19,9 тыс подписчиков
Каменные мольберты древних художников
Вы задумывались когда-нибудь, как добиться гарантированного сохранения информации, на каком носителе её разместить? Наиболее распространённым в древнем мире можно считать дерево и его производные: дёшево, удобно, просто пользоваться и перемещать при необходимости. Однако быстро гниёт, горит, намокает и так далее. Чтобы пронести информацию через века и даже тысячелетия, самый доступный способ — использовать камень. Я считаю, что в некоторых случаях наши предки намеренно мучались с непростым процессом ковыряния твёрдых каменюк, имея целью прочно запечатлеть свои мысли.
И что характерно, эта идея передавалась от поколения к поколению, от племени к племени. Некоторые каменные обтёсанные глыбы использовались буквально как записные книжки для фиксации важной информации. И наш классический сказочный придорожный камень — яркий тому пример. Корни этого обычая уходят глубоко в древность и находят своё отражение в находках археологов. К примеру, в Красноярском крае учёные занялись расшифровкой петроглифов на десятках камней, относящихся к периоду со II в. до н.э. по II в. н.э.
Сделать это было не просто, поскольку надписи и рисунки наслаивались один на другой, сливаясь в визуальную какофонию. Разобраться помогло 3D-моделирование граней с изображениями, которое позволило установить разновремённость рисунков, относящихся к разным древним культурам. Специалисты Кемеровского госуниверситета в ходе исследования погребальных конструкций Тепсейского могильника открыли новые изображения воинов, а также погребальные обряды тесинского времени.
Сакральные камни находились в общем доступе, и народы, населявшие эти места, в разное время проводившие разнообразные ритуальные обряды, старались запечатлеть их смысл. Помимо тагарских, здесь много тесинских, таштыкских, тюркских, хакасских сцен и образов. Сюжетами тесинских петроглифов являются сцены охоты и баталий: воины с оружием, всадники, пронзённые стрелами животные. Есть антропоморфные изображения: человек в «позе лотоса» со змеёй в руке, а также перевёрнутые (умершие) персонажи.
Многофигурные сцены таштыкского времени: зубастые хищники, преследующие добычу, грузные быки, парящие птицы, лоси, многочисленные тамги и знаки, относящиеся к средневековью и новому времени. Каждый народ стремился увековечить что-либо о себе. Это является отличительной чертой человеческого вида с древнейших времён. Самое первое из известных нам изображений найдено на острове Сулавеси в Индонезии, учёные оценивают его возраст около 51000 лет. Это сложная и несущая в себе смысл рассказа композиция охоты.
Исследователи отмечают, что до обнаружения и расшифровки древней иллюстрации считалось, что ранние люди в то далёкое время не могли связанно рассказывать истории и передавать сложные последовательные образы. «Люди, вероятно, рассказывали истории уже более 51 000 лет, но поскольку слова не окаменевают, мы можем полагаться только на косвенные свидетельства, такие как изображения художественных сцен, а искусство Сулавеси на сегодняшний день является самым древним свидетельством такого рода», — сказал индонезийский специалист.
Трепетное отношение к огромным валунам люди пронесли через тысячелетия, и оно характерно для всех эпох и континентов. Самые яркие примеры тому — египетские пирамиды и британский Стоунхендж. Не так давно учёные смогли отследить происхождение громадного алтарного камня комплекса и были не просто удивлены, но по-хорошему шокированы. Неподъёмный монолит, весящий 6 тонн, был перевезён в Стоунхендж из Северной Шотландии, а это порядка 700 км!
Теперь учёные ломают голову по поводу способа доставки глыбы, склоняясь к морскому пути перевозки, что, согласитесь, тоже было непросто сделать 5000 лет назад. Продолжение следует...
Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.
Каталоги публикаций: Добро пожаловать или посторонним В. и Альтернативная История - полный каталог статей.
3 минуты
15 октября 2024