72 подписчика
Если ребёнок маленький
Я уже писала здесь и здесь, что маленьким детям СДВГ не ставят, так как им еще по возрасту не положено обладать развитыми управляющими функциями. Об СДВГ, как о диагнозе, есть смысл говорить хотя бы с 4 лет. Например, я работаю с Опросником для оценки функций программирования и контроля у детей. Это анкета для родителей. Нейропсихолог может оценить уровень развития управляющих функций лично, с помощью проб, на диагностике ребёнка.
А у маленького ребёнка нас обычно волнует развитие на эмоциональном уровне. Если коротко и в общих чертах, то существует 4 уровня эмоциональной регуляции:
1️⃣Оценка интенсивности средовых воздействий
На этом уровне мы неосознанно оцениваем изменения среды вокруг нас: уровень освещенности, температура своего тела и окружающего пространства, высота звука и тп.
Как может проявляться нарушение у ребёнка (пара вариантов):
- непереносимость сенсорных нагрузок (боится резких движений, громких звуков),
- непереносимость тактильного и глазного контакта
- «прилипчивость» к матери, невозможность находиться без нее
2️⃣ Аффективные стереотипы
Ребенок стремится повторять приносящие ему удовольствие движения и действия. Регулярность циклических процессов даёт комфорт, а их сбой – отрицательные эмоции. Здесь сенсорные системы начинают взаимодействовать в связке «удобно-неудобно», «приятно-неприятно».
Как может проявляться нарушение у ребёнка (пара вариантов):
- нарушение ритмичности физиологических процессов, например, бодроствование-сон
- симбиотическая связь с матерью
- стереотипии
3️⃣ Аффективная экспансия
Ребенок овладевает различными объектами. Учится преодолевать барьеры и препятствия. Появляется спонтанная активность. Подключается интеллектуальный уровень.
То есть мы говорим о уровне естественного перехода к изучению окружающей среды и естественном удалении от матери. Считается, если привязанность к матери нарушена, то и процесс познания мира будет искаженным. Это может быть период гипоактивности: тревожный ребенок боится отходить далеко от матери.
А может, что нам интереснее😉, проявляться как гиперактивность, когда ребёнок не воспринимает эмоциональные сигналы от матери и, научившись ходить, убегает от неё. Какие-то внешние яркие сигналы оказываются для него более сильными стимулами.
Как может проявляться нарушение у ребёнка (пара вариантов):
- страх падения
- страх далеких предметов
- страх нового
4️⃣Базальная аффективная коммуникация
Возрастает роль положительных эмоций, которые придают смысл действиям. Управление своим поведением и поведением «другого» на основе эмоциональной информации.
- избегание тактильных, глазных контактов
- невозможность играть с другим человеком
- невозможность поддерживать диалог
И вот всё (хотя это мы так, носик помочили) само по себе не говорит нам ни о чем. Нарушения эмоциональной регуляции в разных сочетаниях входят в симптомокомплексы различных заболеваний. Каких – покажет время.
А до тех пор, пока не стоит диагноз, обратитесь к нейропсихологу и специалисту по сенсорной интеграции.
Если у вашего ребёнка не стоит диагноз или он слишком мал для этого, на программе «Начало перемен» можно взять только отдельный терапевтический блок. Для этого напишите мне в лс.
2 минуты
13 сентября 2024