5659 подписчиков
Часть 2. Начало тут.
Американские журналисты подробно описывают причины технического провала "Боинга", но в них нет ничего, что выходило бы за рамки абсолютно рыночной практики. Поэтому изучение этого кейса жизненно важно для российской авиации.
Смотрите сами.
1️⃣ В рамках оптимизации бизнеса в 2005 году "Боинг" выделил из своего состава и продал частным инвесторам компанию Spirit Aero, которая стала подрядчиком "Боинга" по крупноузловой сборке. 80-летняя эпоха, когда "Боинг" всё делал под одной крышей, подошла к концу, но зато материнская компания стала более привлекательной для инвесторов.
2️⃣ В 2006 году "Боинг" начал обсуждать, каким будет новое семейство 737-х. Прошло почти пять лет, но обсуждения так ничем и не закончились, пока в декабре 2010 года компания Airbus не показала его главного конкурента — новый лайнер A320neo. Время шло. Весной 2011 года руководство "Боинга" всё ещё колебалось: делать новый самолёт или обновить предыдущее поколение. И только решение крупнейшего в мире авиаперевозчика American Airlines о покупке 130 A320neo и контрактовании ещё 365 вырвало менеджмент "Боинга" из оцепенения. Стало ясно, что проектирование полностью нового лайнера займёт не менее 10 лет. Было принято решение обновлять старый добрый 737, чей проект уходит корнями в 1960-е года.
3️⃣ По удивительному (на самом деле, нет) стечению обстоятельств в год анонса новой линейки Boeing 737 Max акционеры "Боинга" начали активно доить компанию. По подсчётам Блумберга, "Боинг" с 2011 года по настоящее время выплатил им $68 млрд через дивиденды и обратный выкуп акций.
4️⃣ В декабре 2015 года "Боинг" закончил первый "Макс", в мае 2017 года состоялся его первый полёт, и уже через год главный кормилец "Боинга" успел совершить 42 тысячи вылетов.
5️⃣ "Боинг" поставил 230 новых "Максов", когда стало ясно что новинка проектировалась и собиралась в большой спешке: 29 октября 2018 года по необъяснимым причинам разбивается рейс 610 индонезийской Lion Air, а 10 марта 2019 года — рейс 302 Эфиопских авиалиний. К этому моменту было произведено уже 386 "Максов".
6️⃣ Авиакомпании по всему миру приостанавливают их полёты. Выясняется, что унаследованный от старых 737-х планер плохо дружит с новыми экономичными, но слишком тяжёлыми двигателями "Максов", из-за чего ему для управления требуется небольшой лайфхак. "Боинг" внедряет программное обеспечение, которое выравнивает "Макс" в полёте, но забывает тщательно его задокументировать, в результате обученные на предыдущих 737-х пилоты не знают, как выходить из нештатных ситуаций и на фоне отказа выравнивающих датчиков роняют самолёты. В 2019 году "Боинг" теряет позицию крупнейшего мирового производителя гражданских судов.
7️⃣ В 2020 году всем приходит ковид, а в "Боинг" приходит Дэвид Калун — тот самый, что прилюдно с трудом сдерживал слёзы, извиняясь после инцидента с Alaska Airlines, но на самом деле цинично гонял на работу на частном джете. Ну а та самая Spirit Aero, которая собирает 70% фюзеляжа Boeing 737 MAX, сокращает 6800 наёмных рабочих, а зарплатных сотрудников переводит на четырёхдневную рабочую неделю, чтобы не уйти в убыток. Материнская компания, которой управляет Калун, решает собственные финансовые проблемы.
Ну вот, девочки, и всё. Дальше вы знаете.
В этой истории много поучительного. Кому-то она ответит на вопрос, почему американцы не могут повторно высадиться на Луну, а кому-то намекнёт, что до 2035 года лучше ездить по России на поезде. Или, на крайний случай, на автомобиле. Электрическом. Китайском.
2 минуты
17 января 2024