Найти тему

Гюстав Кайботт.


Сегодня хочется рассказать еще об одной необыкновенно неординарной одаренной личности - французском художнике, меценате, коллекционере - Гюставе Кайботте.  Он родился в семье, принадлежавшей к высшим слоям парижского общества, блестяще учился в самом престижном колледже, а затем в Сорбонне, получил юридическое образование, но полученной лицензией на юридическую практику так ни разу и не воспользовался. Сфера его интересов была немыслимо широка.

Гюстав Кайботт — человек, доводивший каждое свое увлечение до уровня высочайшего мастерства и легко принимавшийся за новое. Вице-президент Парижского яхт-клуба, филателист, вошедший в список ста самых великих, кораблестроитель, увлеченный фотограф, садовод, юрист, инженер, городской советник Пти-Женвилье и художник-импрессионист, которого считали одним из самых ярких живописцев среди «независимых», а потом забыли на 70 лет.

Он был невероятно богат и мог бы вообще ничем не заниматься. До знакомства с молодыми художниками, будущими импрессионистами, он успел отучиться в мастерской академии Леона Бонна, поступить в Академию изящных искусств и бросить ее. Попав на первую выставку импрессионистов в ателье Надара в качестве зрителя, Кайботт понял, чему посвятит ближайшие несколько лет жизни. Уже начиная со второй выставки, Кайботт становится не только равноправным участником экспозиции, а еще и щедрым меценатом-организатором. Выставку 1877 года по праву называли «выставкой Кайботта». За свой счет он снял для нее помещение, оплатил расходы на рекламу, рамы и вместе с Ренуаром занимался развеской картин. Часть выставленных работ Ренуара, Писсарро, Дега и Моне поступила из собрания Кайботта: он покупал картины главным образом для того, чтобы помочь их авторам, спасая семьи художников от голода, и создавал при этом собственную коллекцию еще никем не признанной импрессионистской живописи. Его благотворительность не знала границ: то и дело он давал Ренуару и Моне деньги «в долг», в своем завещании освободив их от возвращения этих денег. Он снял комнату, в которой Моне писал свои виды вокзала Сен-Лазар, а когда группа устроила в 1877 году еще один аукцион своих работ, то «скупил» на нем принадлежавшие ему же полотна по взвинченным ценам, чтобы увеличить общий доход. Именно Кайботт убедил дирекцию Лувра приобрести картину Мане "Олимпия", которая сейчас является одной из жемчужин музейной коллекции.

После ранней смерти младшего брата у Гюстава возникло предчувствие, что он тоже долго не проживет. Он рано составил завещание, а сам купил дом в городке Пти-Женвилье и переехал туда. В тот период его с головой захватывают другие сильные страсти. Рядом с домом он строит верфь и, будучи талантливым инженером, создает лодки по собственным проектам. Он устраивает регаты на нормандском побережье и переписывает свод правил для проведений общенациональных соревнований. Увлеченно коллекционируя марки, Гюстав начинает писать книгу о филателии (его личную коллекцию марок купил Британский музей). В должности городского советника Кайботт, не желая возиться с бюрократической документацией, просто оплачивает из своего кармана ремонт мостовых, уличные фонари и прочие мелочи.

Свою большую и богатую коллекцию картин друзей - художников Кайботт завещал французскому правительству. Эта коллекция включала шестьдесят восемь картин, среди которых 19 работ Писарро, 14 - Моне, 10 - Ренуара, 9 - Сислея, 7 - Дега, 5 - Сезанна и 4 - Мане.

Это только начало рассказа о человеке, сохранившем человечеству импрессионизм и не дожившем всего два года, то того времени, когда новый стиль в живописи победил пересыпанный нафталином академизм и вышел на первый план.

К этому посту я подобрала малоизвестные работы Гюстава Кайботта, рассказ о нем, как о гениальном художнике еще впереди.
Продолжение:

1.  Гребцы, 1877
2.  Женщина у туалетного столика, 1873
3.  Рисовальщики вывесок, 1877
4.  Паркетчики, 1876
5.  Фрукты на прилавке, 1882
6.  Портрет мужчины
7.  Снег на крышах Парижа
8.  Still Life with Oysters, 18
9.  Jeune homme au piano
10. Мост – Европа, 1876-77
3 минуты