Найти тему
138 подписчиков

Оптимизация и прозрачность маркетинга: часть 1


Чтобы оптимизировать диджитал-маркетинг, нужно анализировать данные. Чтобы анализировать данные, нужно эти данные как-то получить и где-то собрать.

Сегодня опишем общий подход к оптимизации, или как в целом начать выстраивать систему, в которой понятно, где тратятся деньги, и какой результат это приносит. Поэтапно это выглядит следующим образом:

Этап 1: определение целей и стратегии

Чаще всего цели очевидны: увеличение продаж, новые клиенты и снижение затрат, но практика показывает, что дорога к этим целям не всегда одинаковая. Поэтому важно выбрать только одну цель и двигаться к ней уверенными шагами, расставляя приоритеты по распределению ресурсов и формируя стратегию.

Этап 2: подбор рекламных инструментов и сбор данных

Подбираем инструменты, которые лучше всего подходят под вашу цель и стратегию. C ходу подобрать необходимый набор рекламных каналов получается не всегда, и важно заложить часть ресурсов под проведение тестов.

Не менее важно на этом этапе помнить про сбор данных и аналитику. Один из наиболее ярких примеров — связка Яндекс Директа и Метрики. Настраивать Директ без Метрики не имеет смысла, т.к. Метрика позволяет проанализировать действия пользователя на сайте, понять, почему покупка не была совершена, и на каком этапе пользователь «отвалился». Благодаря этим показателям можно оценить эффективность РК и оптимизировать объявления.

До начала тестов и работы с рекламой стоит уделить внимание выстраиванию системы UTM-меток (Urchin Tracking Module — параметры, которые добавляют в URL сайта или страницы для отслеживания трафика со всех источников). Там, где возможно фиксировать UTM-метки, нужно продумать систему для рекламных источников, чтобы после проведенных тестов можно было легко понять, куда и сколько потратили, а затем — какие и где получили результаты.

В сухом остатке этот этап можно описать тезисом: хочешь запустить рекламу — подумай сразу, как ты будешь отслеживать результаты.

Этап 3: внедрения сквозняка

Когда рекламных каналов много, а информации из Метрики уже недостаточно, и хочется глубже погружаться в накопленные данные, появляется потребность в сквозняке. Именно здесь переплетается маркетинг и бизнес-процессы, но сейчас концентрируемся на первом.

Далее идем по пунктам и отвечаем на вопросы:

• Оценка текущих процессов

Какие инструменты и системы уже используются для маркетинга и аналитики? Какие данные уже доступны, и как они используются?

• Выявление пробелов

Какие данные не собираются или собираются недостаточно точно? Какие процессы можно улучшить с помощью сквозной аналитики?

• Планирование интеграции

Как данные будут объединяться из различных источников? Какие API и инструменты интеграции будут использоваться?

• Выбор инструментов

Как все подружить с CRM-кой? Где хранить данные из всех источников?

• Построение аналитической платформы

Где строить свои дашбордики и витрины данных (DataLens, Power BI, Tableau, Looker, ...)? Создание отчетов и дашбордов для различных уровней управления, настройка автоматической генерации отчетов.

Когда готовы ответы на все вопросы, в направлении маркетинга вырисовывается что-то более-менее оптимизированное и прозрачное. Но улучшать сквозняк можно (и нужно) бесконечно, т.к. все постоянно меняется: одни инструменты становятся неактуальными, другие овер-сложно интегрировать и т.д.

⌘ ⌘ ⌘ 

Во второй части подсветим классический стек инструментов для уверенного старта на пути по совершенствованию сквозняка.

#сквозняк #польза

2 минуты