Найти тему
2336 подписчиков

О смерти и жизни.


Про это писать непросто, но необходимо. За 2 года СВО приходится сталкиваться с известиями о смерти знакомых и незнакомых нам людей чаще, чем в мирное время. И если тебе не все равно, то надо вырабатывать какое-то разумное отношение к этому. Чрезвычайно сложно спокойно воспринимать такие вести, когда у подавляющей части россиян, за исключением нескольких сотен тысяч наших бойцов на линии фронта, продолжается вполне обычная жизнь.

Я не собираюсь навязывать свое отношение кому-либо, делюсь только личным опытом. Сужу не только по наблюдениям в интернете, но и общался с фронтовиками лично. У них всех есть общая черта. Несмотря на первичный шок от контраста войны и мира, адаптация происходит довольно быстро, и смерть перестает восприниматься как нечто ужасное и неожиданное. С ее обыденностью приходит переоценка отношения к жизни. Острее чувствуется ее хрупкость, больше ценится каждый миг, надуманными выглядят прежние проблемы на гражданке. Если знаешь, за что воюешь, то не так страшно. Хотя умирать никому не хочется.

О СВО до обидного мало написано и снято крупных произведений литературы и кино, потому что большая часть культурных деятелей на другой стороне баррикад. А откуда еще узнать, что переживают люди в аналогичных условиях? В личном общении фронтовики довольно скупы на эмоции, а интернет-формат слишком мелкий для глубокого погружения. Приходится обращаться к искусству прошлого.

Помню потрясшую меня смерть русского летчика Олега Пешкова в 2015 году. Это был шок для всей страны. Как так? У нас же мир. А в Сирии война, и тут подлая ракета турков в спину, парашют, пулеметы, безумные лица террористов вокруг тела героя – и все это почти в прямом эфире. Поневоле ставишь себя на место летчика и чувствуешь весь этот ужас.

Прошлой зимой мы с сыном посмотрели прекрасный фильм «Небо» с Игорем Петренко, в котором история Героя России Пешкова описана его глазами: от принятия присяги до последнего вздоха. И весь его жизненный путь здесь не предстает каким-то нелепым и трагичным, наоборот, он невероятно последователен, логичен и заканчивается тем, что становится примером для всех, кто выбирает такую профессию – Родину защищать. Да, смерть - это трагедия, но она совсем не бессмысленна. Это меняет все.

Затем я пошел искать в литературе, что чувствовали люди, когда смотрели в глаза смерти. Прочел сборник рассказов Андрея Платонова «Смерти нет». Эти рассказы автор писал прямо в окопах в 1941-1943 годах, издавались они сразу же. Ну да, кто-то скажет «пропаганда в целях поднятия боевого духа солдат». Но вы почитайте сами. Здесь война предстает не как ужас-ужас, а тяжелый труд круглые сутки, где души бойцов не черствеют, а обнажают все лучшее, что есть в человеке, где сила духа одерживает победу за победой над бездушным металлом врагов, а героическая смерть - во имя жизни всех, кого защищают герои.

И что-то мне подсказывает, что это чистая правда, ведь именно так описывают свои ощущения наши бойцы на СВО. Правда, Платоновых среди них пока не нашлось. Или мы не ищем.

В рецензии на «Смерти нет» узнал, что автор следует традиции «Севастопольских рассказов» Льва Толстого. Они есть в каждой библиотеке России.

В 1854-1855 годах Толстой - молодой 26-летний офицер, впервые на войне. Здесь его прежние романтические иллюзии развеиваются. Война предстает как тяжкая, грязная, будничная работа, со всеми присущими обычному человеку страхами и сомнениями, которые люди преодолевают вместе, глядя друг на друга, берут пример с подвига своих сослуживцев. Написаны рассказы также прямо в окопах и изданы уже в 1855 году в ходе войны. Вывод первого военкора России таков:
«поколебать силу русского народа невозможно».

Продолжение следует.

3 минуты