231 подписчик
"Завтрак гребцов". Кто есть кто?
Не удивляйтесь, я еще раз вернусь к Гюставу Кайботту, человеку, имя которого вплоть до 60-х годов прошлого века появлялось в исследованиях об импрессионизме лишь в связи с его деятельностью как богатого покровителя и коллекционера. Возможно вы давно знаете, а может быть услышите в первый раз, что на оглушительно знаменитой картине Ренуара “Завтрак гребцов” изображены реальные люди, близкие друзья художника. Картина достойна отдельного рассказа, мы к ней еще вернемся, а сегодня я затрону лишь один момент.
Так вот, при работе над картиной Ренуар по очереди приглашал своих друзей в ресторан, чтобы те позировали ему. И Гюстав, конечно же, не отказал другу, посидел моделью. Мускулистый спортсмен в белой майке и соломенной шляпе, сидящий на переднем плане справа, это и есть Гюстав Кайботт. Он действительно был успешным спортсменом, яхтсменом и гребцом, побеждал на соревнованиях и брал призы. Кстати, незадолго до написания этой картины Кайботт купил себе причал ниже по течению. Там он создавал успешные модели лодок и яхт.
Интересно, что в статье, сопровождающей “Завтрак гребцов”, о нем было написано довольно странно: «Оседлавший стул молодой человек в шляпе-канотье - друг импрессионистов, Гюстав Кайботт. Будучи весьма состоятельным, он ради собственного удовольствия занимался живописью. Познакомившись с импрессионистами, Кайботт стал их искренним почитателем. Он покупал у них картины. Причем не те, которые ему нравились, а те, которые никто не покупал». Этакий богатый шалопай. И ни слова о том, что им, уже признанным в среде импрессионистов художником, к тому времени были написаны “Парижская улица в дождливый день”, “Мост - Европа”, “Паркетчики”, “Человек на балконе. Бульвар Осман”, “Гребец в цилиндре”, “Маляры фасадов”, “Крыши Парижа под снегом”, “Балкон. Бульвар Осман”, “Гребцы”, “Женщина у туалетного столика”, “Апельсиновые деревья”, “Рыбак на реке Йер”, “Молодой мужчина у окна” и еще много других, не менее прекрасных картин.
Вот что значит, “человек занимался живописью, не заботясь о продаже своих работ”. Хорошо, еще что хоть через 70 лет наследники открыли миру его художественное наследие, а то мы так бы и не узнали талантливейшего художника Гюстава Кайботта, а до сих пор бы думали, что он - мускулистый спортсмен, от нечего делать покупавший картины знакомых художников. Хотя его вклад в мировое искусство переоценить нельзя, фактически он спас для человечества импрессионизм.
Читайте также:
Завтрак гребцов 1880–1881, Ренуар Пьер Огюст.
2 минуты
5 февраля 2024