Найти в Дзене
20,2 тыс подписчиков

Загадка савроматского клада


Насколько же в историографии древности всё условно, всё на тоненького, с допущениями, обобщениями, практически всё, что нам известно, имеет статус «так договорились в научном мире», а потому не может претендовать на единственно возможную истину. Зачастую археологические находки подтверждают этот тезис, ставя в тупик привыкших к профессиональным ограничениям учёных. Вот один из таких примеров с раскопок савроматских курганов.

Сотрудники института археологии РАН России работали на раскопках курганного комплекса «Высокая Могила — Студеникин Мар» в Оренбургской области. Этот обширный некрополь, датированный IV — началом III века до нашей эры, простирается на километры вдоль левого берега реки Урал и состоит из нескольких десятков захоронений. Трудно себе представить, что у исследователей было свободное время вне напряжённого плана работ, но ведь как-то пришла им в голову шальная мысль обследовать межкурганное пространство?

Обычно этим никто не занимается, увлечённо раскапывая могилы древних вождей, считавших, что их прах будет покоиться до скончания мира при благоговейном почитании потомков. А тут вдруг ни с того ни с сего решили раскопать, потратив и так ограниченные ресурсы. Надо признать, что их энтузиазм и интуиция были более чем щедро вознаграждены. Поначалу им стали попадаться металлические фрагменты: куски железа, бронзовые псалии от уздечек и драгоценные орнаментальные таблички. Однако это было лишь начало.

Археологам повезло наткнуться на искусно скрытый тайник, в котором бережно хранились множество удивительных артефактов — железные удила и пряжки, детали уздечной гарнитуры, бронзовые и костяные украшения узды, бронзовые налобники для лошадей, огромное количество украшений. Не зная, что и думать по поводу нестандартной находки, археологи решили назвать клад ритуальной ямой. Вопросы «почему в стороне от кургана» и «что за странный обряд» отложили на потом, то есть выбросили из головы.

Следовало для начала ответить на более острые и приоритетные вопросы: как в тайник попали предметы, нехарактерные для этих мест? Следует отметить, что схожая дилемма мучила многих творцов отечественной исторической школы, начиная с основателя Миллера. Выход был найден, поразительные артефакты тогда решили признать за награбленное, ну не могли же кочевники сами в походных условиях заниматься столь тонкой, филигранной работой?!

С тех пор так и повелось, найдут очередные шедевры и объясняют «купили», «награбили» или мудрёное «работа захваченных в плен иноземных мастеров». До сих пор всех устраивало, но не в этот раз. Вероятно, находясь под влиянием потрясения чудесным образом обретённых сокровищ, учёные кинулись искать ответы, напрочь забыв о заученных ещё в ВУЗах шаблонах. Многие из удивительных артефактов больше походили на изделия мастеров Донского региона, Северного Причерноморья и Кавказа.

И главное, подобная находка уже попадалась археологам в этом же комплексе. Тогда исследователи робко предположили, что это работа рук скифских мастеров, но тут же оговорились — предположительно. И вот опять. Поневоле призадумаешься. Под давлением обстоятельств неодолимой силы археологи с трудом вынуждены были признать наличие тесных связей между географически удалёнными друг от друга степными сообществами, что явно свидетельствует о определённой степени консолидации племён.

Да неужели! Таким образом рассуждая, можно дойти и до признания единого военно-политического пространства евразийских степей на определённом этапе развития истории. А это табу. Другими словами, придётся поломать голову в поисках размытых формулировок.

Продолжение темы, начало читайте в посте "История кубанской амазонки рассказанная греком".

Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.

Рекомендую вам мои книги:

Текущая политическая ситуация в мире, комментарии к самым важным событиям — всё это можно найти в моём сообществе ВКонтакте «Великая Евразия».
3 минуты