Найти тему
Задание 9.3 ОГЭ по тексту В. Астафьева "Гимн жизни": пример доработки с учеником
Задание 9 в экзаменационном материале традиционно считается самым сложным. В нем предусмотрены 3 варианта, каждый из которых имеет свои нюансы раскрытия. Кажущаяся простота 3 варианта, привлекающего множество учеников, заключается в обманчивой свободе выбора аргументов "из жизненного опыта". В процессе работы выясняется либо недостаточность этого опыта, либо неумение применить рассказ о нем в качестве аргумента. Кроме того, многие ребята сталкиваются с трудностями при объяснении выражения из этого задания...
556 читали · 2 года назад
"Мифические враги", или Уроки о важном
Мужчины уезжают из страны. Боятся мобилизации. Никого не берусь судить: патриотизм - чувство, которое воспитывается с рождения и семьей, и обществом. Если вырастили потребителей "людей мира", то чего уж... Слава Богу, есть и другие, и их больше! В предыдущей статье писала о том, что школа должна воспитывать средствами предмета, личностью учителя. На том стою и сейчас. И вот читаю статью в блоге у коллеги и понимаю, что мальчики, которые учатся у нее, наверно, тоже побегут сначала от армии, потом из страны, если возникнет необходимость ее защищать...
3481 читали · 2 года назад
Патриотическое воспитание средствами предмета
— Ошибки врачей дорого обходятся людям. — Да. Ошибки учителей не столь заметны, но в конечном счете они обходятся не менее дорого... (К/ф "Ирония судьбы, Или с легким паром!") Должна ли школа воспитывать? Лет 40 назад этот вопрос даже появиться не мог, ибо воспитание было неотъемлемой частью образования. Была выстроена система мероприятий: классных часов, субботников, пионерских и комсомольских собраний, учителя вели Клубы Интернациональной Дружбы, спортивные секции, кружки по интересам, дети были...
2 года назад
"Мы тебя отхэппибёздим после урока!"
С Днем рождения, значит, поздравим. А вы что подумали? Это так учительница пошутила. Ребенок пятиклассник. Насчет тонкости юмора у меня вопрос, конечно, а проблема неконтролируемого использования иноязычных слов и их производных в обществе существует не первый год. Уместны ли в русском языке иностранные слова и нужно ли ограничивать их использование? Еще в 19 веке пурИсты (от лат. purus - чистый) ратовали за свободу речи от заимствований. Автор «Словаря живого великорусского языка» В. И. Даль даже...
192 читали · 2 года назад
Врожденная грамотность - миф или реальность? В сентябре оживились интернет-цыгане, обещают сделать кого угодно идеально грамотными ВСЕГО ЗА 20 ЗАНЯТИЙ, ибо владеют «ЛЕГЕНДАРНОЙ МЕТОДИКОЙ ВРОЖДЕННОЙ ГРАМОТНОСТИ»! Не напоминает ли это "раздачу слонов и материализацию духов" Остапа Бендера? Доказано: человеку не свойственно разговаривать, как кошке мяукать, собаке лаять. Язык, речь не являются врожденными в принципе. Есть органы слуха, артикуляции, специфические отделы мозга – то, что должно помочь людям начать говорить. Так почему не владеют речью «маугли» - дети, выращенные животными? Их Господь обделил врожденной грамотностью? А может, потому что вне общества нельзя научиться говорить? НЕТ волшебной таблетки или ритуала, которые избавили бы людей от речевых и грамматических ошибок! То, что в народе называют врожденной грамотностью, на самом деле, речевая эрудиция. Со стороны это выглядит так: вы не делаете в диктанте ни одной ошибки. Вас спрашивают: «Почему ты так это слово написал? Эту запятую почему поставил?» А вы не можете объяснить, потому что правило когда-то прочитали и забыли, а может, и не знали его! Бывало такое? У меня в школе по русскому всегда стояла «5», но я до сих пор помню свой ужас в 8 классе, когда увидела, сколько правил нужно выучить к экзамену! Маме сказала, что не сдам – такая паника была! Тоже учителя говорили, что врожденная грамотность… Никакая это не суперспособность! Когда ребенок читает КАЧЕСТВЕННУЮ и РАЗНООБРАЗНУЮ литературу, смотрит передачи, где ведущие - специалисты с ПРАВИЛЬНОЙ речью, в быту его окружают образованные люди, зрительно и на слух он будет запоминать множество эталонных речевых конструкций. Услышав слово из своего богатого лексикона, он напишет его без ошибки, потому что память выдаст правильный вариант. И ударение поставит, где надо, ведь в его окружении ТАК говорят. К сожалению, с экрана то и дело слышно "раздрайв", "десять гектар", "репортер проводил репортерское расследование", "в мае месяце"... Словарик паронимов и орфоэпический словник с сайта ФИПИ вам в помощь!
2 года назад
"Я ЭТО ПЕТЬ НЕ БУДУ!" - парадоксальное мышление детей Помню, готовимся к изложению в 5 классе. На уроке присутствует завуч. Дети внимательно слушают текст про солнечную осень. Я с выражением читаю его, мне самой нравится содержание! Дословно не помню, но смысл примерно такой. Главный герой идет по осеннему лесу, вдыхает его ароматы, любуется, как по листьям прыгают солнечные зайчики, потом решает прилечь и отдохнуть. Я, говорит, выбираю зайчика покрупнее, бросаю на него куртку, ложусь и наслаждаюсь теплом и красотой осеннего леса. Как-то так. - Ну что, ребята, - спрашиваю, - вам понравился текст? Все радостно отвечают: - Да! И только второгодник Саша с последней парты угрюмо басит: - Нет! Завуч с любопытством смотрит на него, а я интересуюсь: - И что же в таком прекрасном тексте тебе не понравилось? Саша сопит и с возмущением поясняет: - Татьяна Юрьевна, так он дурак, что ли, на зайца-то сел? Завуч молча рыдала от смеха до конца урока. А вчера разговорились со знакомой. У нее дочка в 4 классе. Задали им читать "Песнь о вещем Олеге" Пушкина. Мама у нее спрашивает: - Аля, вам же его, наверно, учить нужно? Девочка тяжело вздыхает и кивает. - Ну и здорово! - говорит мама. - Такое хорошее стихотворение! На что дочь со слезами в голосе отвечает: - Я ЭТО ПЕТЬ НЕ БУДУ! А ваши дети удивляют вас неожиданными ответами?
2 года назад
"Госпожа говорит" и "Забор Парижской Богоматери" В названии поста приведены реально допущенные ошибки при сдаче экзамена по зарубежной литературе студентами-заочниками. Когда лектор рассказывал о романах Флобера "Госпожа Бовари" и Гюго "Собор Парижской Богоматери", кто-то записал их названия неправильно. А поскольку студенты-заочники редко читают сами произведения, то как записали, так и выучили. Моя коллега-историк рассказала о ленивом мальчике из моего класса, который воспользовался конспектом товарища при подготовке к зачету и шокировал класс рассказом о том, что в России в начале 20 века была "партия херов". Да, вот так. Херов. Ни больше и не меньше. При проверке выяснилось, что у товарища был неразборчивый почерк, и сочетание слов "партия эсеров" наш герой прочитал по-своему. Главное - ничто его не смутило! Такие речевые ляпы называются парономазия – подмена одних слов другими с похожим звучанием: Она хорошая милая женщина с большим ОБОНЯНИЕМ (вместо «обаянием») Мужчинам с голым ТОРЦОМ пиво не отпускается (вместо «торсом») Ленский вызвал Онегина на ДУЭТ (вместо «дуэль») Пушкин погиб на дуэли от руки ДАНТИСТА (школьник перепутал Дантеса с зубным врачом) При опечатках возникает спонтанная парономазия: УМеренность в завтрашнем дне (замена в/м) Нагло-русский словарь (перестановка н/а) Шоколад с оГрехами (добавление буквы) Смертельная доза оБУчения (пропущена буква л) И хотя парономазия считается забавной ошибкой, иногда из-за нее случаются неприятные ситуации. Так в СССР уволили главного редактора "Юного натуралиста" после вышедшей в тираже опечатки в названии статьи о зайцах "Длинноухий зверек". В первом слове были переставлены местами буквы У и Х. Еще пример. Друзья заказали в местной газете поздравительную статью для мужчины, проработавшего 25 лет дальнобойщиком. Статья вышла. Крупным планом портрет юбиляра и название "25 лет не предел" о том, что виновник торжества не расстается с профессией. Вот только в слове "предел" переставили местами Р и Е... Упс! Встречались вам такие ошибки?
2 года назад
Тест №1 для подготовки к ОГЭ 2023 по теме "Грамматическая основа предложений"
Во второй части экзаменационных материалов ФИПИ есть несколько заданий на синтаксический анализ. Например, задание 2. В нем нужно выбрать правильные утверждения о составе грамматической основы простого предложения или части, если предложение сложное. Привожу пример такого задания из официальной демоверсии ФИПИ. За задания 2-8 из 2 части дают по 1 баллу, если ответы учащихся полностью совпадают с эталоном ответа. При этом порядок следования цифр не имеет значения. Например, демоверсии правильный ответ 45, но если вы напишете 54, это тоже будет верно...
2 года назад
Как определить проблему в тексте?
Умение определять проблему текста - важный навык, который пригодится не только для сдачи ЕГЭ. Им обладают лучшие юристы, дипломаты, политики, психологи. 27 задание ЕГЭ проверяет умение выявлять и анализировать информацию по конкретному вопросу (проблеме), а также высказывать и аргументировать свою точку зрения. Поговорим об этом подробнее. Представьте, что русские классики приглашают вас к разговору о взаимоотношениях отцов и детей. Тема ясна, но как она раскрывается? А. С. Пушкин в «Капитанской...
2 года назад
6 веселых полезных тестов для тренировки памяти и сообразительности
Совмещать приятное с полезным в обучении можно и нужно! Сделала для вас подборку интересных тестов по русскому языку и литературе. Пройдите их и узнайте, насколько глубоки ваши знания, надежна память или развита интуиция. Знаете ли вы русские народные пословицы и поговорки? Как успехи? Если что, вот здесь продолжение: Заглянем в Даля? Словари люди редко читают, но для "Словаря живого великорусского языка" В. И. Даля можно сделать исключение. Он собрал столько забавных слов, что только диву даешься! И порой кажется: вроде слово-то знакомое! Ан нееет! Его лексическое значение вас удивит...
2 года назад
Запрет на телефоны и гимн по понедельникам - какие еще нововведения ждут нас с 1 сентября?
С понедельника с новой силой вспыхнут споры о нововведениях, которые Минпросвещения анонсировал в конце лета. Если коротко, это 1. Запрет на телефоны. Можно будет с разрешения учителя делать только экстренные звонки родителям. 2. Введение специальной программы внеурочной деятельности для финансовой грамотности, навыков предпринимательства. 3. Снижение количества учебников вплоть до одного на предмет. Этот процесс планируют начать 1 сентября 2022 года и завершить в течение 2-3 лет. Министр просвещения С...
2 года назад
Должны ли школьники "бегать" по репетиторам? Прочитала в "Учительской газете" отчет о встрече мэра Москвы Собянина с учителями на августовском педсовете. В столице школы оснащены лучше, чем в других городах, да и финансово педагоги обеспечены на порядки выше, чем их иногородние коллеги. Но есть общая проблема: как сделать, чтобы программа была усвоена каждым учеником в достаточном для сдачи ЕГЭ объеме? Мэр Москвы считает, "что школьники должны получать знания в рамках учебного и дополнительных учебных планов в школе, а «не бегать по репетиторам». Поэтому мэр Москвы попросил в каждой школе города проанализировать данную ситуацию". Собянин назвал ненормальным, что "ребята сначала учатся в школе, получают и готовят домашнее задание, а потом занимаются с репетиторами, чтобы сдать ЕГЭ". Странная формулировка. Что именно ненормально? Если речь об учебной нагрузке, то какая альтернатива? Ребенок сначала будет учиться в школе, потом заниматься на факультативе, потом учить уроки) Нагрузка не изменится, а вот эффективность снизится. Могут ли факультативы заменить репетитора? Честно - сомневаюсь! Многие учителя расценивают их как дополнительную нагрузку: платят за них мало, посещение добровольное. Обычно группы для факультатива формируются от 10 человек, так что индивидуальный подход под вопросом, значит, и ценность таких занятий сомнительная. Вот что ответили некоторые родители моих учеников на вопрос: "Как организована подготовка к ЕГЭ в школе?" 1. "Ее просто нет. Занятия только на уроках, иногда забирают под них и литературу". 2. "Нам на собрании сразу сказали: ресурса натаскивать детей на ЕГЭ нет. Нанимайте репетиторов". 3. "Сын занимается по субботам в платной группе по подготовке к ЕГЭ, но там их не учат писать сочинения, только тесты решают". Пока не продумана мотивация учителей, не устранены противоречия в школьных программах, репетиторы будут помощниками школьников. И то, что в этом году ЕГЭ в Москве сдали лучше, чем в прошлом, во многом наша заслуга. А "бегать" к нам не надо - мы прекрасно работаем онлайн!
2 года назад