Найти тему
3 подписчика

#детское_развитие #лайфхаки


Про важность игры у детей

Многие знают, что игра — это ведущая деятельность для детей от 3 до 7 лет. Однако, на мой взгляд, мы недооцениваем всю важность игры для ребенка, особенно сюжетно-ролевой. Нам кажется, что это то, что может идти “фоном”, и что в жизни есть вещи поважнее: развивающие занятия, кружки, секции, поездки… Посмотрев потрясающий вебинар с Егором Бахотским (медицинский психолог, создатель и практик метода сопровождения сюжетно-ролевой игры для современных детей), неожиданно для самой себя я обнаружила, сколько всего на самом деле дети познают и “прокачивают” в игре. Ведь это самые важные жизненные навыки:

⭐️ Инициативность и креативность: предложить варианты игры, построить то, что хочется, придумать свой мир, совместить свой замысел с замыслом другого человека и создать что-то новое. Главное в этот момент не блокировать инициативность указаниями (со стороны родителей) “как правильно” и “как должно быть”.
⭐️ Познание личных границ: через партнера в игре мы чувствуем свои собственные границы.
⭐️ Коммуникативные навыки: умение договариваться о распределении ролей или о правилах игры, умение убедить и склонить партнера по игре на свою сторону.
⭐️ Исполнительная функция: терпение и умение подстроиться (например “сейчас мы играем в твою игру, потом в мою”), соблюдение правил игры.

Сюжетно-ролевая игра – это место, где можно безопасно примерить на себя новые роли и модели поведения, где можно “отыграть” и проговорить то, что волнует. Это место для экспериментов и новых открытий. Чем больше дети играют (сами с собой или с кем-то) в этот период, тем лучше. После 9 лет игра трансформируется в творчество, а во взрослой жизни – в создание креативных идей, в проверку гипотез и теорий. Решение творческих задач получается лучше у тех, кто наигрался в детстве, потому что по сути это и есть игровое поле.

Если у ребенка совсем нет свободного времени для игры, и его день расписан по минутам, то это чревато следующими проблемами в будущем:

➖Неумением себя занять игрой, как следствие – требование от родителей/взрослых себя развлечь;
➖Высоким риском игровой зависимости в гаджетах;
➖Неумением наслаждаться процессом, работа только на результат (особенно у тех, кто был перегружен спортивными секциями);
➖Непониманием себя, незнанием своих собственных желаний и потребностей, т.к. его день полностью выстроен родителями.

Играть в разные игры (необязательно сюжетно-ролевые) можно постоянно: в очереди, в транспорте/поездке, пока идешь домой из садика или школы. Придумывать игры на ходу – разумеется, это навык, который есть не у всех родителей, но ему можно обучиться. Или взять на вооружение несколько игр и совершенствовать их, усложнять (например, словесных).

Если вы много и регулярно играете с детьми, это здорово! Здесь главное держать баланс: не перегнуть палку и не навязывать свои правила игры, и в то же время не стать игрушкой в руках ребенка, который просит играть только по его правилам или только в то, что хочет он. Вы должны стать ПАРТНЕРАМИ. Для ребенка уже ценность, что кто-то играет с ним, и если вы интересный для него партнер, он будет слушать ваши правила игры и договариваться.

А что делать, если вы, как родитель, совсем не любите играть?

✔️Найти того, кто любит🙂 Папа, няня, бабушка – любой человек, которому это нравится.
✔️Предложить альтернативу: почитать, полепить, порисовать. Если ребенок просит поиграть, возможно, он просто хочет вашего внимания. Лично я не всегда готова быть партнером в сюжетно-ролевых играх, поэтому часто предлагаю Мире поиграть в настолки. Это мне в кайф! Либо играем на английском в магазин/госпиталь/карточки – это мне тоже нравится.
✔️Научить играть самостоятельно, если ребенок не умеет. Это тоже навык!

Наберем 10 сердечек ❤️ и я расскажу, как научить ребенка играть самостоятельно.
3 минуты