Найти в Дзене
20,2 тыс подписчиков

История кубанской амазонки рассказанная греком


Греческий юрист, служивший Риму при Марке Аврелии, прославился благодаря сборнику книг о военном искусстве «Стратегики», а также легенде о Тиргатао — савроматской амазонке, развязавшей войну между государствами за свою поруганную честь. Конфликты из-за женщин не были редкостью в древнем мире, я уже приводил несколько подобных примеров в статье «Беспощадная любовь в легендах и мифах».

Синдский царь по имени Гекатей страстно любил меотянку Тиргатао, но, как часто это случается в политике, «не могут короли жениться по любви». Будучи низвергнутым со своего трона, он имел счастье вернуться в царские покои благодаря поддержке боспорского тирана Сатира. Который, в свою очередь, был настолько добр, что выдал за Гекатея свою дочь, вероятно, имея в виду будущее наследование Синдики своими внуками.

По понятным причинам, Гекатей не имел возможности отказаться от предложенного своим благодетелем брака. В то же время он очень любил меотку и, движимый самыми лучшими побуждениями, не решился её погубить (как того, видимо, требовал договор с Сатиром), а заточил вдали от людей в крепкой башне. Облагодетельствованная таким неожиданным образом Тиргатао вместо предполагаемой благодарности обвела вокруг пальца стражу и сбежала в родные степи.

Здесь можно с известной долей уверенности предположить, что подобному бесчестию она предпочла бы смерть, но уж коли не случилось, приложила все усилия, чтобы осуществить месть. Избегнув облав и поисков коварных недоброжелателей, отвергнутая невеста спустя время смогла вернуться к своему народу — иксаматам. Отец её к тому времени уже почил, а правил народом совсем другой вождь. Тут бы ей и сдаться на милость судьбы, но Тиргатао не зря считается одной из легендарных амазонок.

Она сумела сначала занять ложе близ вождя своего народа, а затем умудрилась настроить окружающие племена к войне. Собрав под своим предводительством многие народы Меотиды, Тиргатао разорила Синдику, а также причинила существенный вред Боспорскому царству. Противники её вынуждены были просить мира, а Сатир даже дал в заложники своего сына Метрадора. Воинственная меотка, насытив жажду мести, приняла мир, но её противники, примирившись, не сдержали клятвы.

Благодаря боспорскому царю Сатиру, можно примерно датировать описываемые события между 433 и 389 годами до н.э. А утверждение о боспорско-синдско-меотской войне встречает доверие у учёных, по сохранившимся археологическим и письменным памятникам имеющим представление о тех временах. Кочевья иксаматов, как полагают исследователи, располагались на правобережье Кубани до Танаиса (Дона). Судя по имени гордой меотки, она принадлежала к скифскому этносу.

Активное участие женщины в политике и войне и географическая привязка именно к Азовскому морю явно указывает на наличие у окружающих народов соответствующих традиций, что характерно для савроматов. С именем этой племенной группы связаны легенды о происхождении их от брака скифских юношей с амазонками. Для неё характерно высокое положение женщины в обществе и даже право наследования по женской линии.

Лукьяшко С. И. в своей работе приводит аналитические данные о принадлежности иксаматов-язаматов к более ранней скифской культуре (сарматов в тот период на Танаисе ещё не было) и одним из характерных признаков выделяет высокое положение женщин, на равных правах с мужчинами участвовавших в управлении и войнах. Как раз в этой полосе евразийских степей вплоть до Южно-Сибирских регионов находят многочисленные захоронения женщин-воинов.

Это наше наследие! И нам неплохо бы знать его, хотя бы в самых общих чертах. Любая национальная идея базируется на истории нации и государства. Продолжение следует...

Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.

Рекомендую вам мои книги:

Текущая политическая ситуация в мире, комментарии к самым важным событиям — всё это можно найти в моём сообществе ВКонтакте «Великая Евразия».
3 минуты