31,5 тыс подписчиков
Пост о стереотипах, заблуждениях и ошибках восприятия.
Сегодня в комментариях под статьей о самых больших советских самолетах меня дважды назвали дурачком из-за информации о том, что Ту-95МС создавался на основе противолодочного Ту-142 (если точнее, то Ту-142МК) примерно в то же время, что Ту-160. Первый комментатор утверждает, что Ту-95МС — это вообще другая ветка развития, а второй настаивает, что самолет создан в 1950-х, то есть задолго до Ту-160.
Я к такому вполне привык и обычно не обращаю внимания, но в этот раз читатели своими заблуждениями навели меня на некоторые рассуждения.
Первое заблуждение проистекает из представлений, что развитие военной техники идет как ветка прокачки в компьютерной игре: от более простой модификации к более сложной, а производятся они по очереди. И если самолет называется Ту-95МС, то он, скорее всего, является развитием Ту-95М — так ведь логично. Но реальность несколько другая.
Во второй половине 1970-х шли работы над новой стратегической крылатой ракетой Х-55. Ее носителем должен был создаваемый в те же годы Ту-160. Это был сложный дорогой проект: работы могли затянуться. Поэтому в качестве более простой альтернативы предложили вооружить новыми ракетами другой носитель, например, хорошо подходил Ту-142МК, находившийся в то время в серийном производстве. Конечно, стратегическому бомбардировщику противолодочное оборудование совсем не нужно, поэтому самолет ждала определенная доработка. Называться он должен был Ту-142МС. Однако позднее его все же переименовали в Ту-95МС. Первый полет новый стратегический ракетоносец совершил в сентябре 1979 года. Почему именно на основе Ту-142? Все просто: самолет серийно производился, есть вся оснастка для выпуска, характеристики устраивают заказчика.
Теперь что касается датировки. Порой две буквы в индексе полностью меняют дело. Ту-95 (первое фото) первой серийной модификации, построенные в 1950-х, уже лет 30 назад, если не больше, распилены на металл. Однако когда различные не очень посвященные в тему авторы видят, что первый Ту-95 взлетел 12 ноября 1952 года, они автоматически переносят эту дату и на Ту-95МС (второе фото), который взлетел на 27 лет позже. И тогда появляется почва для рассказов про вечные B-52 и Ту-95, которые служат уже 70 лет.
Однако это не так: если последний B-52H передан ВВС США в 1962 году, то последний Ту-95МС собран спустя 30 лет (!) в 1992-м. И строились Ту-95МС в одно время с Ту-160, хотя из-за устоявшихся стереотипов их считают намного более старыми.
Кстати, как вам идея написать статью про «семейство Ту-95», в которой рассказать непосредственно о Ту-95, Ту-114, Ту-95РЦ, Ту-142 и Ту-126? Думаю, будет интересно.
2 минуты
1 июля 2024
194 читали