понятиях, таких, как «момент», «целое», «противоречие», «кризис», «тень» и др. Мы рассмотрели, как «пересборка» помогает нам разрешить внутреннее противоречие и разобраться в кризисной ситуации. Многие из вас опробовали эту психотехнологию самостоятельно с помощью бота. Я был приятно удивлен тем, что абсолютно все справились с этой не самой простой техникой и получили очень неплохие результаты...
3 месяца назад
К Новому 2024 году. Заметка-пожелание
12. Доброе утро! В преддверии Нового 2024 года опубликую небольшую заметку-пожелание 🎄 Мы уже упоминали, что противоречия можно разделить на внешние и внутренние. Внешние противоречия обусловлены физическими законами и устройством мира. Например, если человек хочет выйти на улицу в мороз, он сталкивается с противоречием между погодными условиями и его природной неприспособленностью к низким температурам. Это противоречие человек может разрешить, просто тепло одевшись. Внутренние противоречия обусловлены законами человеческой психики. Например, человеку не хочется ходить на работу – а хочется лучше в отпуск на Мальдивы...
3 месяца назад
11.1 Алгоритм «Пересборки противоречия». Работа с кризисной ситуацией
1. Определите тему – сферу жизни или задачу, где вы испытываете проблемы с достижением желаемого. 2. Вообразите свой продвинутый образ, который точно может достичь желаемого результата. Убедитесь, что он вам нравится. 3. На контрасте с продвинутым образом представьте свой сегодняшний образ, который еще не настроен правильно и потому испытывает проблемы. 4. Глядя на этот «проблемный» образ, определите кризис, в котором вы сегодня находитесь, описав: а) вызовы ситуации, к которым вы оказались не готовы; б) свои устаревшие взгляды и способы деятельности; в) как вы имитируете движение к цели и при...
3 месяца назад