3 подписчика
Что теряют дети, не умеющие играть?
С помощью игры, в которой ребенок сам (или совместно с другими партнерами по игре) устанавливает правила (определяющими его роль, например), он добровольно учится подчинению этим самым правилам, самоконтролю, учится добиваться цели (пусть пока игровой), преодолевать свои импульсивные желания. Именно в игре дети учатся оценивать себя, понимать, что они делают, и, главное, хотеть действовать правильно. Более того, игра — практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. А если он играет с другими детьми, то это еще и отличная “прокачка” коммуникативных навыков, умение договариваться и отстаивать свои идеи.
У “неиграющих” детей часто возникают проблемы с самоорганизацией (не могут себя ничем занять, требуют повышенного внимания взрослых), с межличностным общением и пониманием себя, своих желаний.
О том, какие именно личностные качества и навыки ребенок развивает через игру, я уже писала здесь. Но сейчас мне бы хотелось подчеркнуть важную мысль, о которой говорят психологи и с которой я согласна на все 100%: умение играть в сюжетные игры на высоком уровне — это, в каком-то смысле, важнее, чем умение читать и писать. В противном случае, по мнению специалистов, если сюжетная игра не достигает высокого уровня, значит, она не становится ведущей деятельностью и не может задавать зону ближайшего развития.
Что значит играть на высоком уровне? Вот признаки развитой сюжетно-ролевой игры:
✔️На самом низком уровне ребенок заменяет роли игрушками или другими предметами, но по мере развития игровой деятельности, он уже берет игровые роли на себя. ✔️Основным содержанием игры становится выполнение роли и вытекающих из нее действий.
✔️Роли четко обозначены и называются до начала игры. Они определяют и направляют поведение ребенка. Появляется ролевая речь, обращенная к партнеру по игре.
✔️Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью.
✔️Логика, характер и направленность действий определяются ролью. Нарушение логики действий отвергается.
✔️Действия в игре разнообразны, они воссоздают последовательность реальных отношений. Игра эмоционально окрашена. ✔️Дети увлечены и вовлечены в игру. В словах и действиях присутствуют элементы творчества самих детей.
Развитая игра – это самостоятельная и свободная детская деятельность, которая предполагает создание воображаемой ситуации, одновременное существование ребенка в реальном и воображаемом пространстве.
Какие условия нужны для развития игровой деятельности у дошкольников?
1️⃣Предоставлять ребенку достаточно свободного времени (не менее 2-х часов) и пространства для свободной игры.
2️⃣Создать такую игровую среду, в которой будут присутствовать игрушки открытого типа (т.е. без фиксированного, заранее заданного предназначения, сценария) и материалы для создания игрового поля.
3️⃣Оказывать поддержку ребенку — как со стороны родителей, так и воспитателей, педагогов. Ребенка действительно нужно УЧИТЬ играть, но не директивно, а “вдохновляюще”: т.е. своим примером показывать как можно, задавать интригу или новый виток в сюжетных линиях, помогать договариваться или брать на себя роль. Детям крайне необходимо оставлять пространство для воображения, для произвольного поведения. При этом их можно направлять, став равноправным партнером в игре.
♨️ Кстати, лично я задумалась над тем, чтобы походить с Мирой на «Площадку игры и общения» Е. Бахотского (психолога, специализирующегося на сюжетно-ролевых играх). Я знаю, что у меня есть мамы, которые туда ходят. Пожалуйста, поделитесь в комментариях, видите ли вы прогресс у детей – научились ли они играть и придумывать игры сами?🙏
〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️〰️
А в следующем посте я расскажу, что такое «игрушки открытого типа» и какие игрушки должны быть, по мнению психологов, у дошкольников.
#детское_развитие
3 минуты
3 июля 2024