Найти в Дзене
«Остров Сахалин» Эдуарда Веркина: поэзия постапокалипсиса
Идея взять текст Чехова, актуализировать его и населить обжитое пространство Сахалина собственными персонажами и идеями – гениальна, как по мне, уже сама по себе, но у Веркина есть и ряд других преимуществ – например, язык. Язык Веркина вихрится, вьется, укладывается циклонами на города и взлетает в космос нитями Хогбена. При этом, в нем нет ничего натужного и искусственного. Второе преимущество Веркина – он не стесняется своих фантазий. Многие авторы при написании постапокалипсисов, пожалуй, решили...
1 день назад
«Жук в муравейнике»: загадка романа
В Сети обсуждают тизер сериала «Полдень», снятого по повести «Жук в муравейнике» Стругацких. Есть вероятность, что интерес к произведению с экранизацией (для «Жука в муравейнике» она будет первой) вернется – это будет правильно, поскольку главный парадокс текста так до сих пор и не разгадан. «Жук в муравейнике» — история поисков Максимом Каммерером, сотрудником КОМКОНа, прогрессора Льва Абалкина. Преамбула: много лет назад земляне обнаружили на безымянной планете саркофаг — хранилище с тринадцатью оплодотворенными яйцеклетками вида хомо сапиенс...
703 читали · 1 неделю назад
Рецензия на роман «Сорока на виселице» Эдуарда Веркина
«Сорока на виселице» Веркина – любимица текущего книжного сезона. Книгу много хвалят критики, умеренно хвалят читатели. Особенно ее, конечно, хвалят читатели Веркина и чуть меньше хвалят те, кому книгоиздание ошибочно книгу сосватало – то есть любителям научной фантастики. «Сороку на виселице» почему-то (видимо, из побуждений капиталистических) позиционировали как роман в духе братьев Стругацких. Между тем, в тексте Веркина от Стругацких – именно дух, то есть едва уловимая интонация. Он заимствует...
169 читали · 3 недели назад
Прокофьев и потеря друга: история Второго концерта
Утром 27 апреля 1913 года композитор Сергей Прокофьев, едва проснувшись, обнаружил письмо от близкого друга Макса Шмидтгофа: «Сообщаю тебе последнюю новость – я застрелился. Не огорчайся этим особенно, а отнесись к этому равнодушно. Право, большего это не заслуживает. Прощай. Макс». Сбоку была дополнительная приписка: «Причины не важны». На партитуре Второго фортепианного концерта Прокофьев вывел посвящение: «Памяти Максимилиана Анатольевича Шмидтгофа». Кем был этот загадочный Шмидтгоф, от чьей смерти Прокофьев так и не смог до конца оправиться? Они познакомились в апреле 1909 году...
128 читали · 2 месяца назад
«На Балтике погиб»: история любви поэтов Юрия Инге и Елены Вечтомовой
22 июня 1941 года, сразу после объявления войны, по Ленинградскому радио зачитали поэму Юрия Инге «Война началась»: Наши пушки вновь заговорили! Враг напал. Мы выступили в бой! Вымпела прославленных флотилий, Словно чайки вьются над водой. // Пройдя пограничные знаки, Минуя засады и ров, Разрушим клинками атаки Гнездо озверевших врагов. Нам это спокойно и чётко Сказала Советская власть. Получена первая сводка… Товарищ! Война началась! Это стихотворение Инге написал заранее, в мае 1941 года — для запасного портфеля радио...
3 месяца назад
Тайны семьи Набоковых: что скрывалось за торжественным фасадом
Владимир Набоков родился 22 апреля 1899 года в довольно состоятельной семье. Его мать Елена была дочерью миллионера Ивана Рукавишникова, отец Владимир – сыном министра юстиции Дмитрия Набокова. Рукавишниковы владели двумя усадьбами на берегу реки Оредеж. Их соседями как раз и были Набоковы. Владимир сделал Елене предложение во время велосипедной прогулки по усадебным местам. Отец подарил Елене, младшей дочери, на свадьбу в 1897 году 300 тысяч (для сравнения, общая прибыль Юсуповых, самой богатой семьи России, за 1897 год с имений и сельскохозяйственной промышленности составляла 495 тысяч)...
3019 читали · 3 месяца назад
Ее звали Альта: история немецкой шпионки, сообщившей СССР о начале войны
Ильза Штёбе была молодой, красивой и остроумной немкой. Она пыталась противостоять нацистам и, узнав об их планах развертывания войск на Востоке, сообщила о грядущем нападении Советскому Союзу. До конца неясно, была ли она в действительности советской шпионкой или фашистская Германия воспользовалась возможностью, чтобы устранить политического противника. Штёбе пользовалась позывным «Альта». Гестапо арестовало ее в сентябре 1942 года. 22 декабря Альту казнили в Плётцензее вскоре после ее бывшего начальника Рудольфа фон Шелиа (позывной «Ариец»)...
252 читали · 4 месяца назад
«Собаки и другие люди» Захара Прилепина: рецензия на сборник
Книгу «Собаки и другие люди» Захар Прилепин выпустил еще в конце 2023 года – аккурат за пару месяцев до новогодних праздников, чтобы удобно было прочесть, а затем дарить друзьям и родным. «Собаки и другие люди» – сборник как бы рассказов, а на деле зарисовок о деревенской жизни в Нижегородской области (опытные прилепиноведы наверняка в первую очередь подумают про любимый писателем Керженец). Собак в сборнике много, а людей – еще больше. Над умилительным миром болот и лесов властвует усадебный топос, вызванный писательской рукой Прилепина почти из небытия...
262 читали · 4 месяца назад
Товарищ Эренбург упрощает: как Советский Союз работал с пропагандой ненависти в годы войны
24 июля 1942 года в газете «Красная звезда» появилась статья «Убей!» советского публициста Ильи Эренбурга. Ситуация на фронте была ужасающей: немцы шли на Сталинград, наступали на Северном Кавказе. Всего за годы войны Илья Эренбург написал свыше 300 статей, но в первую очередь оказался известен как главный адепт так называемой пропаганды ненависти. Между тем, Эренбург даже не был первым, кто придумал призывать со страниц газет к самым злым чувствам. 22 июня 1942 года, за месяц до Эренбурга, писатель Михаил Шолохов опубликовал в «Правде» рассказ «Наука ненависти»...
4 месяца назад
О русском космизме: ко Дню космонавтики
12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич Гагарин и Сергей Павлович Королев познакомили нас с космосом – с тех пор эта взаимная любовь не стала глуше или слабее. Мы всё так же любим космос, а тот в свою очередь – нас. В День Космонавтики лучше всего обратиться к русским космистам, с которых началась мечта. …мы беременны новыми словами. Так, мы предчувствуем междометие встающего из гроба человека. Нас ждут миллионы междометий на Марсе и на других планетах. Мы думаем, что из биокосмических междометий (в широком смысле) родится биокосмический язык, общий всей земле, всему космосу...
5 месяцев назад
«Я тебя никогда не забуду»: почему нам нравится рок-опера «Юнона и Авось»
Рок-опера «Юнона и Авось» с большим успехом идет на сцене вот уже почти 50 лет, а строчки из романса морских офицеров «Я тебя никогда не забуду, я тебя никогда не увижу» знает, пожалуй, каждый. Но почему нам так нравится эта история? Бьет двенадцать годов как часов, Над моей терпеливою нацией, Есть апостольское число, Для России оно двенадцать. Так начинается либретто оперы «Юнона и Авось», написанное поэтом Андреем Вознесенским. Вот что он сам писал о сюжете: «Поэму «Авось!» я начал писать в Ванкувере...
375 читали · 7 месяцев назад
Вечность и смерть: каким получился фильм «Пророк. История Александра Пушкина»
«Пророк. История Александра Пушкина» режиссера Феликса Умарова – пожалуй, самая громкая премьера февраля. Фильму повезло с выходом в прокат. Он выходит сегодня, 14 февраля. Россия болеет за актера Юру Борисова на премии «Оскар» – и наверняка пойдет смотреть на него. А еще Россия безотчетно и вечно влюблена в Пушкина – и поэтому пойдет тоже. И, может быть, будет разочарована. Но скорее наоборот. В пиар-кампании фильма его создатели отчего-то позабыли акцентировать внимание потенциальной аудитории на том, что предлагают ей, возможно, первый в истории российского кинематографа рэп-мюзикл...
158 читали · 7 месяцев назад