330 подписчиков
75-76 Лекция. Фурсов. СССР в 1953-1964 годах. Часть третья
Глава 6. Развитие экономики в 1957 - 1962 годов
Лекция 75-76. Пункт 17. Замена отраслевого принципа управления хозяйством территориальным и подрыв централизованных министерств - создание совнархозов (февральский пленум 1957 - начало реформы 1 июля 1957).
1.
В феврале 1957 года на Пленуме ЦК Хрущев предлагает начать экономическую реформу. Суть ее заключалась в отказе от отраслевого управления экономикой и переход к территориальному управлению. Территориальное управление промышленностью существовало в 1920-е годы, а на центральном уровне органом управления был Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ). С переходом к индустриализации в конце первой пятилетки в 1932 году ВСНХ был ликвидирован, а на её месте была создана система отраслевого управления экономикой в виде системы Наркоматов, а после войны они были переименованы в Министерства. Именно в такой структуре управления экономикой было реализовано советское экономическое чудо 1929-1956 годов.
До сих пор непонятны причины и доводы, по которым вновь перешли к управлению экономикой по территориальному принципу. Царская Россия и СССР по территории была крупнейшей державой в мире и всегда испытывала проблемы связности территории. Большие расстояния увеличивали себестоимость продукции и делали ее дороже, чем в других странах. Территориальный принцип управления непременно приводил к обособлению отдельных регионов страны, к повышении неравномерности экономического роста, сложностям государственного планирования. Одним из аргументов введения территориального управления экономикой был опыт Китая, где такая форма управления дала положительные результаты. Но и в СССР в период восстановления экономики, территориальный способ тоже давал положительные результаты, а на этапе, когда СССР перешел в разряд второй экономики в мире, это решение оказалось провальным.
Хрущев решил, что сверхцентрализация советской экономики порождает бюрократизм и блокирует возросший уровень самосознания советских граждан, мешает перейти к общенародному государству. Демократизация управления экономикой у Хрущева сопровождалась резкими и неоправданными мерами по ликвидации артельного производства и личного подсобного хозяйства. Хрущев считал, что пора кончать с коллективной собственностью и переходить исключительно к социалистической собственности, что будет приближать страну к победе коммунизма. Это было совершенно упрощенное, а по сути троцкистское понимание роли и значения коллективной собственности и кооперативного движения в деле строительства социализма.
Против плана перехода к территориальному управлению экономикой на февральском пленуме ЦК выступило большинство Президиума ЦК. Особенно активны были Молотов, Первухин, Каганович, Маленков. Их активно поддержали сотрудники Госплана СССР Байбаков и Косыгин и глава Компартии Украины Шелест.
Хрущев продолжал настаивать и ему удалось через Верховный Совет СССР в мае 1957 года протащить Закон о создании 105 территориальных Совнархозов (СНХ) и переходу к территориальному принципу управления экономикой страны.
Именно споры вокруг экономической реформы окончательно привели группу Молотова к решению снять Хрущева с должности первого секретаря, но они с треском провалили эту попытку на июньском пленуме ЦК и сами потеряли власть.
Хрущев, провозглашая реформу, опирался на региональные власти руководителей республик, краев и областей, которые получали в свои руки значительный административный и хозяйственный ресурс. Эта морковка для региональных элит позволила ему снести влиятельную группу Молотова.
Главы СНХ получили права министров. Госплан СССР устраняется от стратегического планирования экономики, начинает разрушаться единство и целостность советской экономики и так утрачиваются факторы ее быстрого роста.
3 минуты
15 февраля 2024