580 подписчиков
Из рубрики «Психологи шутят…»
Впервые фразу «Психолог должен быть глуп, ленив и аморален» я услышала еще на учебе от одного из своих преподавателей.
Фраза провокационная, несколько циничная и вызывает много споров и несогласий.
А в сущности, что же она на самом деле означает?
Рассуждения на эту тему принадлежат Фредерику Перлзу, основателю гештальт-терапии. В этой фразе заключен принцип терапевтических отношений – тот самый, о котором мы рассуждали в предыдущей публикации.
Перлз был по природе своей не только гениальным аналитиком, но и весьма остроумным человеком, активно использовавшим метафоры в своей работе (помним его автобиографическое произведение «Внутри и вне помойного ведра»).
Так в чем же должны проявляться «глупость, лень и аморальные качества» психолога?
Все просто как дважды два.
Психолог – не мудрец, и не должен брать на себя роль гуру и всезнайки.
Никто не знает человека лучше, чем он сам. В этом смысле психолог скорее выступает в роли некого условного «фонаря», который помогает подсвечивать слепые зоны, искренне интересуясь внутренним миром клиента.
Отсюда следует второй постулат – соблюдать терпимость, не навязывать скорые интерпретации, не спешить с выводами, а создавать благоприятное пространство для клиента, позволяя тем самым ему самому делать личные открытия и находить подходящие решения.
Что касается аморальности, тут самый сложный момент, и в первую очередь, для самого психолога.
Специалистам помогающих профессий приходится сталкиваться с абсолютно разными клиентами, и порой мировоззрение клиента и его жизненная позиция, его личные моральные качества могут кардинально не совпадать с внутренними устоями психолога.
Даже в тюрьмах с особо опасными преступниками должен кто-то работать – в этом гуманизм нашего мира и право каждого человека быть услышанным. И по-хорошему, психолог должен быть открыт к любым моральным и этическим проявлениям своего клиента, свободен от общепринятых суждений, что в принципе создает почву для благотворного терапевтического процесса.
Создание пространства, в котором клиент может сам открыто исследовать и формировать свои собственные моральные ориентиры.
Но что делать, если психолог категорически внутренне не может согласиться с моральными принципами клиента, что если клиент вызывает в нем негативные чувства, и психолог (он тоже человек со своей системой важных ему ценностей) не может с ними справиться?
Проблему решает честность. Психолог может в ходе беседы заявить о своем несогласии и о своих откликах и далее либо продолжать терапевтический процесс на новых данных, либо прекратить его, перенаправив к другому специалисту.
А как вы воспринимаете эту фразу?
2 минуты
19 сентября 2024