60,4 тыс подписчиков
Лидеры кинопроката Франции 1983 года (среди французских фильмов).
В 1983-м году планку в 1 млн. зрителей сумели преодолеть только 25 французских фильмов, и это было заметно меньше показателей 1950-х, хотя и лучше многих предыдущих прокатных сезонов…
В целом фильмы из первой десятки зрительских предпочтений привлекли в кинозалы Франции от 1,8 млн. до 5,1 млн. зрителей.
В отличие от 1974-1975 и 1977-1980 годов, в 1983 в десятку лидеров не вошла ни одна картина для «взрослых» (хотя во французском кинопрокате фильмов подобного рода было по-прежнему немало).
Как мы уже отмечали, после смерти знаменитого французского комика Луи де Фюнеса (1914-1983) лидерство в комедийной жанре перешло к Колюшу и Пьеру Ришару.
В 1983 году в десятку лидеров вошли сразу две комедии с участием Колюша: «Банзай» Клода Зиди и «Чао, паяц» Клода Берри (эти фильмы разделили пятое-шестое место в прокате с результатом 3,8 млн. зрителей).
У Пьера Ришара (в дуэте с Жераром Депардье) в десятку попал только одна комедия –«Папаши» Франсиса Вебера, но зато она оказалась третьей по посещаемости с результатом 4,8 млн. зрителей.
Еще выше – на втором месте в прокате (5 млн. зрителей) – оказалась боевик Жака Дере «Маргинал» («Вне закона») с Жаном-Полем Бельмондо.
Вернулся в десятку лидеров и Ален Делон: его «Неукротимый» привлек в кинозалы без малого два миллиона зрителей и оказался на девятом месте.
В десятку (седьмое место и 3,4 млн. зрителей) попал и приключенческий фильм Жозе Джованни «Богач», где солировал Лино Вентура.
Но вот на первом месте в 1983 году (5,1 млн. зрителей) неожиданно оказался своего рода фильм-сюрприз: криминальная драма Жана Беккера «Убийственное лето» с Изабель Аджани в главной женской роли. Ни до, ни после Жан Беккер не добивался такого впечатляющего зрительского успеха.
В первую десятку кассовых французских фильмов вошли в основном фильмы признанных мастеров жанрового кино: Жака Дере, Франсиса Вебера, Клода Зиди, Жозе Джованни, Филиппа Лабро и др.
Авторские фильмы Робера Брессона, Алена Рене, Эрика Ромера, Этторе Скола и Франсуа Трюффо сумели собрать от 0,2 млн. до 1,2 млн. зрителей…
К сожалению, изящная пародийная стилизация под нуарные детективы «Веселенькое воскресенье» стала последней работой выдающегося режиссера Франсуа Трюффо (1932-1984): 21 октября 1984 года он скончался после тяжелой болезни…
В целом массовый французский прокат продолжал держаться на хитах развлекательных жанров, в которых снимались любимцы французской публики – Жан-Поль Бельмондо, Пьер Ришар, Колюш, Жерар Депардье, Ив Монтан, Ален Делон, Лино Вентура, Изабель Аджани, Анни Жирардо, Мирей Дарк, Марлен Жобер, Катрин Денев и др. известные актеры.
В итоге из первой десятки самых кассовых французских картин проката 1983 года в советский кинопрокат попали пять фильмов.
Правда, если комедии «Папаши», «Баназай» и мелодрама «Я вышла замуж за тень» вышли на экраны СССР в 1984-1987 годах, то «Маргинал» («Вне закона») и «Бригада криминальной полиции» задержались до 1990-1991 годов…
При этом зрительский успех комедий «Папаши» и «Банзай» оказался во Франции и СССР (с учетом разницы в населении стран) примерно одинаковым…
Причины того, почему остальные фильмы французской «чемпионской десятки» кинопроката 1983 года были отвергнуты советской закупочной цензурой, скорее всего, были следующие:
- финансовые причины, т.е. слишком высокая цена продажи тех или иных фильмов (скорее всего, это касалось фильмов «Убийственное лето», «Богач», «Неукротимый»).
- неверно, с точки зрения советской цензуры, расставленные идеологические в военной тематике («Дедуля участвует в движении сопротивления»).
Правда, в советский кинопрокат (в 1984-1989 годах) попали еще восемь фильмов из репертуара французского кинопроката 1983 года (во Франции они собрали от 0,2 до 1,8 млн. зрителей), которые не вошли в десятку лидеров: «Африканец», «Цена риска», «Веселенькое воскресенье», «Эдит и Марсель», «Бал» (...).
Киновед Александр Федоров. Окончание этого текста и полный список лидеров французского кинопроката 1983 года (с фото) здесь: dzen.ru/...v_s
3 минуты
7 февраля 2024