Найти тему
50,1 тыс подписчиков

В России наконец дали зелёный свет машинам без водителя. Совсем скоро они начнут курсировать по дорогам общего пользования, без человека-испытателя за рулём! Но есть нюанс.

ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ
   Минтранс РФ доработал проект закона о высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС). Один из ключевых вопросов по ним — определение ответственности в ДТП с беспилотными ТС. Об этом пишет газета «Коммерсантъ». В рамках новой «редакции» в 2025 году предполагается допуск беспилотников в России на дороги общего пользования, а главное, без инженера-испытателя в салоне!
ПОСТАВИЛИ УСЛОВИЯ
Условие допуска на дороги - обязательное наличие «бортового устройства регистрации событий» и системы, которая позволяет дистанционно перевести машину в «состояние минимального риска»; это когда автопилот выключается, а машина тихо останавливается на обочине. Беспилотники также должны быть поставлены на учёт в ГИБДД и проходить регулярное ТО.
ВЕЗДЕ-ВЕЗДЕ МОЖНО?
В документе прописан запрет на движение автопилотируемых ТС на тех участках дорог общего пользования, по которым проходят маршруты перевозки опасных грузов (например, бензина, керосина, спирта и т. д.). Кроме того, беспилотникам разрешат ездить только по тем дорогам, у которых имеется «цифровой двойник» (там должны быть карта трассы, её план, данные о состоянии, погодные условия, есть ли ДТП и т. д.). И все эти параметры должны передаваться автомобилю в реальном времени!!!
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ДТП
Если случилась авария по вине беспилотников, то основную гражданско-правовую ответственность за нанесённый вред (а он может быть разным) Минтранс предложил возложить на владельцев ВАТС, если они не докажут, что (вспоминаем билеты по ПДД) «вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего». В свою очередь, владельцы смогут переложить ответственность на производителя беспилотного автомобиля, только если будет доказано, что вред причинён вследствие конструктивных особенностей, недочётов и недостатков ПО и конструкции.
Если ДТП произошло из-за плохого техобслуживания, то вина ложится на дилера. Ответственность может понести и диспетчер, который с 2025 года обязательно должен дистанционно мониторить состояние автомобиля и при необходимости выключать систему автопилота при движении.
ОФОРМЛЕНИЕ И ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА
Оформлять ДТП с такими ТС нужно только при участии сотрудника ГИБДД; европротокол при этом будет запрещён (эта поправка сейчас вносится в закон об ОСАГО). При возмещении убытка от ДТП с участием беспилотника страховщик сможет запросить данные «бортового устройства» (ЧИТАЙ НОВГО ЧЁРНОГО ЯЩИКА).
Законопроект пока проходит стадию согласования, после этого он поступит в правительство РФ, потом — в Госдуму. По сообщениям Минтранса, закон должен вступить в силу 1 сентября 2025 года. Но что-то мне подсказывает, что дату вступления в действие опять перенесут. Ну не готовы мы пока видеть беспилотники, колесящие рядом с нашими машинами. Да и давайте посмотрим правде в глаза: у Мерседеса максимум автопилот 3-го уровня. До автономности ещё далековато всё-таки…
2 минуты
121 читали