Найти в Дзене

Бери и занимайся. Задание для детей 3-4 уровня развития речи

на грамматику и лексику.

✅ Сложный момент. Вводим союзное слово "который"
Очень оно трудно даётся на выходе из СМА по двум причинам:
🔹это местоимение, а они в принципе нелегко идут у детей с алалией;
🔹выступает в сложноподчинённых предложениях в значении подчинительного союза, что весьма сложно понимается моими учениками.

✅ Люблю давать эту тему через спортивную лексику.
Перед нами велосипедист и мотоциклист.
Диалоги состоят из сложных предложений. Их приходится буквально разучивать на вводном уроке.
🔸Кто такой мотоциклист?
🔹Это спортсмен, который едет на мотоцикле.

Можно дать другое предложение.
🔹Это человек, который управляет мотоциклом.

Тут ориентируемся на подготовленность ребёнка. Я беру слово "спортсмен", т. к. с суффиксом -ИСТ связана спортивная тематика.

🔸Кто едет на мотоцикле?
🔹Спортсмен, который называется мотоциклист.

Дальше я прошу ученика:
🔸Объясни сам, кто такой мотоциклист.
🔹Мотоциклист - это спортсмен, который ездит на мотоцикле.

✅ Аналогично ведём разговор о велосипедисте.
🔸Кто такой велосипедист?
🔹Это спортсмен, который едет на велосипеде.
🔸Кто едет на велосипеде?
🔹Спортсмен, который называется велосипедист.

✅ Ввожу понятие "дай определение"
🔸А теперь дай определение велосипедисту. (Дублирую знакомой фразой) Объясни сам, кто такой велосипедист.
🔹Велосипедист - это спортсмен, который едет на велосипеде.

✅ Разбор новой темы всегда детальный. Когда дойдем до картинок со штангистами, хоккеистами, футболистами и т. д., я буду давать одну установку. Например:
🔸Дай определение футболисту.
🔹Футболист, это спортсмен, который играет в футбол.dzen.ru/...cwe

И так до тех пор, пока слово "который" не начнёт звучать легко и естественно в ответах ребёнка.
1 минута
214 читали