Найти тему
Статьи
Что еще важно понимать про душу? Что на нее невозможно воздействовать никакими материальными элементами. "Душу невозможно расчленить никаким оружием, сжечь огнем, смочить водой или иссушить ветром" (БГ 2.23) Мы не можем ни увидеть душу материальными глазами или воспринять другими органами чувств, ни постичь материальным умом или воздействовать разумом. Душу невозможно ни уничтожить, ни как-либо воздействовать на нее. На самом деле темы, касающиеся души, очень непростые, потому что мы не способны думать о том, что вечно и неизменно. Наш материальный ум не может думать о душе, не может стремиться к ней, развивать желания по отношению к ней. Но мы можем увидеть проявления души, если будем внимательны. Проявления души никогда не превращаются в опыт. Мы уже много раз умирали, но все равно каждую жизнь проживаем так, словно мы вечные, и внутри себя не верим, что умрем. Или еще одно очень мистическое проявление души - это отношение к красоте. Когда мы видим что-то красивое, у нас возникает спонтанное доверие. Это память души. В духовном мире все красивое является источником счастья. А вы представляете, сколько миллионов жизней за все наше материальное существование мы обжигались на этом доверии к красоте? Когда красивый внешне человек оказывался злым и безжалостным. В истории и в фильмах много таких примеров, когда красивые женщины оказывались роковыми. А в Шримад Бхагаватаме есть пример с демоницей Путаной, когда она легко обманула всех, приняв облик красивой девушки. ) Душа обманывается красотой, но это не превращается в опыт, все равно красота привлекает.
2 года назад
Как человек снимает изношенную одежду и надевает новую, так и душа рождается в новой плоти, оставляя старое и бесполезное тело. (Бхагавад Гита, текст 2.22) Это текст-настроение. Для самопроверки. ) Если внимательно думали об идее вечности души и о перерождении, о неравном положении при рождении и о противоречиях между внутренними стремлениями и тем, что может дать этот мир, должно прийти такое отношение к перерождению, как описано в этом тексте. Смена тела - это как смена пришедшей в негодность одежды. Душа вечная, и мы всегда хотим наслаждаться, а тело к старости становится непригодным для этой цели. На самом деле старость - довольно страшный и неприятный период жизни. Немощное, уродливое и больное тело - в таком теле сложно наслаждаться. В детстве у нас тоже неуклюжее тело, да и в молодости часто что-то мешает наслаждаться. Но там всегда есть надежда, что счастье обязательно придет. А старость эту надежду отбирает. Сейчас медицина позволяет, если есть деньги, отодвинуть старость. Но время все равно берет свое. И мысль, что вот это старое и бесполезное тело можно сменить на новое, в котором снова можно будет наслаждаться, она на самом деле приятная. Есть только одна проблема. Какое тело достанется в следующей жизни? Когда одежда пришла в негодность и надо купить новую, что мы можем позволить себе купить? И как покупка одежды зависит от состояния нашего кошелька, так и новое тело тоже зависит от состояния "счета". Только на этом счету не деньги, а заслуги. Кому-то доставил радость - это вернется радостью. Причинил страдание - вернется страданием. Есть один небольшой секрет. ) Греховный поступок нужно действительно совершить, чтобы получить страдание. А о благостном поступке можно просто подумать, и уже заслужить счастье. Это отношение Бога к нам. К Богу идти легче, чем от Него.
2 года назад
Я понимаю, что когда звучат слова "терпение" или "в этом мире нет счастья", они обычно вызывают только скуку. ) Но это только пока эти слова оторваны от религии и от Бога. Религию дает Бог. Правда потом мы очень быстро подстраиваем религию под свою корысть, но когда религия чистая, и ее доктрина не искажена, в ней проявляется красота Бога, Его справедливость и Его сострадание. Все, что связано с Богом, дарит счастье. Такова Его природа. Он источник всеобщего наслаждения. Если нет счастья, значит, там нет Бога. Путь, по которому Всевышний предлагает идти, чтобы прийти к Нему, всегда учитывает уровень сознания. И на каждом этапе пути Он предлагает следовать тем заповедям, которым мы можем следовать и получать от этого радость. Понять, какой у нас уровень и какие именно заповеди наши, помогает Духовный Учитель. Если убежать вперед паровоза и взять не свои принципы, можно в итоге похоронить под их тяжестью свой духовный рост. А если взять меньше, чем можешь, то это усыпляет. Вот буквально усыпляет. Духовный путь - это ведь путь пробуждения себя. И либо мы пробуждаемся, и ощущаем это, либо погружаемся в дальнейший сон. В общем, я хотела сказать, что к отречению от материального мира религия подводит очень мягко. С комфортом ))). Сначала Кришна пробуждает в нас доверие к Нему, давая экономическое процветание и исполнение желаний в ответ на правильное поведение в этом мире. Чтобы появилась сила следовать этому правильному поведению, которое нас все дальше отводит от грубого насилия, эгоизма, жадности, зависти, нужно постараться понять, что со смертью тела, в котором мы находимся, наше существование не заканчивается. Поэтому Кришна произносит много текстов о природе души.
2 года назад
Бхагавад Гита обращается к нашему разуму. Хотя материальный разум и не способен воспринять душу, но он способен увидеть разницу между духовным и материальным. Что мы должны понять? Самое главное - в этом мире нет того, что нам нужно для счастья. Просто нет. Но это очень непросто понять, потому что мы привыкли считать, что счастье есть, просто мы приложили недостаточно усилий. Или просто не повезло. Но счастье есть. Кто-то же счастлив. Вот это нас сильнее всего путает - уверенность, что кто-то в этом мире сумел стать счастливым. Наш разум очень тяжело отказывается от уже сформированных убеждений. ) У разума пять функций - правильное понимание, неправильное понимание, сомнение, память и сон. В разуме хранятся наши убеждения, по которым мы живем. Когда наш разум слаб, нам очень легко навязать убеждения, которые мы не понимаем к чему нас приведут (причинно-следственные связи не можем отследить), но убеждены, что приведут к счастью. А чтобы отказаться от уже имеющихся убеждений, должна включиться функция сомнения. И по сути все наше материальное существование - это результат убеждения, что если положить руку в огонь, то обязательно будешь счастлив. Кладем, обжигаемся, боль заставляет сомневаться в правильности действий, тогда приходим к убеждению, что не с той стороны к огню подошли. Снова пробуем - и снова боль. Снова сомнение. А, наверное на руку надо надеть перчатку. Или, не того цвета перчатка. Или не из того материала. И вот так мы бесконечное число жизней пытаемся положить руку в огонь и не обжечься. И я тоже. ) А почему? Потому что знание, что счастье в этом огне, оно очень привычное. А когда кто-то приходит и говорит, что счастья там нет, мы думаем, что нас просто обманывают, ведь все же вокруг ищут счастье в этом чертовом огне, как оно может быть не там.
2 года назад
А теперь, на фоне того, что религия призывает к отказу от насилия и вражды, нужно правильно понять слова Кришны, когда Он, Сам Бог, говоря о вечности души и временности тела, призывает Арджуну убивать. Религию дает Бог, и это Он через религию учит быть добрыми. Почему же сейчас Он говорит Арджуне, что он должен воевать? В чем интерес Бога в этом мире временных форм? В том, чтобы всегда существовал коридор, идя по которому, упавшая душа может восстановить чистоту своего сознания и вернуться в духовный мир. Этот коридор называется бхакти-йога, путь восстановления любви к Богу. Как только этот путь к Нему исчезает, существование материального мира становится бессмысленным. И либо этот путь восстанавливается, либо мир уничтожается. Чтобы восстановить религиозный путь, уводящий из материального мира, Бог Сам приходит в наш мир, или приходят Его слуги. Предназначение человеческой формы жизни - это самореализация. Поэтому жизнь человека очень важна. Но если человек использует свою жизнь только на удовлетворение потребностей тела и не занимается духовным развитием, его жизнь теряет ценность. Битва на Курукшетре, во время которой была сказана Бхагавад Гита, происходила на стыке эпох. Когда религиозная эпоха сменялась нашей, атеистической эпохой. В ведической литературе наша эпоха называется Кали-югой. И если в религиозные эпохи к бхакти-йоге и хранителям этого пути относились очень бережно и уважительно, то в Кали-югу "не дают даже места, чтобы воткнуть иголку". Поэтому в нашу эпоху под религией, как правило, понимается простое следование определенным ритуалам, где отношение к Богу основано на страхе. И мало кого заботит духовный рост и реализация себя как духовной частички. То есть если некому будет сражаться против Дурйодханы, которого называют олицетворением кали-юги, тогда исчезнет та религия, которая безвозвратно уводит из мира временности и насилия.
2 года назад
Репост
2 года назад
Этот мир, в котором мы живем, полон враждебности. А нам хочется, чтобы он был полон любви. Каждое живое существо хочет, чтобы его любили. И знаете какое у нас есть заблуждение? Мы думаем, что те, кто будут нас любить, они обязательно будут счастливы. Причем любить именно так, как нам этого хочется. И так думает каждый. Но вместо любви мы получаем вражду. И сами готовы убивать. Основа этого мира - борьба за существование. Наше тело очень уязвимо. Любой может нанести вред нашему телу, или даже убить. Материальное тело диктует нам 4 потребности - потребность в еде, защите, отдыхе и размножении. Живя концепцией, что живем мы всего 1 раз, мы заняты по сути просто удовлетворением этих 4-х потребностей. Но Кришна в Бхагавад Гите предлагает нам понять, что материальное тело не имеет такой цены, которую мы ему придаем. Он обращается к нашему разуму, чтобы мы сначала поняли, что вечные. Наше сознание содержит в себе необъяснимый с материальной точки зрения феномен. Оно содержит в себе концепции вечности. На самом деле, если бы нам не сказали, что мы родились, и если бы мы не видели, как другие рождаются, мы бы были уверены, что никогда не рождались, а были всегда. Это свойство нашего сознания, оно не может себе представить, что не существовало или когда-нибудь не будет существовать. Точно так же оно не может себе представить, что не будет воспринимать окружающий мир. Это же очень страшно - быть слепым, глухим, ничего не чувствующим и не воспринимающим. И наше сознание никогда не хочет страдать. Вот эти 3 концепции в каждом из нас неизменны. Все другие желания меняются в зависимости от пола, возраста, тела, а эти компоненты сознания неизменны. А неизменные концепции может в себе содержать только неизменный элемент, неуничтожимый. Только понимание своей вечности дает нам способность относиться к этому миру терпеливо, без гнева и вражды. Это знание позволяет превзойти инстинкт самосохранения и перестать враждовать.
2 года назад
Почему важно осознавать, что все наши желания по сути сводятся всего к 2-м желаниям: превосходить и эгоистически наслаждаться? Потому что с реализацией этих желаний мы связываем свое счастье. И очень важно, на что мы готовы ради исполнения этих желаний. Мы уже отметили, что если мы пытаемся эти желания удовлетворить в этом мире, это значит, что тот мир, откуда мы пришли, нам этого не позволял. Мы вечные, а этот мир временный. У него есть начало. То есть было время, когда этого мира не было. А мы были всегда. У вечного элемента не может быть начала, как не может быть конца. И если этот мир - не наша среда, он противоречит природе души, значит есть мир, который наша среда. И почему мы из вечного мира вдруг оказались во временном, в мире страданий и смерти? Потому что ради исполнения своих желаний мы готовы убивать. В духовном мире нет такой возможности, невозможно убить вечное. "Знай, что то, чем пронизано все тело, неразрушимо. Никто не в состоянии уничтожить нетленную душу". Это текст 2.17. Никто - это значит, что даже Бог не может. У Него никогда и не возникает такое желание. В отличие от нас. Самым ярким проявлением этого желания является мясоедение. Готовность на убийство ради собственного "счастья" - это основная наша проблема. И мы не можем восстановить осознание своей вечности, пока эту проблему не решим. Спасибо неизвестному автору рисунка.
2 года назад
Как получилось, что мы - вечные, и при этом заключены во временное материальное тело? Что мы здесь ищем и что нас здесь держит, заставляя снова и снова рождаться, меняя разнообразные тела? Мы ищем наслаждение и власть. Причем именно оба эти желания. Потому что в нас сидит убеждение: нет превосходства - нет наслаждения. Например, я купила крутую машину и счастлива. А через месяц сосед купил более крутую и красивую машину, и когда наши машины стоят рядом, мое счастье как-то меркнет. ))) В общем, пока у нас есть надежда эти два желания удовлетворить в этом мире, мы будем продолжать во всем этом крутиться. А мир всегда найдет для нас заманчивую морковку, пока эти желания в нас сидят. Откуда в нас вообще появились эти желания быть наслаждающимся и властвующим? Если мы пришли в этот мир удовлетворять эти два желания, значит в том мире, откуда мы пришли, у нас не было такой возможности. Но если желания зародились, значит, мы это видели. У нас же не появляется желание, например, съесть какой-то экзотический фрукт, если мы о нем вообще ничего не знаем и не слышали о его существовании. То есть в том мире, откуда мы пришли, мы видели личность, которая наслаждается и властвует над всеми. И эту личность мы обычно называем Богом. Однако все писания говорят, что духовный мир, т.е. мир, в котором живет Бог, - это мир блаженства. И значит то, что мы вкладываем в желания наслаждаться и превосходить - это абсолютно не то, чем занят Господь. Мы привлеклись внешним, не оценив внутреннюю суть явления, т.е. внешнюю картинку дополнили придуманным содержанием. Мы всегда этим заняты в этом нашем материальном мире. Не так ли?
2 года назад
Если мое осознание себя индивидуальностью и осознание того, что я существую - это все компоненты души, то где рождаются желания? Это душа вырабатывает желания или тело? Желать может только живой элемент, т.е. душа, но, с другой стороны, когда, например, в желудке пусто, у нас появляется желание что-то съесть. Ведь это не может быть желанием вечной души - наполнить желудок временного тела. Или желание отдохнуть, поспать. Душа вечная, она не устает. То есть желания являются компонентом как души, так и тела. Желания тела связаны с потребностями тела. Но секрет в том, что все желания тела все равно рождаются из желаний души. У души есть всего два желания в этом мире - наслаждаться и превосходить других в своем наслаждении. Т.е. мы (наше сознание), ища удовлетворения очередной потребности тела, на самом деле не удовлетворяемся, просто обеспечивая телу какую-то потребность. Например, телу все равно, чем оно насытится, но нам важно получить в этом процессе наслаждение и удовлетворить чувство превосходства (кто-то моя пища, а не я его, т.е. мои желания важнее). На самом деле именно эти два желания привели нас в этот мир и держат нас здесь. При встрече с любым объектом материального мира, мы сразу думаем - как этим можно насладиться и как он будет мне подчиняться. Даже не думаем, мы так живем. Неосознанно, по инерции.
2 года назад
Раз уж мы говорим о природе души, наверное стоит задаться вопросом, а где в нашем теле обитает то, что мы называем душой. Душа - это по сути наше сознание, наша индивидуальность, которая состоит из осознания того, что я существую и способности воспринимать. У нас еще есть ум, разум и так называемое ложное эго - всё это компоненты материального тела, не души. Материальное (временное) тело состоит из грубого физического тела и тонкого тела (ум, разум и ложное эго). Все эти компоненты изменяются. Но наше сознание не меняется. Как в детстве в нас присутствовало осознание, что я есть, я существую и я могу воспринимать, т.е. как-то взаимодействовать с миром вокруг, так и в юности, и в зрелом возрасте, и в старости. Вот эти составляющие нашего сознания - я существую и я воспринимаю - никогда не исчезают и не меняются. И при этом у каждого свое "я существую", индивидуальное. Т.е. ощущение себя индивидуальностью - это качество души, а не временного тела. И душа, т.е. сознание, пронизывает все наше тело. На самом деле она ограничена телом. Каждый из нас воспринимает свое тело, но не воспринимает эмоции, рожденные в телах других существ. Сегодня много теории :), но эти вещи очень важно понять, чтобы проснулось осознание, что мир, который нас окружает - это не наша среда, он чужой для нас.
2 года назад
Для вечной души не существует уничтожения, а всё временное (материальное тело) бренно. К этому выводу пришли те, кто изучили природу и того, и другого. (Бхагавад Гита 2.16) Здравствуйте, друзья. В этом тексте звучит интересная идея - "изучив природу и того, и другого". Как можно изучить материальное тело, это нам понятно, потому что вот оно это тело, бери изучай. А как можно изучить природу души, если ее никто не видит? Арийская философия говорит, что природу души можно увидеть, изучив психологию живых существ. Абсолютно все живые существа в этом мире, от растений и бабочек до животных и человека, проявляют 3 постоянных признака: 1) все не хотят умирать, т.е. хотят существовать вечно 2) хотят иметь возможность воспринимать мир вокруг 3) хотят все время быть счастливыми. И эти 3 желания проявляются всегда. Всё живое на нашей планете проявляет эти признаки. В этом можно убедиться, если быть внимательным. А что предлагает материальный мир? Смерть, страдания, ограничение восприятия. Наши органы восприятия ограничены нашим телом. У человека свои ограничения, у собаки свои, у рыбы свои. Откуда такое явное противоречие между сознанием живых существ и материальным миром? Может ли материальная природа произвести то, что находится в противоречии с ней? Вот, например, наше тело в таком противоречии не находится. Когда сознание уходит из тела, телу все равно, что с ним происходит. Огромная благодарность автору картинки, или авторам. Найдено на просторах интернета.
2 года назад